Учимся создавать проект
статья на тему

Грибанова Ирина Николаевна

В федеральных государственных стандартах второго поколения приоритетом начального общего образования прописано формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время, все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Всё вышеизложенное применимо и реализуемо в методе проектов, слова в защиту которого вы можете найти в данном сообщении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_sozdavat_proekt.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся создавать проект»

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время, все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Познание окружающего мира предопределено у ребенка генетически: еще лежа в кроватке новорожденный озирается по сторонам; «ползунок» изучает все, до чего может добраться; возраст 1-2 лет – активные следопыты, готовые «перетрясти» содержимое всех открывающихся шкафчиков; 3-5 лет – «нескончаемые» почемучки. И вот, наконец, 6-7 летние дети – первоклассники. У них также не угасла тяга к познанию всего окружающего.

Для того чтобы поддержать эту детскую активность, было решено создать кружок «Хочу все знать», основной целью которого является создание исследовательских и творческих проектов.

На мой взгляд, именно исследовательская работа может заложить прочный фундамент, который позволит плавно перейти от процессов обучения и развития под руководством педагога в самообучение и саморазвитие – процессы более высокого порядка.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», - гласит китайская мудрость. Действительно, самые прочные и ценные знания дети получают не через объяснение и зубрежку, а пронеся их «через себя», через свой опыт. Когда ребенок, подобно ученому, экспериментатору, самостоятельно добывает информацию, проводит собственное исследование, новое для него гораздо лучше усваивается, чем донесенные до него знания в готовом виде.  

Некоторые авторы полагают, что присваивать детской работе в начальной школе громкое название «проект» не стоит, поскольку «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников» («Проектные задачи в начальной школе»).

Мне кажется, что такую оценку, возможно, дать работам учащихся 1-2-х классов. Их работы носят больше творческо-исследовательский характер, что ни в коей мере не умаляет их достоинств: поскольку исследовательская практика – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей.

 Но при систематической работе в режиме поисковой деятельности уже в третьем, а тем более четвертом классе ребята способны сами ставить цели, определять задачи, подтверждать гипотезы.

В любом случае ребенок получает положительный опыт: развивает умение «добывать» информацию, учится работать с ней, что немаловажно в современном быстро обновляющемся мире. А результат! Разве он не является продуктом качественного изменения самого учащегося? И, наконец, возможность поделиться собственным опытом с одноклассниками на защите своей работы.

Тематическое планирование курса было разбито на модули неслучайно. Поскольку дети поступили в школу с разным уровнем знаний, отличными интересами и увлечениями, мне хотелось поддержать каждого учащегося в индивидуальной, выбранной им самим теме.

После нескольких вводных общих занятий, работа была переведена в малые группы. На некоторых этапах работы над проектами проводились индивидуальные консультации.

В одном из самых сложных этапах работы (если он был предусмотрен в проекте) – конструировании – большую помощь оказывали родители.

Не все работы оказались исследовательскими. Но, на мой взгляд, цель достигнута: знания детей об окружающем мире значительно расширились, ребята были вовлечены в исследовательский поиск. Именно такая работа позволила им испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы небольшую часть их талантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс

Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением ученикам...

Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей

Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...

Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.

Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс Курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова....

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....