Урок-диспут .Беседа – размышление «Я –человек! Но…какой?» «Родители-дети»
методическая разработка (4 класс) по теме

 Светлана Юрьевна Кусковская


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XXΙ века»

Окружающий мир в 1 классе по теме:
"Пять наших помощников"

Цели урока:

  1. Научить различать предметы по их признакам при помощи органов чувств.
  2. Закрепить знания об органах чувств, их свойствах, значении для человека.
  3. Упражнять в распознавании признаков предметов с помощью органов чувств.
  4. Способствовать развитию внимания, пространственно-образного восприятия, памяти, бережного отношения к состоянию своего здоровья и органам чувств.
  5. Обучить детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств  в процессе познания окружающего мира, их значения для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).


Оборудование:

  1. «Чудесный мешочек»
  2. Фрукты (яблоко, киви, банан, лимон)
  3. Овощи (огурец)
  4. Стаканы с солёной и сладкой водой.
  5. Косынка.
  6. СD- диски с записью голоса птицы, шелеста травы, журчащего ручья.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день- всегда, везде.

На занятиях, в  игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

 2.Этап сообщения темы и постановки целей урока.

-Как мы познаём окружающий мир? Что помогает нам в этом?

- По каким признакам мы различаем предметы между собой?

-Для общения с окружающим миром у нас с вами есть пять умных помощников.  Кто их может назвать?

-Сегодня на уроке мы будем с вами изучать, наблюдать, исследовать окружающий нас мир, оценим роль наших  умных помощников. На уроке будьте все внимательными и старательными. Я желаю вам хорошего настроения и успехов в работе на уроке.

3. Этап изучения нового материала.

 а)игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках чудесный мешочек, что находится внутри, я не знаю. Ваша задача: не заглядывая в мешочек, определить на ощупь предмет, потрогав его рукой.

(Дети определяют на ощупь фрукты)

-Когда вы на ощупь узнавали, что находится в мешочке, то как вы это делали, с помощью чего? (руки)

-Правильно. На руках кожа может чувствовать любой предмет. Какую ещё помощь оказывает нам кожа? (различает холод, тепло, острые предметы).А ещё с помощью чего вы определили? ( с помощью глаз)

-гимнастика для глаз:

  1. «Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать
  2. «Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть

-Глаза являются органом зрения, нашим помощником, а вот органом осязания является кожа на наших руках, её нужно беречь, содержать в чистоте.

 б)игра «Чудесный мешочек»

-Молодцы, с этим заданием вы справились. А теперь я предлагаю вам новую задачу: вам следует угадать, что это за фрукт или овощ закрытыми глазами.  (Дети по запаху определяют огурец, лимон).

- Как отгадали?  (По запаху)

- Назовите, какой ещё помощник участвовал в узнавании предметов? (Нос)

-Правильно, следующий помощник орган обоняния – нос. Он помогает нам чувствовать и различать запахи.

в)игра «Чудесная вода»

 - А теперь я предлагаю поиграть вам в игру «Чудесная вода». Перед вами три стакана с водой, в одном – сладкая вода, в другом – солёная, в третьем – обычная. Как определить?

( попробовать)

- Как вы смогли узнать? ( на вкус, ощутили языком)

-Правильно, ребята, язык – наш помощник, который помогает узнавать вкусовые признаки предметов. Но только ли в этом заключается важное назначение языка?  (Язык – главный орган речевого общения людей)

г)игра «Послушай и угадай»

(Детям включается запись голоса птицы, шелеста травы, журчащего ручья)

-Чьи голоса вы слышали? Благодаря чему вы слышали звуки?

- Ухо – это орган слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, так она и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.

IV. Физкультминутка

А сейчас отправимся в путешествие.

По тропинке в лес пойдём,

Лужу мимо обойдём,

Перепрыгнем ручеёк,

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо,

Посмотрели вверх на солнышко,

Посмотрели вниз на травку,

Ах, как красиво!

V.Работа в группах.

-Вот мы исследовали наши органы чувств. Сколько органов у человека?  Перечислите их. Какой орган самый важный?

-Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы есть на столе карточка- лепесток с названием органа чувств. Ваша задача: доказать, почему человеку нужен этот орган чувств? Как его беречь? Работать нужно тихо, слушать мнение каждого соседа по группе.

(Дети работают в группах, идёт обсуждение данного органа чувств. После обсуждения дети высказывают мнения об органах чувств, формулируют правила, как беречь органы чувств)

 

VI.Этап закрепления.

Работа по учебнику с.58, рабочая тетрадь с.25

VII.Этап подведения итогов.

-Каких умных помощников мы знаем? Какую работу выполняют они все вместе?

-Давайте составим солнышко органов чувств?  Какие лучи органов чувств будут у солнышка?  (Дети работают с доской, составляют кластер)

 


  - Понравился вам урок? О чём расскажите дома родителям?

Поиграйте с ними дома в игры, которые проводили мы на уроке.

Организация внимания учащихся, создание положительного эмоционального настроения.

Подготовка к активному восприятию темы.

Практический метод. Игровая ситуация с целью активного восприятия нового материала.

Развитие зрительного восприятия, операций анализа и синтеза.

Игровая ситуация. Получение знаний в ходе проведения учебных исследований.

Осуществляется исследовательская деятельность, поддержание интереса.

Происходит непосредственный контакт с новой информацией.

Здоровье - сберегающие технологии. Поддержка эмоционального настроения.

Групповая рефлексия. Частично-поисковый метод

( учащиеся высказывают предположения, делают определённые выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи). Работа над развитием речи.  

Развитие итоговой рефлексии. Стремление вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы.

Учащиеся по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результат работы на магнитной доске, анализируют собственные мыслительные операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ защитника Отечества на страницах детских книг» Урок-диспут

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди, к...

Беседа - "Собака - друг человека"

Конспект мероприятия...

Этическая беседа – размышление «Добросердечность»

Этическая беседа – размышление «Добросердечность»....

Урок - диспут «Книга или телевизор?» По сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Урок  - диспут«Книга илителевизор?»По сказу П.П.Бажова«Серебряноекопытце»...

Беседа на тему: "Человека встречают по одежке, а провожают...?" для учащихся 3-4 классов.

Материал включает в себя конспект беседы, презентацию и приложение....

Беседа-размышление «Стыд и совесть»

Воспитание нравственных качеств воспитанников, уважение  к личности человека, умение критически относиться к себе, давать честную оценку  своим  поступкам; уточнить значение таких нравс...