Из опыта работы школы и библиотеки
статья (1 класс)

Жукова Надежда Александровна

Потребность в чтении возникает еще с раннего детства, конечно, при условии, если семья читаемая, а уж нам, учителям начальной школы и воспитателям группы продленного дня с первых учебных дней заметны пробелы в данном вопросе. И проблема совсем не в том, что во многих семьях исчезли домашние библиотеки и что дети не хотят читать, не всем детям прививается навык чтения. В начальной школе мы ставим перед собой  задачу- научить школьника ПОНИМАТЬ то, что он читает, поддержать и развить интерес учащегося к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblioteka_i_shkola.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: ШКОЛА И БИБЛИОТЕКА

         С введением в образовательный процесс новых ФГОС - образовательных стандартов в жизнь учащихся пришли изменения. Речь идет в том числе  и о создании открытой, доступной  информационно-образовательной среды, как во время учебного процесса, так и  во внеурочное время. Педагогу необходимо развить  в школьнике ИНФОРМАЦИОННУЮ грамотность, воспитать мотивацию на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения.

Потребность в чтении возникает еще с раннего детства, конечно, при условии, если семья читаемая, а уж нам, учителям начальной школы и воспитателям группы продленного дня с первых учебных дней заметны пробелы в данном вопросе. И проблема совсем не в том, что во многих семьях исчезли домашние библиотеки и что дети не хотят читать, не всем детям прививается навык чтения. В начальной школе мы ставим перед собой  задачу- научить школьника ПОНИМАТЬ то, что он читает, поддержать и развить интерес учащегося к чтению.

Говоря научным языком, нам, воспитателям, необходимо  интегрировать каждого учащегося в библиотечное и информационное пространство, чтобы школьник смог ориентироваться в многообразии литературных произведений, искать и выбирать нужную информацию, необходимо помочь ребенку найти пути и способы получения и переработки этой информации.

Одна из форм работы воспитателей групп продленного дня с учащимися начальной школы (особенно первых классов) в ГБОУ СОШ № 391 Красносельского района города Санкт-Петербурга-тесное взаимодействие с библиотекой №4.

Ежегодно составляется план совместной работы, сотрудники библиотеки- Коломийцева С.Е., Жогина И.Р., Спиридонова И.Г., Савина М.В. разработали тематику проводимых мероприятий для учащихся первых классов.

 Формы работы с детьми очень разнообразные: Знакомство с абонементом, читальным залом, квалифицированно и увлеченно провела библиограф М.В. Савина, она познакомила с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, с основными разделами, с правилами поиска нужной книги, овладению навыка работы со справочными изданиями.

Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением  библиотечного урока «Запись в библиотеку».

Мы раз в неделю в пятницу  с учениками  погружаемся в удивительный и восхитительный мир «Библиотечных уроков».- ЭТО -нестандартные уроки, требующие особого мастерства в деятельности библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. Такие уроки всегда проходят на «УРА!». Дети увлечённо слушают, активно участвуют, и с нетерпением ждут новых встреч! Библиотечные уроки всегда учат добру, вежливости, они делают детей мудрыми и воспитанными, а главное - прививают навык чтения. И учащиеся усваивают, библиотека- это хранилище памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов.

Проводим Прожектор библиотеки: « Мировые знаменитости», «Интересные факты, все обо всем», «Наша Родина-Россия», «Что? Зачем? Почему?», «Великие открытия», «Все ответы на вопросы маленьких почемучек», «Загадочное и неведомое»; прочитана лекция с просмотром мультфильма «Засветись, стань заметнее на дороге», « Дорогами добра, что такое милосердие», проведены познавательные уроки «Светофор твой друг!», «Азбука вежливости», «Один дома, твоя безопасность на каждый день», проведены праздники «День рождения Деда Мороза», «Путешествие по Санкт-Петербургу», с января 2019 года ведется систематическое мероприятие «Юный эрудит», где дети рассуждают и учатся мыслить на разные темы почемучек, проведен утренник «Познавашки».

Форм работы с учащимися много и с каждым годом они разнообразятся.

Хочется сказать, что  именно библиотека-это то пространство, которое отличное от школы в целом, не регламентированное стандартами образовательного процесса, обладает гибкостью, адаптивностью, большим потенциалом, легко отзывается на различные формы современного образования.

В нашей библиотеке созданы все условия комфортной индивидуальной и групповой работы именно в нее приходят за человеческими ресурсами родители, педагоги и школьники.

В ней ребенок чувствует себя не как ученик, чьи успехи характеризуются оценками, а  проявляет себя как личность – может показывать свои увлечения, интересы, желания, библиотека становится тем местом, где происходит его подлинная индивидуализация.

Для нас, воспитателей, библиотека -хорошее подспорье в области дополнительного  образования и внеурочной деятельности.

Подобно доброй волшебнице они правят целым миром сказок и грёз, путешествий и романтики! Благодаря таким добрым людям, как Коломийцева Светлана Егоровна, Савина Марина Викторовна во главе с заведующей библиотеки Карсаковой Надеждой Ивановной наши дети становятся добрее, любознательнее и смышленее.

Таким образом, творческая и кропотливая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей, заставляет посмотреть на библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Экологическая работа школы и библиотеки

В микрорайоне нашей школы находится детская библиотека № 16, с коллективом которой у нас налажен тесный контакт. Мы проводим разнообразную работу с библиотекой: это ивыставки книг, устные журналы, лит...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

из опыта работы "Школа "Эрудит"Для детей с ОВЗ"

доклад из опыта работы: доклад, презентация, план работы...