Петропавловская крепость
план-конспект урока (3 класс) по теме

Иванова Любовь Юрьевна

Урок повторения и закрепления изученного материала по истории города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petropavlovskaya_krepost.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории города. 3 класс.

Тема: Петропавловская крепость. Закрепление изученного.

Учитель

Ученики

I. Заставка.


- Ребята, мы начнём урок с просмотра фрагмента праздника, который проходил у нас в городе.

Фильм.

- Как вы думаете, какому событию посвящён этот праздник?


- Ребята, сегодня мы будем исследователями. А какими должны быть исследователи?


На столах названия команд.


- Итак: То было 300 лет назад…

            Царь Пётр к Неве привёл солдат,

            Шёл по болотам и лесам-

            И этот остров выбрал сам:

            “Стеною прочной окружён,

             Твердыней грозной будет он,

             Неву закроет на замок,

             Чтоб враг пройти сюда не смог!”


- Про какого врага говорит царь Пётр I?


- Для чего Пётр I в 1700 году начинает войну со шведами?


- Об этом говорит в своей поэме “Медный  всадник” А.С.Пушкин.



II. Освоение содержания.


1) – Уважаемые исследователи, сегодня вы попробуете выступить в роли строителей крепости.

    -   А как вы понимаете значение слова “крепость”?


    - Мы на уроке вспомним, для чего строилась крепость, какое значение имеет сейчас для нас?


2) – Когда началось строительство Петропавловской крепости?

    - Давайте вспомним, где расположена крепость? Воспользуйтесь картой.


Работа с картой.


3) – Тот остров, низкий и сырой,

       И часто бывший под волной,

       Да полный комаров докучных,

       Провёл годов немало скучных.

       Стал царь указы издавать:

       Строителей сюда собрать,

       Земли побольше натаскать

       И остров низкий приподнять,

       На шесть участков разделить –

       В них укрепленья возводить.


- Начинаем строить крепость. Что же нам надо знать, как исследователям? Разгадайте кроссворд.


Работа в группах. (Оценка жетонами по количеству правильных ответов. Индивидуальная проверка, помощь).


4) – Кроссворд – это только первая часть нашего задания. Продолжаем исследования, находим недостающие части крепости.


Карта крепости, отдельно – части.


- С пятью углами укрепленья

  Для стрельбы и наблюденья.

  В крепости сооружаются.

  А как, скажите, называются?


- Они бастионы соединяли

  12 метров достигали,

   И от врагов оберегали.

   Как эти стены называли?


- Как называли помещенья внутри крепостных стен?


- Этот мост через пролив

  Стоит, название сменив.

  Он из дерева и прост.

  Как называется тот мост?


- Какое первое его название?


- Первые ворота триумфальные

  Воспевают битвы эпохальные:

  Помнят Нарву, Гангут и Полтаву

  И хранят России новой славу!


 - Кто архитектор Петровских ворот?


- В стене крепостной видим арку ворот.

  Пред ними Нева величаво течёт.

  У входа колонны с обеих сторон,

  Якорем с лентой украшен фронтон.  


-Как их назвали в народе? Почему?


- Собор этот выше других и старей.

   Здесь усыпальница русских царей.

   Издалека виден шпиль золотой,

   Высится он над стеной крепостной.

   Ангел под самыми облаками

   Город Петра осеняет крылами.  


-Почему так назван?

-А что за нарядный домик рядом стоит? Почему так назван?


-Какие дополнительные укрепления мы не назвали?


-Мы с вами “строили” крепость по готовым чертежам и рисункам. Правильно разгадав кроссворд, вы вспомнили фамилию первого архитектора нашего города.


- Петром в Россию приглашён,

  Здесь 30 лет работал он.

  Трезини, “зодчий городской”,

  Построил крепость над Невой,

  А в крепости воздвиг собор,

  Чей шпиль всех выше до сих пор.


5) - Крепость построена. Это действительно укреплённое место. И хотя за все 303 года с бастионов не было произведено ни одного боевого выстрела, крепость всегда была готова отразить нападение врагов. До конца 18 века Петербург являлся пограничным городом и в крепости находился гарнизон солдат. Шли годы. Во времена I и II мировых войн крепость была укреплена, защищая наш город от врага.


6) – А теперь, дорогие исследователи, продолжаем.

Мы побывали на Заячьем острове в далёкие годы, пришло время возвратиться в наш 21 век.


- Скажите, ребята, вы любите праздники? Наш город тоже их очень любит и начинает все праздники на территории Петропавловской крепости. Почему?



- А ведь каждый город богат своими традициями, богата ими и Петропавловская крепость. Какие традиции крепости запечатлены на рисунках? /мнемокартинки/


Работа в парах: - пляжный волейбол

                             - жители загорают у стен крепости

                             - прогулки по Неве

                             - город с борта вертолёта

                             - полуденный выстрел

                             - праздничный фейерверк


7) Одна из традиций, которую вы назвали – полуденный выстрел из пушки. Как она возникла?


Работа с текстом.


I вариант работы:


- Прочитайте. Отметьте в тексте то, что раньше не знали, то, что для вас новое.


II вариант работы:


- Прочитайте. Ответьте на вопросы:

- О чём извещала пушка с бастионов Адмиралтейства во времена Екатерины II?


- Как называли пушку?


-Когда пушка стала оповещать жителей о наступлении полудня?  


- Где была установлена пушка в 1870 году?


- Когда был произведён первый полуденный выстрел?


- Почему в 1934 году выстрелы прекратились?



- Когда восстановили традицию?


- Оказывается, что с 1872 года полуденная пушка стреляет и в г. Кронштадте.


8) - С апреля 1993 года Петропавловская крепость стала государственным заповедником – на её территории запрещены какие-либо изменения или перемещения сохранившихся исторических памятников, не разрешается возводить новые здания.


- А вот не очень давно на месте бывшей плясовой площадки возвели памятник основателю нашего города. Кому? Кто создатель?

Фото.


 - Мы были с вами на экскурсии в крепости. А что сейчас размещается в бывших зданиях Петропавловской крепости – Инженерном доме, комендантском доме, здании гауптвахты и др.?


 - Крепость продолжает жить для нас.


III. Рефлексия.


- Молодцы, ребята! Вы хорошо работали, а сейчас давайте ещё раз пройдём по “дорожке запоминания”.

- Вот символы, которые, так или иначе, связаны с нашими исследованиями. О чём же они напомнят?


Заяц – Заячий остров.

Сражение – Крепость для защиты

Часы – Куранты на колокольне Петр. Собора

Монета – Действующее предприятие – монетный двор

Пушка – Традиции

Билет – Крепость стала музеем


IV. Оценка.


- Какая же команда оказалась самой активной на уроке? Посчитайте баллы.


V. Домашнее задание.


- Наше исследование не закончено. Попробуйте “услышать”, что расскажет вам ангел с колокольни Петропавловского собора. (с. 32, вопр. 8)

 






300-летию рождения нашего города.















Шведы, Северная война.


Освободить выход к Балтийскому морю.








- Крепкое, укреплённое место.




-27 мая 1703 года































- бастионы





- куртины


- казематы





- Иоанновский


- Красный





- Петровские ворота


- Д.Трезини





- Невские ворота









- Петропавловский собор.




- кронверк и равелин


























- Это традиция Санкт-Петербурга





























- сигнальная


- 1865 год


- Нарышкин бастион




- Сигналы стали передавать по радио.


-24 июня 1957 года











- Петру Великому. Автор: М.Шемякин




- выставки, фонды, научные отделы музея.
























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура Санкт-Петербурга - 3 класс "Петропавловская крепость"

Эту презентацию можно использовать на уроке  по истории города....

Викторина по истории создания Петропавловской крепости

Вопросы с вариантами ответов на тему: "История Петропавловской крепости"....

Презентация для внеклассного занятия "Петропавловская крепость"

В презентации показаны архитектурные строения, которые находятся на территории Петропавловской крепости, их назначение....

Петропавловская крепость и домик Петра I

презентация к уроку истории СПб...

Путешествия по Петербургу . Петропавловская крепость. (презентация)

Презентация к занятию по краеведению 3 класс. Предназначена для итогового урока по изучаемой теме. Отражает историю создания крепости, ее архитектуру....

Виртуальная экскурсия "Петропавловская крепость"

Данная презентация позволяет совершить виртуальную прогулку от станции метро "Горьковская" до Петропавловской крепости, а также изучить все знаковые места данного исторического места. Работа содержит ...