Главные вкладки

    Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП.
    методическая разработка (4 класс) по теме

    Хромова Лариса Васильевна

    В публикуемом материале  раскрывается один из видов работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП - проектная деятельность учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа по ликвидации пробелов  в знаниях  учащихся начальной школы, страдающих ДЦП.  

          Говоря о пробелах в знаниях младших школьников с ДЦП, необходимо отметить, что поступая в 1 класс, наши ученики уже имеют огромные пробелы в знаниях. Как дефектологи, мы понимаем, что двигательные нарушения детей с ДЦП задерживают и их психическое развитие, речь, мышление. И к началу школьного обучения наши дети не имеют достаточного запаса знаний об окружающем мире (обычно он ограничивается бытовой тематикой), речевые нарушения проявляются на всех уровнях –  фонетическом, лексическом и грамматическом. Почти у всех наших ребят отмечается низкая познавательная активность, истощаемость психических процессов, быстро нарастающая утомляемость при выполнении интеллектуальных заданий. А так же для всех наших учеников характерна медлительность, трудность в формировании алгоритмов действий. Поэтому работа над пробелами в знаниях наших ребят ведётся на протяжении всех четырёх лет их учёбы в начальной школе. Она ведётся и на уроках, и на коррекционных занятиях, на самоподготовке во время выполнения домашних заданий. Но я остановлюсь на одном из методов работы по ликвидации пробелов в знаниях детей с ДЦП  – это проектная деятельность учащихся.

    Чем он хорош?

    Во-первых, – это деятельный подход в обучении детей, когда все дети привлечены к работе, работа распределяется между детьми по уровням сложности и по интересам,

    Это – средство решения коррекционных целей обучения и восполнения пробелов в знаниях,

    Это развитие у ребят исследовательских навыков, приучение их к самостоятельному поиску информации через общение со взрослыми, через чтение литературы: энциклопедий, журналов, газет, поиск информации в интернете,

    Проектная деятельность приучает ребят не только к самостоятельности, но и к коллективной работе, когда дети совместно планируют свою работу, намечают пути достижения намеченных целей. Дети учатся слушать друг друга и выражать свои мнения,

    Работа над проектом способствует развитию у детей творческой инициативы, развивает их психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление и речь.

    В конечном счёте, работа над проектом способствует всестороннему развитию учащихся с ДЦП и их социализации.

    В этом учебном году  со своими четвероклассниками мы решили создать проект о пластилине и назвали его «Пластилиновая история».

    Мы задумали узнать об истории возникновения пластилина и создать свой пластилиновый мультфильм.

     Для себя я ставила  несколько задач:

    Дети плохо пишут, а в 4 классе объём письменных работ увеличился. И с помощью пластилина я хотела укрепить у ребят мышцы пальцев и кистей рук.

    Я планировала научить детей работать с фотоаппаратом и компьютером.

    Но, работая над проектом, мы решили гораздо больше задач по ликвидации пробелов в знаниях учащихся и по коррекции их нарушенных функций.

    Чтение

     Развитие навыков разных видов чтения: изучающее, выборочное, поисковое.

     Развитие у детей художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст.

     Расширение лексического запаса и грамматического строя речи учащихся.

     Работать над развитием просодики чтения и речи учащихся. 

    Технология

     Коррекция пространственных нарушений учащихся.

     Обучение планированию работы.

     Укрепление мышц пальцев рук, мелкую моторику, согласованность движений.

    Вся работа над проектом у нас пошла в трёх параллельных направлениях:

    Практическая работа с пластилином.

             Все учащиеся

    Подбор информации

     

        Фомин Антон,                          

         Щеголихин Кирилл,                      

         Круглов Олег,                                  Позняк Вика                               Евлоева Александра

        Метревели Мария                                    Кондаков Артём                                  Щеголихин Кирилл

        Евлоева Александра

                                                                                 

                                                                                     Кондаков Артём

         ВСЕ  УЧАЩИЕСЯ                                                            Метревели Мария

                                                                                                                         Позняк Виктория

     Практическая работа с информационными технологиями

                                                 Кондаков Артём                    Кондаков Артём

                ВСЕ  УЧАЩИЕСЯ                 Позняк Виктория                   Круглов Олег

                                                                                                                        Метревели Мария

    Лепка из пластилина очень увлекла ребят. Дети освоили различные приёмы работы с пластилином: разминание, скатывание шариков пальцами, ладошками, раскатывание пластилина, прищипывание, отщипывание пластилина, сплющивание, приглаживание. Мы лепили много поделок, но особенно детям понравилось рисование пластилином.

    Пластилин.             Щеголихин Кирилл.

    Нам купили пластилин. Мы работать с ним хотим!

    Все цвета имеет он, в них он просто чемпион!

    Мы сидели, его грели - даже руки все вспотели!

    А потом он, наконец-то, стал в ладонях, словно тесто!

    И пошла у нас работа, пластилин размяк и вот

    Из–под наших рук рабочих появляется завод!

    Он машину нам построил, домик, садик, магазин.

    С ним работать интересно!

    Я освоил ПЛАСТИЛИН!!!

    Одновременно дети собирали информацию об истории возникновения пластилина. К работе подключились и родители. Почти все мои ученики могут самостоятельно находить информацию в интернете, но родители помогли ребятам отсортировать информацию, выбрать основное, что- то сократить или дополнить. Артём подобрал материал о видах пластилина и сделал компьютерную презентацию. Кто- то из ребят, услышав название «скульптурный пластилин», спросил: «А что такое скульптура, кто такой скульптор?». Дети сами отвечали на вопросы  или искали ответы в книгах. Заинтересовались, значит, не только дети лепят, но и взрослые – мультипликаторы, скульпторы. А может быть  ещё какие- то профессии связаны с лепкой. Опять поискали материал и оказалось, что лепят инженеры модели создаваемой ими техники, военные создают восковые рельефные географические карты, гончар лепит посуду, врачи -ортодонты выполняют слепки зубов при протезировании. Работая с информацией, нам встречались незнакомые слова, которые мы старались узнать. Так появился у нас словарик.

    Когда мы приступили к созданию мультфильма, то придумать свой сюжет не смогли – для детей это оказалось сложно. Решили выбрать одну из басен И.А.Крылова.  Начали активно читать басни, беседовать по содержанию. Для мультфильма выбрали басню «Ворона и лисица». Это программная басня. Мы её еще раз перечитали, разобрали, выучили по ролям и записали на диктофон  компьютера. Ребята собрали информацию о работе мультипликаторов, о студии «Союз мультфильм», о первом советском пластилиновом мультфильме «Пластилиновая ворона».

    Съёмку мультфильма производил у нас Круглов Олег, помогали ему Артём и Маша. Работали и фотоаппаратом, пробовали снимать камерой. Было очень сложно. Получалось не сразу: то отсвечивал снимок, то дрожала рука. Я купила штатив для фотокамеры. Работали с терпением. Многому учились друг у друга. Но в результате мы достигли намеченной цели – сумели создать свой мультик.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научная работа. "Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов"

    Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельнос...

    Консультация – внеаудиторное занятие по ликвидации пробелов в знаниях учащихся в условиях реализации ФГОС.

    В данной статье вы узнаете , как организовать деятельность учащихся  по ликвидации пробелов в знаниях по различным предметам....

    Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях учащихся в начальной школе.

    Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях учащихся в начальной школе....

    ПЛАН ликвидации пробелов в знаниях учащегося 4 г класса

    ПЛАНликвидации пробелов в знанияхучащегося  4 г класса...

    Оптимизация учебного процесса в целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

    Организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы о...