Дифференцированный подход к контролю и оценке учебной деятельности младших школьников.
статья по теме

 

Изменения в содержании современного образования, перенос акцентов с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий требует определённых изменений в системе  контрольно-оценочной деятельности учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к контролю и оценке учебной деятельности младших школьников.

Изменения в содержании современного образования, перенос акцентов с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий требует определённых изменений в системе  контрольно-оценочной деятельности учителя.

Существующая «отметочная» система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения:

- не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности;

- является малоинформативной (по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний, определить, что именно надо улучшить, над чем работать);

- часто имеет травмирующий характер.

Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления на ребенка. Все это, как известно, приводит к снижению интереса в обучении, к росту психологического дискомфорта учащегося, его тревожности и даже к ухудшению физического здоровья.

Необходим поиск принципиально нового подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащегося.

Исходя из этого, был сделан вывод о необходимости другой системы оценки результатов учебного труда - нужны сугубо индивидуальные параметры оценки каждого ученика. Для нас важно развитие личности, поэтому планка оценки должна устанавливаться для каждого ученика отдельно.

Как известно, гуманизация процесса обучения – важнейший принцип развивающей школы. Контроль и оценка – наиболее трудные, уязвимые стороны учебного процесса, поскольку они определяют конечный результат  учебной  деятельности, то есть то, что волнует  детей и их родителей.

Актуальность выбранной темы определена существующими в образовательной среде противоречиями. Проблема контроля и оценки, а также школьной отметки всегда волновала  и особо остро волнует учителей начальной школы, так как множество учебно-методических комплектов, по которым работают в настоящее время  учителя, предлагают различные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

В течение последних лет особое внимание уделяю дифференцированному подходу к контролю и оценке знаний учащихся, придавая особое значение разноуровневому и вариативному подбору материала, самоконтролю и самооценке.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  умелом сочетании методов контроля и самоконтроля, способствующих эффективности обучения по всем учебным предметам. Построение уроков по контролю и оценке с учетом уровневой дифференциации значительно повышает эффективность обучения, создает для учащихся адаптивную по возможности и способностям образовательную среду. Система дифференцированных заданий необходима для того, чтобы дети с разным уровнем развития могли выполнять задачи соответствующие их уровню. «Оценка» должна на сколько это возможно, отражать личностный рост ученика.

В моем опыте гуманизация процесса обучения обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностями и ориентациями.

В своей педагогической деятельности реализую два пути гуманизации: первый – гуманизация посредством содержания предлагаемой работы, второй – гуманизация взаимоотношений между учителем и детьми.

Гуманизация посредством содержания предлагаемой работы предполагает предоставление ребенку выбора задания. К таким работам следует отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Именно такой подход к контролю учебной деятельности учащихся снижает у детей состояние тревожности, дискомфорта, утомляемости, улучшает морально-психологический климат в классе, позволяет повысить успеваемость. Такой же положительный эффект дают и дифференцированные задания. Распределение упражнений по уровням сложности и по прикладной тематике позволяет ученику выбрать задание в соответствии со своими способностями и познавательными интересами.

Отвечают идеям гуманизации и рейтинговые работы. В предлагаемой работе 15-20 заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Есть задания простые, а значит «дешевые», но есть и трудные – «дорогие». Детям сообщается, что, кто хочет получить тройку, должен набрать 30 баллов, для четверки – 40, для пятерки – 50. Из каких ответов будет набираться необходимая сумма, - это решать ученику. Он может взять много простых вопросов или пойти другим путем. Ученик начинает оценивать свои возможности, рассчитывать варианты, осуществлять добровольный выбор. Как показывает практика, работы по рейтинговой методике формируется сознательное отношение к учебе.

Второе направление гуманизации касается взаимоотношений учителя с детьми. Личностно-ориентированная направленность не терпит авторитаризма. Доброжелательность и доверие создают атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.  

В условиях современной школы успех дидактического процесса становится возможным и реальным, если обучение ориентировано на личность. Дифференцированный подход совершенно необходим для того, чтобы перед каждым учащимся всегда стояла кроме общей цели, конкретная, доступная, но «зовущая вперед».

В своей работе по контролю текущей успеваемости  использую как традиционные, так и инновационные спосо бы контроля и оценки: контроль ные работы с уровневой дифференциацией, тестирование, зачетные работы с правом выбора учащегося, работы по алгоритмам.

Мною разработа ны различные способы самоконтроля, взаимоконтроля учащихся, самооцен ки и стимулирования (свободный выбор и замена заданий, ситуация успеха, прогноз на будущее и т.д.).   

        Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использую разнообразные алгоритмические и программированные упражнения, так как в них материал делится на логические этапы, дозы. В каждом варианте выделяются наиболее трудные вопросы, которые могут служить причиной ошибок.

С целью организации обратной связи с учениками  использую индивидуальные дощечки, которые, как показывает многолетний опыт, позволяют увидеть пробелы в знаниях и умениях каждого ученика.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний – одно из основных условий успешности усвоения учебного материала. Занимательные формы контроля: кроссворды, игры, ребусы и др. помогают оживить опрос, активизировать работу учащихся, снять усталость и напряжение на уроке, способствуют развитию творческих способностей ребенка, тренировке памяти.

Особое внимание уделяю совершенствованию подхода к контролю знаний учащихся. Мною разработана собственная индивидуальная система педагогического мониторинга, позволяющая четко представить состояние сложившегося уровня знаний, умений и навыков, дающих возможность следить за продвижением учащихся и видеть перспективу их дальнейшего развития. Использую различные способы оценки учебных достижений учащихся, но главное внимание обращаю не на ошибки ученика, а на его успехи. Для того чтобы обучение было максимально эффективным, учитель должен хорошо знать своего ученика, его сильные и слабые стороны, его пробелы и достижения. В своей работе стараюсь вести строгий индивидуальный учет всех видов деятельности каждого ученика и их результатов, используя для этого «Листы индивидуальных достижений» по предметам, что способствует организации своевременной работы школьника над устранением обнаруженных пробелов.

Используемая мною новая система оценивания и учета индиви дуальных достижений - «Портфолио» -  направлена на развитие рефлексивной самооценки и формирование автономии обучающегося в учебной деятельности. «Портфолио» помогает решать важные педагогические задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьника;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.  

С целью совершенствования системы оценки качества начального образования провожу работу в следующих направлениях:

  1. для стимулирования учащихся использую словесное оценивание (согласие-несогласие, одобрение-неодобрение, похвалу-порицание и т.п.);
  2. на всех уроках активно привлекаю к контролю и оценке самих детей с целью освоения ими способов контроля и критериев оценки, для чего использую следующие эффективные приемы: а) даю образец развернутой оценки ответа или письменной работы ученика, учу детей оценивать ответ товарища; б) ученик сам оценивает свою работу;
  3. учу не только работать в парах, группах, но и оценивать работу друг друга, помогать друг другу, не обижаться на замечания,  быть тактичными и справедливыми;
  4. при тематических контрольных работах и зачетах использую существующие нормы оценок;
  5. практикую рейтинговую систему оценки знаний;
  6. применяю тестовую оценку.

Мною разработаны КИМы по русскому языку, математике, литературнуму чтению и окружающему миру.

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, умелое сочетание методов обучения, использование инновационных подходов к контролю и оценке дает положительные результаты:

  1.  высокий уровень обученности учащихся (2007г. - КО 80% , 2008г. – КО 79%, 2009г.- КО 79%, 2010г.- КО 80%);
  2. повышается эффективность обучения через создание для учащихся адаптивной по возможностям и способностям образовательной среды;

 созданы условия для творчества, самовыражения и самореализации детей, способствующие развитию коммуникативных навыков учащихся, чувства ответственности за результаты труда.

При переходе в 5 класс у моих  выпускников не пропадает интерес к учёбе, они подтверждают свои результаты. По итогам тестирования, при проведении предметных олимпиад показывают высокие результаты.

Анализируя свою профессиональную деятельность, считаю направление по контролю и оценке знаний младших школьников эффективным, дающим высокие результаты. Ставлю в перспективе своей работы дальнейшее накопление, систематизацию и апробирование современных подходов и форм, новых видов работ по контролю и оценке с учетом дифференцированного подхода к содержанию контроля.

Опыт моей работы  неоднократно обобщался в рамках школы и города.

В 2007-2008 учебном году принимала участие в  городском педагогическом марафоне учителей начальных классов, успешно провела «круглый стол» на тему «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе».  В 2008-2009 учебном году для учителей начальных классов школ города дала мастер-класс на тему: «Спешите делать добро!» по воспитанию нравственных ценностей учащихся. В 2010-2011 учебном году приняла участие в городском семинаре: «Условия реализации ФГОС начального общего образования». Осветила вопрос «Требования к кадровому и материальному обеспечению». 1-2 декабря 2010 года приняла участие в региональном семинаре «Введение ФГОС начального общего образования»

Несколько лет возглавляла школьное методическое объединение учителей начальных классов. Принимала участие в региональном эксперименте по введению БУП 2004г. Девять лет работаю на 0,5 ставки завучем по начальной школе.

В 1992г. награждена значком «Отличник народного просвещения».

Повышала своё педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации при ИПК и ПРО города Ростова-на-Дону по проблемам: «Научно-методические основы достижения качества начального образования в условиях совершенствования его структуры и содержания» (2007г.), «Использование возможностей ИПП  КМ-школа на базе школьных межпредметного и мультимедийного  классов с интерактивной доской» (2007г.) В октябре 2008 подтвердила  соотвествие высшей квалификационной категории в должности учителя, 2009 год - подтвердила  соотвествие первой квалификационной категории должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе.

 Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, умелое сочетание методов обучения, использование инновационных подходов к организации творческой деятельности учащихся  дает положительные результаты:

  1.  высокий уровень обученности  учащихся;
  2. повышается эффективность обучения через создание для учащихся адаптивной по возможностям и способностям образовательной среды;
  3.  созданы условия для творчества, самовыражения и самореализации детей, способствующие развитию коммуникативных навыков учащихся, чувства ответственности за результаты труда;

      В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение ИКТ и применение этих знаний для развития творческих возможностей учащихся, продолжение  использования проектной и исследовательской деятельности.

Тест по курсу русского языка

начальной общеобразовательной школы.

Пояснительная записка

4 класс ( II полугодие)

Время проведения – май

Программа « Русский язык»  авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (2007г.) в рамках образовательной системы «Гармония» (4 класс).

1.Целью создаваемых тестов является определение уровней достижений и потенциальных возможностей учащихся по результатам изучения материала по русскому языку за II полугодие.

2. В основу тестов положен обязательный минимум содержания образования.

 Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки

к тесту.

1. Учебник «Русский язык. К тайнам нашего языка» (в 3 частях) автора М.С. Соловейчик для 4 класса (2009г.)

2. Тетрадь-задачник на печатной основе «Русский язык. К тайнам нашего языка» (в 3 частях) автора М.С. Соловейчик для 4 класса (2009г.)

Кодификатор элементов содержания контрольно-измерительных материалов тестирования по русскому языку

(4 класс, II полугодие)

Разделы и темы, изучаемые во II полугодии:

1.Части речи: что мы о них знаем?

     1.Части речи-имена.

     2.Учимся пользоваться местоимениями.

     3.Неопределённая форма глагола.

     4.О чём рассказывают глагольные  окончания.

 2.Учимся писать личные окончания глаголов.

      1.Зачем и как узнавать спряжение глаголов?

      2.Как по неопределённой форме узнать спряжение глаголов?

      3. Правильные действия – правильная буква.

 3.Новое о строении предложений.

 1. Члены предложения бывают однородными.

 2. Предложения бывают сложными.

4. Учимся рассуждать.

5.И снова о главном работнике в языке – слове.

1. Поговорим о значении слов.

2. От значения слова  к правильному написанию.

3. Что мы знаем о словах.

4. Что надо уметь, чтобы писать грамотно.

6.Размышляем, рассказываем, сочиняем.

     1. Предложение в тексте.

     2. Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем.

Требования к уровню подготовки (основные виды знаний и умений, проверяемые тестом):  

 Умение разграничивать слова по частям речи.

Умение находить в предложении однородные члены

Умение правильно образовывать падежные формы личных ме стоимений.

Умение определять спряжение глаголов по ударным оконча ниям,

 при безударных окончаниях  по неопределенной форме.

Умение вы полнять действия, необходимые для решения орфо графических задач.

Умение обдумывать построение предложений при создании письменных текстов.

Умение  правильно оформлять границы мыс лей.

Структура теста.

       

№  умения

Предметные умения

№ задания

1

Части речи.

А1,7,8

2

Однородные члены предложения

В2, В4

3

Личные ме стоимения

А9

4

Правописание глаголов

А4,10,12.В1

5

Решение орфо графических задач

А2,3,5

6

Построение предложений и текстов

В3

7

Главные и второстепенные члены предложения

А6,

8

Фразеологизмы

А11

тесты  по русскому языку
(4 класс)

I вариант

Часть 1

Внимательно прочитайте каждое из предложенных заданий. К каждому из заданий с выбором ответа дано 4 варианта, один из которых верный. Выберите правильный ответ и поставьте знак в квадрате, который расположен рядом.

А1. Отметьте слово с приставкой.

1)  вкусно

2)  доченька

3)  дочерна

4)  повесть

А2. Отметьте слитное написание НЕ с глаголами.

1)  (не)доумевать

2)  (не)оставлять

3)  (не)потакать

4)  (не)льстить

А3. Отметьте cлово, в котором пропущена буква е.

1)  л..сток

2)  скр..петь

3)  гр..бной

4)  л..нивый

А4. Отметьте глагол, у которого в окончании пропущена буква и.

1)  светле..т

2)  стел..т

3)  обеда..т

4)  хвал..т

А5. Отметьте словосочетание, где в имени прилагательном пропущено окончание -ая.

1)  осенн.. мелодия

2)  гречнев... крупа

3)  стар.. дом

4)  холодн.. утро

А6. В предложении (Мы были рады помочь всем ветеранам нашего района.) слово ветеранам является:

1)  сказуемым

2)  второстепенным членом предложения

3)  подлежащим

4)  не является членом предложения

А7. Отметьте имя существительное 3-го склонения.

1)  мышь

2)  мышка

3)  пень

4)  беречь

А8. Мягкий знак в слове жечь пишется, так как это:

1)  существительное мужского рода 2-го склонения

2)  глагол в неопределённой форме

3)  существительное женского рода 1-го склонения

4)  существительное женского рода 3-го склонения

А9. Отметьте местоимение, которое стоит в Д. п.

1)  подошёл к нему

2)  увидел его

3)  любовался им

4)  растёт он

А10. В каком ряду оба глагола относятся ко второму спряжению?

1)  мы раду…мся, вы друж…те

2)  папа бре…тся, маляр крас…т стену

3)  мы увид…м радугу, он крич…т

4)  родители куп…т, вы плач…те

А11. Запишите слово, которым можно заменить выражение набрать в рот воды.

___________________________________________________________

А12. Из данного ряда слов выберите и подчеркните только однокоренные слова к глаголу ранить:  раненый, ранний, поранить, рана.

Часть 2

В1. Запишите глагол хвалить в настоящем, прошедшем и будущем времени (в форме 3-го лица, ед. ч.):

настоящее время____________________________________________

прошедшее время___________________________________________

будущее время______________________________________________        

В2. Выпишите через запятую однородные члены предложения.

Мы находили в лесу белые грибы, осторожно срезали их и клали в корзину.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

В3. Прочитайте текст. Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания. Озаглавьте текст. Спишите.

Когда созревает земляника в июне или в начале июля ягоды у неё вкусные самые вкусные ягодки можно найти на поляне или вырубке пахучие ягодки так и манят как они душисты.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

В4. В предложении расставьте знаки препинания так, чтобы оно соответствовало описанным ситуациям.

Ситуация 1. Один ученик верно расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег только предметы.

Прибоем выбросило на берег корабль_ испанцев_ лодку_ рыбака_ катер.

Ситуация 2. Другой ученик неверно расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег предметы и людей.

Прибоем выбросило на берег корабль_ испанцев_ лодку_ рыбака_катер.

Ключ к тесту

Вариант 1

А1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

        А 11

3

1

4

4

2

2

1

2

1

3

замолчать

 

А12

В 1

В 2

В 3

В 4

раненый,

поранить, рана

хвалит, хвалил, будет хвалить (похвалит)

находили, срезали, клали

Когда созревает земляника? В июне или в начале июля. Ягоды у неё вкусные. Самые вкусные ягодки можно найти на поляне или вырубке. Пахучие ягодки так и манят. Как они душисты!

1. Прибоем выбросило на берег корабль испанцев, лодку рыбака, катер.

2. Прибоем выбросило на берег корабль, испанцев, лодку, рыбака, катер.

Задания А1–9 и А11 оцениваются в 1 балл, если верно, и 0 баллов – неверно. За задания А10, А12-можно поставить 2 балла, если выполнено верно, 1балл - есть одна ошибка, В1-2  можно поставить 3 балла, если выполнено верно, 2 балла – есть 1 ошибка, если более – 0 б.

Задание Б3 оценивается следующим образом: 4б.– заголовок соответствует теме, ошибок нет. 3 б. – заголовок соответствует теме, но допущена 1 ошибка. 2 б. – заголовок не соответствует теме, допущены 1 ошибка. 1 б. – заголовок не соответствует теме, допущены 2 ошибки. 0 б. – допущены 3 ошибки и более.

За задание Б4 ставятся 4 б. при правильной расстановке знаков препинания в 2 ситуациях, 2 б. – если верно в одной ситуации и 0 б. – неверно.

Таблица перевода тестовых баллов в ранговую шкалу оценок.

Балл

0-10

11-14

15-20

21-28

Оценка

2

3

4

5

Эталонные бланки ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

Б1

Б2

Б3

Б4

1

2

3

4

II вариант

Часть 1

Внимательно прочитайте каждое из предложенных заданий. К каждому из заданий с выбором ответа дано 4 варианта, один из которых верный. Выберите правильный ответ и поставьте знак в квадрате, который расположен рядом.

А1. Укажите слово, в котором есть суффикс  -чик

1)  вагончик

2)  огурчик

3)  зайчик

4)  пальчик

А2. Отметьте слитное написание НЕ с глаголами.

1)  (не)цветёт

2)  (не)навидит

3)  (не)пришёл

4)  (не)мешает

А3. Отметьте слово, в котором пропущена буква и.

1)  ст..на

2)  б..готня

3)  л..чить

4)  п..щат

А 4. Отметьте глагол, у которого в окончании пропущена буква е.

1)  мечта..шь

2)  верт..шь

3)  остав..шь

4)  свет..шь

А5. Отметьте словосочетание, где в имени прилагательном пропущено окончание -ая.

1)  глубок.. озеро

2)  син.. лента

3)  весёл.. история

4)  шёлков.. платок

А6. В предложении (Маленький утёнок потерял гнездо.) слово гнездо является:

1)  сказуемым

2)  второстепенным членом предложения

3)  подлежащим

4)  не является членом предложения

А7. Отметьте имя существительное 3-го склонения.

1)  стеречь

2)  кровать

3)  кроватка

4)  тополь

А8. Мягкий знак в слове лечь пишется, так как это слово:

1)  существительное мужского рода 2-го склонения

2)  глагол в неопределённой форме

3)  существительное женского рода 1-го склонения

4)  существительное среднего рода 2-го склонения

А9. Отметьте местоимение, которое стоит в Д. п.

1)  подошёл к ней

2)  увидел её

3)  любовался ею

4)  течёт она

А10. В каком ряду оба глагола относятся ко второму спряжению?

1)  мы стел…м, они кле…т

2)  он смотр…т, ты стро…шь

3)  вы дума…те, она леп…т

4)  они руб…т, вы пережива…те

А11. Запишите слово, которым можно заменить выражение обвести вокруг пальца: ________________________

А12. Из данного ряда слов выберите и подчеркните только однокоренные слова к прилагательному годовой:  год, годиться, годовалый, полгода.

Часть 2

В1. Запишите глагол думать в настоящем, прошедшем и будущем времени (в форме 3-го лица, ед. ч.):

настоящее время_____________________________________________

прошедшее время____________________________________________

будущее время ______________________________________________

В2. Выпишите через запятую однородные члены предложения.

Первые капли дождя зазвенели, застучали по крышам, забарабанили по стёклам окон.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

В3. Прочитайте текст. Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания. Озаглавьте текст. Спишите.

Как растут лесные ягоды земляника созревает на лесной опушке черника зреет у корней лохматой ели клюква поспевает на болоте малина растёт на вырубке или в овраге как вкусны лесные ягоды.

___________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________

В4. В предложении расставьте знаки препинания так, чтобы оно соответствовало описанным ситуациям:

Ситуация 1. Один ученик верно расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег только предметы.

Прибоем выбросило на берег корабль_ пиратов_ лодку_ моряка_ плот.

Ситуация 2. Другой ученик неверно расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег предметы и людей.

Прибоем выбросило на берег корабль_ пиратов_ лодку_ моряка_ плот.

Ключ к тесту

Вариант 2

А1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

  А        7

А 8

А 9

А 10

А11

1

2

4

1

3

2

2

2

1

2

обмануть

А12

В1

В2

В3

В4

год, годовалый, полгода

думает, думал, будет думать (подумает)

зазвенели, застучали, забараба-нили

Как растут лесные ягоды? Земляника созревает на лесной опушке. Черника зреет у корней лохматой ели. Клюква поспевает на болоте. А малина? Она растёт на вырубке или в овраге. Как вкусны лесные ягоды!

1. Прибоем выбросило на берег корабль пиратов, лодку моряка, плот.

2. Прибоем выбросило на берег корабль, пиратов, лодку, моряка, плот.

Задания А1–9 и А11 оцениваются в 1 балл, если верно, и 0 баллов – неверно. За задания А10, А12-можно поставить 2 балла, если выполнено верно, 1балл - есть одна ошибка, В1-2  можно поставить 3 балла, если выполнено верно, 2 балла – есть 1 ошибка, если более – 0 б.

Задание Б3 оценивается следующим образом: 4б.– заголовок соответствует теме, ошибок нет. 3 б. – заголовок соответствует теме, но допущена 1 ошибка. 2 б. – заголовок не соответствует теме, допущены 1 ошибка. 1 б. – заголовок не соответствует теме, допущены 2 ошибки. 0 б. – допущены 3 ошибки и более.

За задание Б4 ставятся 4 б. при правильной расстановке знаков препинания в 2 ситуациях, 2 б. – если верно в одной ситуации и 0 б. – неверно.

Таблица перевода тестовых баллов в ранговую шкалу оценок.

Балл

0-10

11-14

15-20

21-28

Оценка

2

3

4

5

                        Эталонные бланки ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

Б1

Б2

Б3

Б4

1

2

3

4

                                                       3 вариант

Часть 1

Внимательно прочитайте каждое из предложенных заданий. К каждому из заданий с выбором ответа дано 4 варианта, один из которых верный. Выберите правильный ответ и поставьте знак в квадрате, который расположен рядом.

А1. Отметьте слово без суффикса с нулевым окончанием.

1)  продрог

2)  бабочка

3)  домик

4)  второй

А2. Отметьте глагол, в корне которого пропущена буква и.

1)  тр…щала

2)  б…резняк

3)  совоч…к

4)  в…зжала

А3. Укажите неправильное высказывание.

1)  Глагол отвечает на вопрос что делать?

2)  Глагол имеет два спряжения.

3)  Глагол изменяется по числам.

4)  Глагол склоняется.

А4. Отметьте слово с ошибкой.

1)  встречает

2)  погасишь

3)  созреишь

4)  краснеют

А5. Найди верное продолжение фразы.

В предложении  Миша взял син…  тетрадь  на месте пропуска пишется окончание

1)  -ею

2)  -юю

3)  -ию

4)  -ую

А6. Выбери правильный ответ.

Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы…

1)  куда? зачем?

2)  кто? что?

3)  какой? какая?

4)  что делать? что сделать?

А7. Отметьте слово с предлогом.

1)  (на)блюдать

2)  (за)бирать

3)  (до)летает

4)  (за)грибами

А8. Отметьте глагол 1 спряжения.

1)  пахать

2)  глядеть

3)  видеть

4)  любить

А9. Отметьте строку, в которой есть местоимение 1 лица, множественного числа, в родительном падеже.

1)  тебя, её, вас

2)  его, ему, нам, им

3)  нас, меня, его, вас, их

4)  меня, тебя, его

А10. В каком ряду оба глагола относятся ко второму спряжению?

1)  мы вид…м, он чувству…т

2)  мама стел…т скатерть, бабушка готов…т обед

3)  учёный внедря…т изобретение, мы спор…м

4)  болельщики слыш…т, футболисты гон…т мяч

А11.Выпиши из предложения фразеологизм и запишите слово, которым можно заменить его.

При появлении кота  Мурзика воробьёв  как ветром сдуло.

___________________________________________________________

А12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?.

1) поч…нить, стр…итель, м…ляр

2)  хв…лить, м…нета, сер…бро

3)  м…сной, бр…дить, док…зать

4)  п…роль, проч…тать, рассм…шить

Часть 2

В1. Запишите глагол ставить в настоящем, прошедшем и будущем времени (в форме 3-го лица, ед. ч.):

настоящее время____________________________________________

прошедшее время___________________________________________

будущее время______________________________________________        

В2. Подумайте, по какому признаку вы можете разделить эти слова:

читает, дерево, высокая, прыгать, клумба, синий. Запишите.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

В3. Спишите предложение, подчеркните однородные члены предложения, расставьте запятые.

Над мокрым полем над лесом торопливо тянулись тёмные облака.

В4. Прочитайте текст. Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания. Озаглавьте текст. Спишите.

  На Руси плоды шиповника собирали ещё в VI веке  наши предки знали, что это лекарство однако из лепестков шиповника можно приготовить не только снадобье, но и вкусное варенье сейчас шиповник часто используется ещё и как живая изгородь.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Ключ к тесту

Вариант 3

А1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

  А        7

А 8

А 9

А 10

А11

1

4

4

3

2

4

4

1

3

4

как ветром сдуло

унесло(улетели)

А12

В1

В2

В3

В4

     3

ставит,

ставил, будет ставить(поставит)

гравий, песок,цемент

         

Над мокрым полем, над лесом торопливо тянулись тёмные облака.

     

  На Руси плоды шиповника собирали ещё в VI веке.  Наши предки знали, что это лекарство. Однако из лепестков шиповника можно приготовить не только снадобье, но и вкусное варенье. Сейчас шиповник часто используется ещё и как живая изгородь.

Задания А1–9 и А12 оцениваются в 1 балл, если верно, и 0 баллов – неверно. За задания А10, А11-можно поставить 2 балла, если выполнено верно, 1балл - есть одна ошибка. В1-2  можно поставить 3 балла, если выполнено верно, 2 балла – есть 1 ошибка, если более – 0 б.

За задание Б3 ставятся 4 балла, если верно. Задание Б 4 оценивается следующим образом: 4б.– заголовок соответствует теме, ошибок нет. 3 б. – заголовок соответствует теме, но допущена 1 ошибка. 2 б. – заголовок не соответствует теме, допущены 1 ошибка. 1 б. – заголовок не соответствует теме, допущены 2 ошибки. 0 б. – допущены 3 ошибки и более.

Таблица перевода тестовых баллов в ранговую шкалу оценок.

Балл

0-10

11-14

15-20

21-28

Оценка

2

3

4

5

Эталонные бланки ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

Б1

Б2

Б3

Б4

1

2

3

4

4 вариант

Часть 1

Внимательно прочитайте каждое из предложенных заданий. К каждому из заданий с выбором ответа дано 4 варианта, один из которых верный. Выберите правильный ответ и поставьте знак в квадрате, который расположен рядом.

А1. Укажите слово, в котором есть приставка по-.

1)  подарок

2)  подводник

3)  по пояс

4)  портрет

А2. У какого глагола родовое окончание.

1)  теку

2)  течь

3)  тёк

4)  течёт

А3. В каких глаголах пишется суффикс -я-.

 1)  та…л

2)  кле…л

3)  успоко…л

4)  стро…л

А4. Отметьте глагол, в окончании которого нужно писать букву е.

1)  смотр…т

2)  дума…шь

3)  пищ…т

4)  вид…шь

А5.Укажите неправильное высказывание..

1)  Имена прилагательные изменяются по родам

2)  Имена прилагательные спрягаются

3)  Имена прилагательные изменяются по падежам

4)  Имена прилагательные склоняются

А6. Выбери правильный ответ.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы…

1)  куда? зачем?

2)  кто? что?

3)  какой? какая?

4)  что делать? что сделать?

А7. Отметьте слово с предлогом.

1)  (на)крыть

2)  (за)летит

3)  (до)бежит

4)  (за)водой

А8. Отметьте глагол 2 спряжения.

1)  читаешь

2)  зависеть

3)  изменять

4)  светать

А9. Найдите ошибочное утверждение.

1)  К 3- лицу относятся местоимения мы, вы, ты

2)  Ко 2- лицу относятся местоимения  вы, ты

3)  К 1- лицу относятся местоимения я, мы.

А10. Отметьте строку, в которой все глаголы I спряжения.

1)  думать, сидеть, держать

2)  дышать, гулять, смотреть

3)  пригревать, гулять, зеленеть

А11.Отгадайте фразеологическую загадку. Запишите отгаданное слово.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

__________________________________________________________

А12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)  ж…вотное, ж…лтеть, ж…знь

2)  печ…кА, нич…я, заяч…я

3)  тр…вяной, нач…ло, пощ…дить

4)  рож…, умоеш…ся, ноч…ной

Часть 2

В1. Запишите глагол  писать в настоящем, прошедшем и будущем времени (в форме 3-го лица, ед. ч.):

настоящее время____________________________________________

прошедшее время___________________________________________

будущее время______________________________________________        

В2. Подумайте, по какому признаку вы можете разделить эти слова:

малина, белые, рисует, спелая, зеркало, бегут. Запишите.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

В3. Спишите предложение, подчеркните однородные члены предложения, расставьте запятые.

По утрам густой туман покрывал  лес  скалы  и  ближайшие острова.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

В4. Прочитайте текст. Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания. Озаглавьте текст. Спишите.

Весной около дороги ребята нашли черепаху солнце разбудило её от спячки дети смастерили для черепахи домик, в который положили солому черепаха жила в домике до тех пор, пока не наступило лето.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Ключ к тесту

Вариант 4

А1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

  А        7

А 8

А 9

А 10

А11

1

3

1

2

2

2

4

2

1

3

нос

А12

В1

В2

В3

В4

     2

Пишет, писал, будет писать(напишет)

Сущ-ое:малина, зеркало; прилаг-ое:белые, спелая; глагол: рисует, бегут.

  По утрам густой туман покрывал  лес,  скалы  и  ближайшие острова.

       

     

  .

Весной около дороги ребята нашли черепаху.  Солнце разбудило её от спячки. Дети смастерили для черепахи домик, в который положили солому. Черепаха жила в домике до тех пор, пока не наступило лето.

Задания А1–9 и А12 оцениваются в 1 балл, если верно, и 0 баллов – неверно. За задания А10, А11-можно поставить 2 балла, если выполнено верно, 1балл - есть одна ошибка. В1-2  можно поставить 3 балла, если выполнено верно, 2 балла – есть 1 ошибка, если более – 0 б.

За задание Б3 ставятся 4 балла, если верно. Задание Б 4 оценивается следующим образом: 4б.– заголовок соответствует теме, ошибок нет. 3 б. – заголовок соответствует теме, но допущена 1 ошибка. 2 б. – заголовок не соответствует теме, допущены 1 ошибка. 1 б. – заголовок не соответствует теме, допущены 2 ошибки. 0 б. – допущены 3 ошибки и более.

Таблица перевода тестовых баллов в ранговую шкалу оценок.

Балл

0-10

11-14

15-20

21-28

Оценка

2

3

4

5

Эталонные бланки ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

Б1

Б2

Б3

Б4

1

2

3

4

Несколько полезных советов родителям.

1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.

2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.

6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.

7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).

8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Десять заповедей для родителей

Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Хорошие дети – у хороших родителей.

Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.

Психологи советуют:

  1. предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;
  2. лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;
  3. не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.

Помогите ему самому найти выход:

  1. в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;
  2. не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;
  3. не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.

МАМЫ И ПАПЫ 

  1. Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
  2. Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
  3. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
  4. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  5. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  6. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....

Дифференцированный подход к контролю и оценке учебной деятельности младших школьников.

Изменения в содержании современного образования, перенос акцентов с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельнос...

Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников

Выступление на педсовете по теме: " Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников" в виде презентации...

Методическая работа «Деятельностный подход в обучении — основа организации учебной деятельности младших школьников »

Методическая работа «Деятельностный подход в  обучении — основа организации учебной деятельности младших школьников »....

Семинар « Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Контроль и оценка учебной работы младших школьников по математике

Контроль иоценка - важнейшие компоненты учебной деятельности. Они помогают ребёнку осмыслить изученное.Цель статьи -  познакомить с опытом работы учителей Лицея № 387....