Программа курса "Экономика"
рабочая программа (3 класс) по теме
Работу по программе «Экономика» обеспечивает комплект учебных пособий: учебное пособие – книга для чтения Т. В. Смирновой «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах», практическое пособие для ученика (задачник + рабочая тетрадь).
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
Автор
учитель начальных классов
Буянова Елена Владимировна
Пояснительная записка.
Экономика – это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия человеческого общества.
Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ним ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.
Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:
- С помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения,
- Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества,
- Формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене,
- Развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Работу по программе «Экономика» обеспечивает комплект учебных пособий: учебное пособие – книга для чтения Т. В. Смирновой «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах», практическое пособие для ученика (задачник + рабочая тетрадь).
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а так же, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.
Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально – этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнеса.
Содержание программы не однородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую комплексную форму.
В качестве основного выделен морально- нравственный уровень.
Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально – этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определять выгодность, перспективность любого дела, умет делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий , закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково – исследовательской деятельности.
Одно из основных направлений курса – осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий.
Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой. Формированию осознанного и прочного навыка общения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата.
Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книг. Главное - не столько усвоение знаний и фактов, сколько побуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пони манию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность.
Раннее включение детей в занятия экономикой позволит погрузить их в мир сложных и многообразных социально – психологических отношений и порожденных ими противоречий и коллизий. Опыт их разрешения – на базе полученных знаний, а так же осознание собственных жизненных впечатлений – поможет развитию интеллекта, расширит кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению, научит оценивать реальные взаимоотношения между людьми по шкале «общечеловеческих ценностей».
Тематическое планирование. 3 класс 34 часа.
№ | Тема занятия. | Кол-во часов |
1 | Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии – как результате новых форм взаимодействия человека и природы. | 1 |
2 | Потребности. Виды потребностей. | 1 |
3 | Этика и мораль предпринимательства. | 1 |
4 | Морально – этический кодекс цивилизованного предпринимателя. | 1 |
5 | Этика деловых взаимоотношений. | 2 |
6 | Понятие о товаре. | 1 |
7 | Себестоимость как собственные затраты, цена и прибыль. | 1 |
8 | Понятие о торговле. | 1 |
9 | Торговая прибыль. | 1 |
10 | Формы торговли: оптовая, розничная. | 2 |
11 | Понятие о посредничестве. Доля посредника. | 1 |
12 | Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. | 1 |
13 | Реклама как коммерческая информация. | 3 |
14 | Формы и этические нормы рекламы. | 1 |
15 | Услуги – как особый род деятельности. Плата за услуги. | 2 |
16 | Долговые обязательства. | 1 |
17 | Понятие собственности. | 1 |
18 | Собственность и право распоряжаться ею. | 1 |
19 | Сущность аренды. Арендная плата. | 1 |
20 | Условия аренды. | 2 |
21 | Капитал. Отличие капитала от суммы денег. | 2 |
22 | Первоначальный капитал. | 1 |
23 | Сущность кредита. | 2 |
24 | Банковский % и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог) | 1 |
25 | Экономическая игра. | 2 |
ИТОГО | 34ч |
Тематическое планирование. 4 класс 34 часа.
№ | Тема занятия. | Кол-во часов |
1 | Производство. | 1 |
2 | Себестоимость, издержки производства. | 1 |
3 | Прибыль производителя. | 1 |
4 | Материальные и трудовые затраты. | 2 |
5 | Экономия и снижение затрат. | 1 |
6 | Качество производимой продукции. | 2 |
7 | Штрафы. Пени, неустойки. | 2 |
8 | Конкуренция. | 1 |
9 | Банкротство – разорение. | 1 |
10 | Акционерная форма капитала. | 1 |
11 | Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевый взнос. | 1 |
12 | Акции. Дивиденд как часть прибыли акционерного общества. | 2 |
13 | Акционер. Учредители. | 1 |
14 | Срок платежа. Конфискация имущества. | 1 |
15 | Распродажа имущества. Аукцион. | 3 |
16 | Экономические циклы. | 1 |
17 | Понятие о монополии. | 2 |
18 | Внешняя торговля. | 1 |
19 | Контракт как способ юридического оформления сделки. | 1 |
20 | Таможня и таможенные пошлины. | 1 |
21 | Пошлины на импорт и экспорт. Транспортные расходы. | 1 |
22 | Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов. | 2 |
23 | Способы ведения хозяйства. | 1 |
24 | Рыночный механизм. Регулирование рынка. | 2 |
25 | Экономический КВН | 1 |
ИТОГО | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...