Главные вкладки

    «Организация воспитательной работы в начальной школе на основе коллективно-творческой деятельности»
    материал (4 класс) по теме

    Громова Наталья Васильевна

    Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Организация воспитательной работы в начальной школе на основе коллективно-творческой деятельности»

    для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня                                                                                                                                                                                                                                            

                        Учитель начальных классов Громова Н.В.

                                    МОУ «Уваровская СОШ»

      Актуальность данной темы определяется потенциалом технологии коллективной творческой деятельности и её возможностями в современном учебно-воспитательном процессе. Исследовательская проблема заключается в специфике коллективной творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе.

                 К концу младшего школьного возраста должны сформироваться такие новообразования, которые являются центральными для данного возраста:

    • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
    • развитие нового познавательного отношения к действительности;
    •  качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

                 Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

     И все-таки вопрос о выборе форм воспитательной работы встает, прежде всего, перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями:

    1) Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать решению этих задач.

    2) На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.

    3Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:  принципов организации воспитательного процесса.

    Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, на наш взгляд, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятельности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и принципов организации, которые разработаны И.Т. Ивановым и его последователями. Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

    1) учитываются интересы и потребности каждого;

     2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

     3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

    4) данная форма является по исполнению неповторимой.

    Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники  сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

            В реальной практике эти формы  используются по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различать три их подтипа:

    • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный и др.). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа (посадка деревьев, концерт для родителей и пр.);
    • творческие дела, отличающиеся прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников;
    • коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

    Моделирование воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель.

    Организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность - 7- 8 месяцев. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана работы классного руководителя.

    В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:

    • изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
    • проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
    • сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.

    В копилке учителей Старооскольского городского округа  имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки можно взять  на вооружение.

                                                           

                                         

                                                                                   

    Resource id #3086

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

    в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

    Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

    Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

    Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

    В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

    Организация воспитательной работы в начальной школе

    На наших глазах коренным образом меняется школа: меняются содержание образования, цели, средства, методы, вводятся новые образовательные стандарты. Теперь учителю предстоит самому решать, что он...

    Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".

    В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....

    организация воспитательной работы в начальных классах

    воспитательная работа, её значение, функции....