Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
статья (1 класс) по теме

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Чальцева Е.А.            

 

        Организация воспитательной работы в начальной школе

         Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас - воспитательную.

         На наших глазах коренным образом меняется школа: меняются содержание образования, цели, средства, методы, вводятся новые образовательные стандарты. Теперь учителю предстоит самому решать, что он хочет достичь в воспитании детей данного конкретного класса.

         Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и в школе (на уроках, переменах, во внеурочных мероприятиях), и дома, и даже на улице.

         Принимая первый класс, я в течение двух недель внимательно присматриваюсь к детям, знакомлюсь с ними. Одновременно начинаю определять те основные направления, по которым хочу развивать души детей в последующие четыре года. К планированию обязательно привлекаю детей и родителей. На первом классном часе спрашиваю у детей, в каких делах они хотели бы участвовать, кого бы хотели порадовать, что полезное сделать  и т. п. Даю детям задание подумать об этом вместе с родителями. А на первом родительском собрании провожу анкету для пап и мам, что бы хотели они увидеть, где поучаствовать в организации внеклассной работы. А потом и желания детей, и желания родителей учитываю при составлении плана  воспитательной работы.

         Существует множество приёмов привлечения младших школьников к планированию их деятельности. Кроме анкетирования я  использую ещё следующие приёмы:

 - предлагаю серию интересных дел, а дети выбирают те, которые близки им по темам или иным мотивам;

 - организую «разведку полезных дел», в которой участвуют и дети и родители;

 - заполняем «Анкету полезных дел» по рубрикам: «Хочу», «Мечтаю», «Предлагаю».

           Так же целесообразно учитывать дни красного календаря, план работы школы, время года и т.п., что даёт возможность очертить тематические периоды ( «Я - школьник», «Осень наступила», «Новый год у ворот» и др.), в каждом из которых выделяю стержневое дело, а вокруг него в течение двух-трёх недель разворачиваю систематическую работу с детьми по организации их жизнедеятельности.

            В нашей школе для каждой параллели классов определены свои цели воспитания, которых мы пытаемся достичь в процессе воспитания.

             А задачи  воспитательной работы разных  ступеней обучения разделены по потенциалам:

           1.познавательный;

           2.нравственный

           3.личностный;

           4.коммуникативный;

           5.физический.      

   (Эти задачи  разрабатывал наш коллектив учителей начальных классов ).

Класс

Познавательный

Нравственный

Личностный

Коммуникативный

Физический

1

Изучить степень активности и прилежания в учебном труде, развивать интерес к познанию

Сформировать восприятие и понимание таких ценностей, как семья, природа, школа, учитель

Изучить личностные качества детей, складываю-щиеся отношения в коллективе

Создать оптимальные условия для общения, формировать потребность выполнять правила уч-ся

Учить правилам соблюдения режима дня и личной гигиены

2

Развивать устойчивый интерес к познанию, кругозор, любознатель-ность

Формировать ответствен-ность за свои поступки, понимание таких ценностей, как дружба со сверстниками, уважение к старшим, доброта, коллектив

Создать условия для формирова-ния положи-тельной оценки на основе благоприят-ного взаимо-действия в системе: педагог родитель  ученик

Формировать первичные навыки межличностного общения, умение строить отношения в группе сверстников, со взрослыми

Формиро-вать потребность в соблюдении правил режима дня, личной гигиены      

           

3

Создать условия для формирования положительной мотивации к учению, через деятельностные формы обучения

Формировать нравственную направлен-ность: необходимость выполнять нормы и правила поведения в обществе

Формировать самоуваже-ние, уверенность в собственной успешности

Формировать первичные навыки и способности продуктивно и творчески работать в коллективе

Формиро-вать стремление быть сильным, быстрым, ловким и закалённым

4

Развивать самостоятель-ность и положительную мотивацию к учению

Формировать восприятие и понимание таких понятий, как родной край, страна, Родина

Формировать первичные навыки самооргани-зации

Формировать первичные навыки саморегуляции

Совершен-ствовать первоначальные навыки ведения здорового образа жизни

         Согласно задачам по каждому из этих потенциалов и  строится вся воспитательная работа с классом: на уроке и во внеурочное время.

           Познавательная деятельность на уроке имеет строго очерченный круг знаний, во внеклассной же работе мы выходим за рамки программ, расширяя и углубляя полученные знания на уроках. В учебной работе  трудно учесть интересы детей, гораздо проще во внеклассной работе (можно опереться на самодеятельность учащихся).

           В познавательной деятельности я работаю в двух направлениях: «В книжном мире» (ознакомление с библиотекой, научно-популярными книгами, словарями, энциклопедиями) и «Игра- путь к познанию мира» (игры-конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звёздам», «ПОНИ», «Ребята и зверята», «Почемучка», фестивали по творчеству Т.Белозёрова, телекоммуникационные проекты, игры-путешествия,  игры-обзоры).  А так же два раза в неделю со своими первоклассниками занимаемся в кружке «Умники и умницы».

         Для реализации познавательных задач подходит методика творческого воспитания. Суть в том, что в каждом деле дети сами сообща ставят цель, вырабатывают план действий, собирают необходимую информацию, осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты. Учитель - не над детьми, а вместе с ними.

         Возраст первоклассников считается благоприятным для воспитания у них стремления совершать добрые поступки, для формирования понятия «добро». Детским душам сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого.

         Культура младшего школьника начинается с вежливости. Важно сформировать у детей представление о вежливости как о качестве личности. Провожу совместно с детьми такие дела «Азбука вежливых слов», «Вежливость и речевой этикет», «Что такое добро?» и т.д. С интересом дети участвуют в игре: «Волшебный сундучок», которая способствует накоплению вежливых слов. Литературная композиция «Чтоб не звался ты невежей» закрепляет навыки хорошего тона, прививает вкус к правильной речи.

          Надо стремиться обучать ребят на хороших примерах (обсуждение поступков литературных героев, сказочных персонажей), но не следует забывать о том, что поведение учителя, родителей, сверстников также должно быть положительным.

          Большую пользу приносят коллективные обсуждения увиденного и услышанного. Материал для обсуждений можно брать из мировой и отечественной литературы, из просмотренных телепередач, посещенных спектаклей, увиденного на улице и т.п. Поэтому каждый месяц с детьми посещаем театры нашего города: ТЮЗ, театр кукол «Арлекин». В конце каждой  четверти устраиваем с детьми праздники, выезжаем на экскурсии на разные производства: кондитерскую фабрику, завод молочной продукции, газированной воды, ипподром, конезавод и т.д.

         С ранних лет у детей необходимо формировать представление о хорошей, дружной семье. Следует чаще встречаться с родителями, не только на родительских собраниях, но и на праздниках, приглашать на классные часы, игровые программы. В семье воспитывается не только личность, но и гражданин своей страны.

     

         Очень важно именно в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление здорового образа жизни: показывать престиж здоровья, формировать привычки и навыки здорового образа жизни.  Младшие школьники изучают такие темы: «Режим дня», «Азбука питания», «Предупреждение заболеваний» и др. На основе приобретённых знаний провожу игровые программы «На здоровье!», «Мойдодыр приходит в гости», практикумы.

           В школе проходят дни, недели, месячники здоровья, спортивные праздники. Они повышают уровень знаний учащихся о способах сохранения здоровья, формируют и совершенствуют навыки здорового образа жизни.

          А самое главное в конце каждого класса я создаю видео клипы о проделанной работе и дарю их детям.

           Каждый ребёнок – это индивидуальность, поэтому при выборе технологий руководствуюсь такими принципами, как дифференциация, индивидуализация, гармонизация. Следование им поможет учителю осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанию. Как реализовать данный подход в воспитании?

            Прежде всего надо стремиться к тому, чтобы деятельность и для детей и для взрослых была интересной, радостной, значимой, т.е. необходимой, целесообразной. Это обеспечивает учителю и детям комфорт, радость творчества, познания и самопознания, совершенствования личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

«Организация воспитательной работы в начальной школе на основе коллективно-творческой деятельности»

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родит...

Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год

В своей статье  я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...

«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы)....

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Статья "Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе" Из опыта работы.

Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фор...