1,2,3,4 классы Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Кузьмина Светлана Викторовна

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Педагог: Кузьмина Светлана Викторовна.

Развивать творческие способности надо с раннего возраста и продолжать в течении жизни. Для этого предлагаю на уроках "сказочные" задания: опиши характер героя до встречи... и после...., Что было дальше?, Сочини сказку., Сказочные пазлы.,Волшебная ручка., Фантастическая добавка., Перестановка персонажей внутри одной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Кузьмина Светлана Викторовна

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Слайд №1

«Если ученик в школе

не научится ничего творить,

то в жизни он всегда

будет только подражать…»

Л. Н. Толстой.

     Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческих способностей, способствующих формированию творческого потенциала личности.

   В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, творчески мыслящие люди,  которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать  их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.  В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны».

      Федеральный  государственного образовательный стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. Главной целью школы,  является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей.

   Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является практическая деятельность на уроках  литературного чтения. Очень  важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать.

Что такое творческие способности? Можно ли их развить или это дано от рождения? Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может разбудить в себе способность к творчеству.

  Творческие способности - это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных сторон. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

  В большинстве случаев творческий человек – это оригинально мыслящий человек, способный самостоятельно искать и принимать нестандартные решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое.

В своей работе я стараюсь использовать все необходимое для развития творческих способностей учащихся, создаю благоприятные условия для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности.

   Я расскажу сегодня об использовании на уроках сказки. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее, а самое главное способствуют развитию творческих способностей и повышает интерес к данному предмету

   Выполнение "сказочных” заданий поможет формированию мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.

Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них:

Слайд №2

Интерпретация сказки

   Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

  1. Опиши характер главного героя до встречи с… и после. (Например: характер зайца до встречи с лисой и после из сказки «Заячья избушка»)
  2. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  3.  «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.

Слайд №3

  1. Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.) Например: Карабас Барабас стал добрым.

Слайд №4

  1. Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).

Слайд №5

  1. Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
    - Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
    - Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.

Слайд №6

  1. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. )
  2. Перестановка персонажей внутри одной сказки.

Жил – был Колобок один – одинёшенек. Однажды он покатился, куда глаза глядят, искать родных бабушку и дедушку.

Катится Колобок, а навстречу ему медведь.

 - Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я дедушку и бабушку ищу.

 - Ты, Медведь, не видел?

 - Нет!

И покатился Колобок дальше.

Катится Колобок, а навстречу ему Волк.

 - Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам  скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я дедушку и бабушку ищу.

 - Ты, Волк, не видел?

 - Нет!

И покатился Колобок дальше.

Катится Колобок, а навстречу ему Заяц.

 - Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я дедушку и бабушку ищу.

 - Ты, Заяц, не видел?

 - Нет!

И покатился Колобок дальше.

 Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

 - Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я дедушку и бабушку ищу.

 - Ты, Лисонька, не видела?

 - Видела! Они живут в деревянной избушке на опушке леса.

 - Спасибо, тебе, кумушка!

  И покатился Колобок дальше. Видит  дедушка с бабушкой на лавочке сидят и горюют.

 - Вот мы и остались одни на старости лет, где наш сыночек  Колобочек?  - плачет бабка.

 - Кто нам поможет?  Кто воды принесёт? – причитает дедка.

 - Я здесь! Я воды принесу, пирог испеку  да в избе приберусь! – крикнул Колобок.

 - Когда все вместе, то и душа на месте!

Стали они жить поживать и добра наживать.

Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

Слайд №7

  1. Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…»

Слайд  8

«Привлекательная цель»

  Детям может быть поставлена цель – помочь волку восстановить своё доброе имя, вернуть уважение к себе у Красной Шапочки, у мамы – козы из сказки «Волк и семеро козлят».

   Михаил Пляцковский. Помощник. Помоги ослику Алфавиту восстановить своё доброе имя или перевоспитание Алфавитика.

Например: Сказка о том, как Ослик Алфавит стал Трудолюбивым.

Ослик и Фея.

   Жил – был ослик Алфавит. Он был очень ленивый.

   Однажды кролик Кочерыжка попросил его полить огород. Ослику очень не хотелось это делать. Он сел под яблоньку и уснул.

   

Вдруг ослик слышит, что кто - то его зовёт. Это была Морковная фея. Она подарила Алфавиту морковку  и сказала, что если её посадить и за ней ухаживать, то она исполнит все его желания. Так он и сделал.

   Морковь выросла и заговорила человеческим голосом.

- Спасибо тебе, Алфавит, теперь я буду  исполнять твои желания!

  Так Морковная фея научила ослика Алфавита трудиться.

Понял тогда ослик, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Слайд 9 «Волшебная Ручка»

Ручка  передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например:

Передающий говорит  название сказки, а принимающий одного из персонажей этого произведения,  описание его внешнего вида или характера героя.

Слайд 10    «Фантастическая добавка»

Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

Представить себя маленьким котёнком, на которого яростно лаяла собака из рассказа Валентины Осеевой «Плохо» и рассказать эту историю с позиции котёнка.

Представить себя лягушонком,  в которого ребята, ради забавы,  стали кидать камни из рассказа Дмитрия Тихомирова  «Мальчики и лягушки» и рассказать эту историю с позиции лягушки.

 Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Слайд11   «Сказочные  пазлы»

Пазлы нацелены на создание творческой и  игровой обстановки на уроке.   Детям можно предложить следующие задания:

-пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;

-описание персонажа;

-сочинение своего продолжения сказки.

        Слайд 12, 13   «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

  • Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными

 (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках);

Представить себя маленьким котёнком, на которого яростно лаяла собака из рассказа Валентины Осеевой «Плохо» и рассказать эту историю с позиции котёнка.

                                               

А могут быть близкими к жизни детей (лиса и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка);

  • «Саша – дразнилка» из рассказа Нины Артюховой со своей сестрой Лялей оказались на необитаемом острове. Изменится ли поведение Саши и его отношение к сестре?

Слайд  14 Дети очень любят путешествовать. Поэтому «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке.

             Угадайте, из какой сказки герой: " Емеля, отпусти меня в воду, я выполню все, что  ни пожелаешь ".     Из сказки " По щучьему велению ". Отправляемся в путь на печи.

            На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть   смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными.

Слайд  15

 Сочинение  сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой.

Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

1. Выделять опорные слова из сказки

- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

 - Коллективное выделение опорных слов из сказки.

 - Самостоятельный подбор опорных слов.

На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

- Сочинение сказки по опорным словам.

2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

3.  «Выворачивание сказки наизнанку»

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

  • Белоснежка встретила в лесу семь великанов.
  • Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

4. Сочинение сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение.

Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок.

 М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки.

 При сочинении возможно использование юмора.

Слайд  16

5. «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.


Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.
Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад.

Слайд  17

6. Создание собственной оригинальной сказки.

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К – кикимора
А – амулет
Щ – щука
Е – Емеля
Й – йог

А – Алёша  Попович

Л - Леший

Ё - ёжик

Н - Настенька

У - Умка

Ш – шапка  - невидимка

К - Кощей

А – Аленький цветочек

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

Слайд  18, 19

7. Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочного словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы, место действия.

Слайд  20

8.«Свободное выступление»

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Слайд  21

Заключение

Подводя итоги сказанному хочется отметить, что  литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.

   На своих уроках,  я стараюсь пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни.  А самое главное такие уроки повышают мотивацию учащихся, желание как можно больше прочитать новых книг, создать свои произведения, показать свои творения родителям и учителям.

Слайд  22

   В конце года  1класса  и 2 класса  я провела тестирование «Развитие творческих  способностей детей младшего школьного возраста».

   Вот такие результаты я получила:

Максимальное количество баллов – 15

Высокий уровень– 14 -15 баллов;

Средний уровень  – 11 – 12 баллов;

 Низкий уровень - ниже 11 баллов.

По результатам тестирования мы видим, что у всех учащихся процесс развития не стоит на месте, а движется вперёд.

   Я думаю, что задания, которые я предлагаю ребятам на уроках литературного чтения, формирует у учащихся умение самостоятельно ставить цели урока и решать учебные задачи,  повышает интерес к предмету,  к книге, желание читать и узнавать что – то новое, что создаёт ситуацию успеха для каждого ученика, что приводит к более успешному усвоению предмета и повышает мотивацию учебной деятельности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...