Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (2, 3, 4 класс) на тему

Самородова Марина Николаевна

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта  на методическом совещании по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения»

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий реализацию личных планов на основе духовно-нравственных ценностей общества для будущей созидательной жизнедеятельности.

Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но  и способной решать задачи нового века на высоком уровне.

Основным предметом в начальной школе является урок чтения. Овладение навыком чтения – сложный и долгий процесс. Навык чтения необходим ученику   на уроке математики, русского языка, познания мира, немецкого языка, труда, изобразительного искусства. От навыка чтения зависит производительность труда на уроке, грамотность учащихся, речь. Эта проблема волнует всех учителей начальных классов. Чтение является основным показателем культурного человека. Поэтому я решила попробовать решить эту проблему через развитие творческих способностей учащихся на уроках чтения, через повышение интереса к чтению. Дети младшего школьного возраста наиболее открытые, восприимчивые, любопытны. Для этого нужно создать ситуацию заинтересованности.

Основная задача, которая стоит передо мной – это  создание системы работы по развитию творческих способностей младших школьников, по накоплению и использованию различных видов письменных и устных творческих работ по литературному чтению, опираясь на задания учебника «Литературное чтение» для 2 класса общеобразовательной школы. Показать значимость развития творческих способностей учащихся, что помогает прививать учащимся умения правильно, красиво, эмоционально говорить и писать, свободно высказываться. Творческий подход поможет решить вопросы развития самостоятельного мышления, воображения, речи, позволит учащимся свободно общаться друг с другом, проявлять критичность, самокритичность, уметь свободно выражать свои мысли. Разбудить способность к творчеству. Это в первую очередь способность находить особый взгляд на повседневные вещи. Ведь в будущем нам нужен думающий, инициативный, способный к творческому подходу к любому делу  человек

 Для диагностики были использованы тесты,  анкетирование, анализ итогов успеваемости, наблюдение за учащимися в учебном процессе, индивидуальные беседы с учащимися, родителями.

В рейтинге предметов, если в первую группу определить такие предметы как  труд, изо, физкультура – от 96 % до 100% выбрали как самые любимые предметы. То литературное чтение входит во вторую группу любимых предметов вместе с русским языком, математикой, окружающим миром – от 62 % до 92 %.

               Было проведено анкетирование «Любимый предмет». Нужно было распределить предметы по группам: « очень нравится, нравится, не нравится, но терплю, не люблю» По его результатам выяснилось, что литературное чтение занимает важное место в жизни учащихся. Из опрошенных 24 учащихся очень нравится литература – 13 учащимся -  59 %, нравится – 8 учащимся - 33 %, не нравится, но терпит – 1 ученик – 4 %, не любит – 1 ученик – 4 %.

Постоянно у учащихся класса проверяю технику чтения. По результатам можно заметить, что техника чтения растет. Также заметен рост учащихся, читающих без ошибок, более выразительно, с соблюдением пауз, интонации.

        Решая творческие, нестандартные задания учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

        Первым этапом развития творческих способностей учащихся является подготовительный этап. Это этап подражания, имитации. Он ориентирует на накопление и использование различных видов письменных и устных творческих работ по литературному чтению.

        Понимание смысла прочитанного: конструирование собственных вопросов, построение доказательного высказывания с опорой на текст. Словесное иллюстрирование текста (устное рисование). Учащиеся должны: конструировать вопросы оценочного и проблемного характера, заниматься творческой работой.

        

           Уже в первом классе детям предлагались различные виды работ.

  • «Рассыпались буквы»
  • «Собери слова »
  • «Перепутались слоги в словах»
  • Сочини зимнюю сказку. Начни ее словами «Жил был в лесу…» или « Однажды в зимнюю ночь…»
  • Рассмотри картинку. Составь устный рассказ «Моя любимая книга»
  • Напиши стихотворение о зиме по последнему слову. Сколько получилось предложений?

… снежинки                                                    … зимой

… тропинки                                                    … домой

… дома                                                            … хоровод

… зима                                                            … Новый год.

Начиная со второго класса, на каждом уроке литературного чтения отвожу пять-десять  минут для развития творческих способностей, которые так и называются “творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера:

•        продолжи рассказ, начатый товарищем;

•        составьте рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ);

•        конкурс “Литераторов” (класс делится на группы, каждая сочиняет свой рассказ, сказку, четверостишие и т.д. на заданную тему, а затем определяется победитель);

•        интеллектуально – развивающие игры: “На что это похоже?”, “Волшебные кляксы”;

•        ролевые диалоги (“На лесной полянке”, и т.д.);

•        составь рассказ - этюд (небольшое яркое образное описание предмета);

•        минутки - “Почемучки”;

•        “иллюстрирование” произведения;

•        минутки - “сочинялки” (придумать мини –инсценирование; “Фантазёры” (задания придумывают сами дети).

Особое место среди средств, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на уроке, занимают совместные творческие дела. В своей практике, при организации познавательных творческих дел, я использую следующие формы работы: Турниры-викторины, “Поэтический ручеёк”, “Творческая мастерская”, “Юный критик”, выпуск литературной газеты.

В учебнике «Литературное чтение » для 3 класса предполагаются задания на развитие творческого мышления детей. Такие задания отмечены в условных обозначениях в учебнике:   развивай свою речь,  оцени поступок героя,  сравни, вырази своё отношение,  подумай, докажи,  сочини, придумай сам.

  • «Какие слова и выражения ты используешь для рассказа о своей Родине» -
  • «Расскажи о том месте, где ты родился. Какие слова о красоте родного края, о чувстве любви к нему ты используешь в своем рассказе»
  • «Как ты думаешь, какие звуки можно услышать в осеннем лесу? Расскажи о них. Опиши осень в лесу.»
  • « Попробуй описать осенний день, используя образные выражения: «дождь плачет», «ветер хулиганит», «цветы грустят», «осень плачет»
  • «Напиши сказку о путешествии осеннего листочка, используя прием олицетворения»
  • «Выбери пословицу и напиши по ней рассказ. 1) «Терпенье  и труд все перетрут», 2) «Тяжко жить тому, кто от работы бежит » и т.д.
  • «Составь сборники загадок, пословиц, поговорок»
  • «Придумай свою загадку, закличку, приговорку»
  • «Были ли случаи в твоей жизни, когда тебе нужно было защитить животное или растение? Расскажи.»
  • «Составь рассказ о жаворонке? Где он живет? Где любит петь свои песни? Какой у него голосок? В какое время года его песни особенно радостны и почему? Используй в своем рассказе эпитеты, сравнения.»
  • «Напиши веселые рассказы о птицах, которые умеют говорить» и т.д.

Очень важно научить детей пользоваться эмоционально – оценочной  лексикой при анализе художественных произведений:

1.        Моё любимое произведение…

2.        Самые яркие моменты (фрагменты) …

3.        Незабываемый эпизод (момент) …

4.        Читая его, я испытывал …

5.        Особенно меня тронуло…

6.        Я недоумевал (поражался)…

7.        Порадовался тому, что...

8.        Никогда не забуду как…

9.        Я представил, что…

Достигнуты определенные результаты в работе: применение системы работы показывает, что у учащихся повышается интерес к языку, улучшается внимание, память; формируется определенный интерес к предмету, расширяется кругозор, развивается речь, навыки общения,  творческое воображение, обогащается и активизируется словарный запас учащихся, развивается артистизм детей, пробуждается интерес к чтению. У детей возникает стремление самостоятельно добывать новые знания, они испытывают потребность в учебной деятельности. Исследование необходимо продолжить с учащимися класса в последующие годы обучения.

Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции.

По утверждению американского писателя П. Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Решение проблемы творческого развития дает возможность ребенку почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Содержание работы позволяет вносить современные изменения, которые могут получить развитие  в последующих классах.            

Источники:

http://www.prodlenka.org/pedagogicheskaia-masterskaia/tvorcheskaia-deiatelnost-uchashchikhsia-na-urokakh-literaturnogo-chteniia.html    Автор материала: Евстафьева Надежда Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

1,2,3,4 классы Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Педагог: Кузьмина Светлана Викторовна.Развивать творческие способности надо с раннего возраста и продолжать в течении жизни. Д...