Экологическая работа школы и библиотеки
статья (2 класс) по теме

Сергеева Татьяна Константиновна

В микрорайоне нашей школы находится детская библиотека № 16, с коллективом которой у нас налажен тесный контакт. Мы проводим разнообразную работу с библиотекой: это ивыставки книг, устные журналы, литературные праздники и викторины, защита творческих проектов, выставка рисунков и подело. Опыт работы по экологическому направлению мы обобщили в данной статье.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_rabota_shkoly_s_bibliotekoy.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ

Т.К.Сергеева,

О.В.Шмакова

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №  38»

       В  наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества. Поэтому так много внимания уделяется непрерывному экологическому образованию с самого раннего возраста. И задача школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твердые убеждения.

     В начальной школе закладываются основы экологических знаний. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. Формирования ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать родную среду.

     Бережное отношение человека к природе складывается постепенно , под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. Первоклассники , приходя в школу, уже имеют какие-то знания об окружающей природе. Однако, вести себя на природе они не всегда умеют.  Они ломают ветки деревьев, рвут первоцветы, забирают птенцов домой. Чтобы научить их понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому с 1 класса необходимо пробудить в детях интерес к природе, к наблюдениям за растениями и животными.

    Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей как на уроке, так и во внеклассной работе.

     В микрорайоне нашей школы находится детская библиотека №16, с которой учителя школы поддерживают тесные контакты. Работа школы с библиотекой проходит в нескольких направлениях, одним из которых является научно – познавательное, а экологическая работа является одним  из видов работы этого направления .

     Начинаем эту работу с обучающимися первых классов. При этом пытаемся решить следующие задачи :

- учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – это непреходящая ценность;

- развивать потребность общаться с природой, наслаждаться ее красотой и величием;

- овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.

Кроме того, фонды библиотеки содержат большое количество справочной, информационной, научно-популярной литературы по теме «Экология и человек», пользоваться которой мы приучаем учащихся при поиске необходимой информации.

      Работая с библиотекой , мы используем различные формы, но начинаем всегда со знакомства с книгой. Учителя совместно с библиотекарями подбирают список книг, соответствующий данному возрасту. Произведения писателей – натуралистов (В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина и др.) знакомят ребят с интересными фактами из жизни животных и растений, позволяют глубже проникнуть в тайны природы, расширить кругозор детей. Как правило, работа над произведениями писателя заканчивается проведением викторины, конкурса – знатоков, к проведению которой привлекаются самые активные читатели.

Красоту родной природы в разное время года школьники наблюдают , читая стихи поэтов С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Пушкина. Анализ лирических стихов развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Эта работа находит продолжение в работе «Театра Книги», где школьники инсценируют отрывки произведений о природе, ставят небольшие спектакли на экологические темы.

     Широкое распространение в работе с библиотекой получила такая форма – как устный журнал. Цель проведения такой работы – развивать детский интерес, эрудицию, повышать интеллект, эстетическую, эмоциональную культуру школьников. Обычно устный журнал проводится раз в четверть, каждый номер связан с сезонными изменениями в природе. Широкое распространение в каждом номере  получили такие страницы , как : «Это интересно», «Юные художники», «Слово поэта», «Жизнь птиц», «Жизнь животных». При проведении устных журналов стараемся использовать материал, связанный с природой родного края.

    Младшие школьники интересуются не только явлениями окружающей жизни, но и причины, их вызывающие. Поэтому так часто они задают вопрос «Почему?». А искать ответы на многие свои вопросы дети находят , работая со справочной литературой –справочниками, энциклопедиями, словарями. Работе со справочной литературой отводится отдельный библиотечный урок, на котором школьники знакомятся с особенностями построения справочной книги (алфавитный порядок, оглавление, указатели, сноски и т.д.), учатся находить значение непонятных слов в словарях , отбору нужной информации. Готовясь к очередному посещению библиотеки, ребята получают задания, которые выполняются индивидуально или коллективно. Задания самые разнообразные : ответить на вопросы по заданной теме, подготовить обзор последнего номера журнала «Друг», подготовить интересное сообщение, нарисовать рисунок на данную тему и т.д. Ребята все время в поиске, в творческой работе. Ведь все, что они узнают, им хочется использовать в своей продуктивной деятельности. Они с удовольствием рисуют, сочиняют, участвуют в организации выставок. Причем , в эту работу вовлекаются уже ребята – первоклассники. Так, наблюдая за весенними изменениями в жизни живой природы, мы решили дать нашим первоклассникам задание : найти интересные факты из жизни насекомых нашего края, заранее обговорив с библиотекарями список книг, которые помогут нашим малышам. Если честно- боялись : справятся они или нет ? Но работа вовлекла детей, и они стали просить нас, чтобы мы ее продолжили , работая по теме «Птицы весной».  Конечно, это первый шаг наших первоклашек в научный мир, и сделан он был с нашей помощью и помощью родителей, но эта работа заинтересовала их, оставила след в их душах!

    Более серьезные были выступления третьеклассников, четвероклассников. В работе этой возрастной группы мы использовали проектный метод. Так, была проведена работа над проектами : «Они занесены в Красную книгу», «Удивительный мир насекомых», «Познай свой край». Все эти проекты носят комплексный характер : включают в себя практическую экологически ориентированную и творческую деятельность, нацелены на решение задач экологического характера.

     Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Опираясь на художественные произведения, рассматриваются конкретные экологические ситуации : «Птенец на тропе»,  «Гнездо», «Привал», «Букет цветов» и т.д., которые показывают важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести к выводу о необходимости защиты и охраны природы.

     Внеурочное время предоставляет большие возможности для проведения различных игр, викторин, праздников, конкурсов. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их. Год от года меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, высказываниям и действиям других людей.

    Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку быть справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее понимает и знает, кто умеет ее видеть , кто воспринимает ее боль как свою. Мы хотим , чтобы наши ученики научились этому.

Библиографический список

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : методика обучения: 1-4 кл., М: Вентана – Граф, 2005.-240с ил.

Гордеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. Начальная школа» 2004. №2

Морозова Е.Е., Вихрова А.В. Экологический проект «Удивительный мир насекомых». Саратов. «Аквариус», 1999- 28 с.

Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. «Начальная школа».1991, №5, с.2-8

Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе.

«Начальная школа». 1998,№ 6.с.14-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическая работа в школе

Материал поможет в экологической работе в школе....

Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".

В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....

Внеклассная работа со школьными библиотеками.

Доклад на областном семинаре о важности и способах сотрудничества со школьными библиотеками....

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы с учётом ФГОС».

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы с учётом ФГОС». ...

Совместная работа детской городской библиотеки №2 "Журавушка" и МБОУ "СШ №5", и родителей первоклассников по привитию интереса к самостоятельному чтению.

Немало родителей задаются вопросом, когда ребёнку нужно начинать самостоятельно читать. Некоторым азам он уже обучен и может не только слушать взрослых. Обучение буквам и навыкам чтения происходит в о...

Из опыта работы школы и библиотеки

Потребность в чтении возникает еще с раннего детства, конечно, при условии, если семья читаемая, а уж нам, учителям начальной школы и воспитателям группы продленного дня с первых учебных дней заметны ...