Как учились в разные времена.
классный час (4 класс) по теме

Шляхова Валентина Николаевна

Знакомство детей с изменениями в образовании от Руси до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchilis_v_raznye_vremena.rar2.37 МБ

Предварительный просмотр:

 Первый урок по теме: «Как учились в разные времена»

Шляхова Валентина Николаевна – учитель начальных классов.

Задачи:

- Сформировать у учащихся понимание неизбежности преобразований (реформ) в истории общества;

- раскрыть сущность инновационных процессов в образовательной сфере;

- создать условия для формирования позитивного настроя учащихся к изменениям в образовании;

- содействовать в воспитании активной гражданской позиции школьников.

- Познакомить детей с изменениями в образовании от Руси до наших дней,

сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков,

- развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности,

- воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.

Оборудование для учителя:

иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,

выставка книг, пословицы, презентация, компьютер,

мультимедиа проектор, экран.

Оборудование для учащихся: раздаточный материал «Буквы русского алфавита»

Программное обеспечение: “Microsoft Office PowerPoint”.

Ход урока

1. Организационный момент, приветствие.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вновь видеть вас в нашем светлом, уютном классе!

2. Подведение к проблеме.

 

Учитель: «С 1984 г. в нашей стране первого сентября отмечается государственный праздник. Как он называется?

Ученики:  Первое сентября – День знаний (слайд1)

Учитель: Какую роль знания играют в жизни человека? Как вы понимаете слова, сказанные английским философом XVI – XVII вв. Френсисом Бэконом: «Знание само по себе сила»? (Эту фразу часто произносят динамично: «Знание – сила».)

Презентация (слайд 2).

(Выслушать мнения учеников)

- Почему, на ваш взгляд, для праздника «День знаний» избрано именно первое сентября?»

Учитель:  (Выслушиваются ответы учащихся). Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели спросить?

Ответы учащихся: Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники?

-  Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Какие были портфели?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

3. Формулирование проблемы.

Учитель: Итак, определите тему нашего урока.

Учащиеся: Как учились школьники в России.

Учитель: Верно, молодцы! Мы сегодня совершим небольшое путешествие во времени, чтобы исследовать и понять как изменилось образование на протяжение веков. Урок наш называется «ОТ ПЕРА ДО КОМПЬЮТЕРА» (слайд3)

4. Составление плана исследования.

Учитель: Где будем собирать информацию?

Учащиеся: Подумаем сами.

– Посмотрим в компьютере.

– Понаблюдаем.

– Спросим у других людей.

– Проведем эксперимент.

– Посмотрим в книгах.

Учитель: Составим план исследования. Приложение (слайд 4)

5. Проведение исследования.

  1. Посмотрим в книгах. (слайд5)

Письменные памятники «Стоглав» и «Азбуковник» дают нам сведения о том, как учились в древней Руси.  

     Начиналось  все с прихода детей утром в специальный дом – училище при церкви или монастыре.

     Последуем за учеником, вошедшим в училище и уже положившим свою шапку на "общую грядку", то есть на полку, поклонившимся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

      Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву.

(слайд 6)

  1. Понблюдаем.

Работа по картине Б.М.Кустодиева “Школа в Московской Руси”.  И гравюре из «Азбуковника» Бурцева. (Слайд 7)

Учитель: Заглянем тихо-тихо в училище  Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый учитель – дьяк. Поделитесь своими наблюдениями.

(Высказывания детей) Присядем на краешек лавки. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке. Целый год зубрили они названия букв. Второй год дети учились складывать и читать слоги. И только в третий год они учились читать. Лучшие ученики становились старостами – помощниками учителя.

Нерадивых учеников наказывали розгами.

Если ребенок научился читать, писать и считать, его учеба заканчивалась.

А это страница из “Азбуковника” XVI в. “Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.

Слайд 7. Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.

Слайд 8. Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.

      Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.

Слайд 9. Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты.

    Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли.

              3) Проведем эксперимент.

Слайд 10. Читаем: А – “Аз”, Б – “Буки”, В – “Веди”, Г – “Глаголь”, Д – “Добро”, М – “Мыслите”, Ш – “Ша”, К – “Како”. Итак, дружина, вам задание: сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Составили слова по строчкам: дом, мама, школа) (слайд11)

Учитель: Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?

Ответы учащихся: Очень трудно и очень долго.

Учитель: Проходили столетия, менялись времена, менялось образование. В XVIII веке в России открываются народные училища, где дети учатся не только грамоте и счету, а еще изучают музыку, историю, арифметику и геометрию, занимаются стихотворчеством. Детей делили на классы, а учебное время – на уроки по предметам. По каждому предмету издаются учебники. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки.

При главных училищах рекомендовалось открывать библиотеки, а также учебные кабинеты, в которых должны быть наглядные пособия по естественной истории, математике, физике.

Но и в такой школе было сложно учиться, потому что учителя требовали запоминания материала наизусть и сохранялись телесные наказания. Два раза в год школяры подвергались испытаниям (экзаменам).

Слайд 12

Учитель: Что по вашему изменилось в школе к 19 веку? (появились парты, доска, счеты, освящение)

- А чем же отличается наша современная школа?

- Как изменилась организация работы учащихся?

- В чем вы видите изменения функции учителя?

- Как изменилось оборудование урока?

- Что, на ваш взгляд, поразило бы ученика, попавшего по мановению волшебной палочки из школы прошлого в школу сегодняшнего дня? Пофантазируйте!

- А могло ли ему что-то показаться знакомым в современной школе?

Слайд 13

  1. Послушаем. (слайд 14)

Учитель: Послушайте известную вам песню о школе и:

- выберите из ее текста те задачи, которые общество ставит перед школой сегодня. (Чему школа нас должна научить?);

- что, на ваш взгляд, не  прозвучало в песне,  и что бы  вы добавили?

Звучит песня поэта  М. Пляцковского и композитора – В. Шаинского.

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить Восток и Юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глаголы, про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Обобщая ответы учащихся и переводя их с помощью уточняющих вопросов из вполне возможной шуточной плоскости в серьезный разговор, целесообразно подвести школьников к выводам о том, что при высоком и все возрастающем уровне требований к знаниям и умениям, которые призвана давать школа, вниманию к использованию новейших средств обучения, неизменными остаются подходы к нравственным ценностям, формирующимся у учащихся.

Учитель: Мы продолжим обращение к песням о школе, хорошо знакомым вам. Вот куплет из «Песни первоклассника» (музыка Э. Ханка, слова И. Шаферана):

Нагружать все больше нас стали почему-то,

Нынче в школе первый класс

Вроде института,

Нам учитель задает с иксами задачи.

Кандидат наук и тот над задачей плачет…

При всей шуточности этой песни, она ставит целый ряд действительно серьезных вопросов, на которые я прошу вас ответить:

- Почему учиться стало сложнее?

- Не лучше ли, на ваш взгляд, снизить уровень требований к школьникам?

При обсуждении этих вопросов важно подвести учащихся к выводу о том, что современная школа работает в условиях все усложняющегося общества, требующего высокого уровня профессиональной подготовки, умения действовать в сложных жизненных ситуациях.

Учитель предлагает обратиться к маленькому фрагменту еще одной песенки о школе. Можно не прослушивать музыкальный фрагмент, а лишь напомнить часть стихотворения Ю. Энтина:

  Первоклашка, первоклассник,

  У тебя сегодня праздник!

  Он серьезный и веселый –

  Встреча первая со школой.

  …

  Пусть на плечи ложатся заботы,

  Но тебе ли о них унывать?

  С понедельника и до субботы

  Будешь знания ты добывать.

(слайд15)

Учитель: Обратите внимание на слова: «будешь знания ты добывать». Поэт Ю. Энтин – был учителем и поэтому формулирует очень точно: «знания добывать». А почему не будет столь точным сказать: «знания получать»? Какое требование к современному ученику проявляется в формуле: добывать знания?»

Нужно подвести школьников к выводу о том, что развитие общества диктует историческую закономерность преобразований. Реформы неизбежны, они необходимы.

6. Подведение итогов. Слайд 16

В ходе обсуждения проблем школьник должен получить ответы на следующие вопросы:

Нужны ли реформы в образовании?

Зачем я учусь?

Создаются ли условия для качественного образования в Москве? Какие?

Какова моя роль в развитии моей школы?

7. Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд 17

Составьте ребусы и кроссворды по теме.

Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учились школьники на Руси.

Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?

Нарисуй школу будущего.

Напиши сочинение «Чему и как  должны учиться в школе»

Список использованной литературы:

Методические рекомендации по проведению первого урока в 1-11 класса по теме: «От цифирной школы к цифровой», 2011 год.

В. Ярхо. Как учили и учились в древней Руси.  "Наука и жизнь" №7, 2002

П.Утевская. Слов драгоценные клады. – Издательство “Детская литература”, 1985.

И.Г.Смирнова. Мы и окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. – Волгоград, Издательство “Учитель”, стр. 31, 2007.

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. Как учились на Руси. – Выпуск 6, стр. 11–14, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – демонстрация по теме:История одежды. Одежда в разные времена.

Цель: познакомить учащихся с особенностями одежды различных народов, слоев обществ в различные периоды жизни людей; воспитывать любовь к предмету, родному краю, бережное отношение к костюму свое...

Тест "Как называли нашу страну в разные времена"

Тест к урокам окружающего мира в 3 классе, УМК "Начальная школа XXI века"....

Презентация "Родное село в разные времена года"

Добавление к уроку "Смена времен года" - Презентация "Родное село в разные времена года". Можно использовать самостоятельно....

Классный час: "Питание в разное время года" 3 класс.

Занятие проводится в рамках образовательной программы "Разговор о правильном питании". Формирует  представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в...

"Одежда в разные времена и в разных странах"

Конспект урока , в котором происходит систематизация знаний о одежде народов России....

Развитие зрительного восприятия. 4 класс. Тема: Учить детей узнавать время по часам, определять, правильно ли показывают время часы.

Тема: Учить детей узнавать время по часам, определять, правильно ли показывают время часы.Развивать чувство времени, навыки ориентировки во времени, память, мышление, внимание, совместную работу руки ...