Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
статья (3 класс)

Шишова Екатерина Валерьевна

Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы».  Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.

В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию, инновационному, реализующему ФГОС возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Приоритетной целью ФГОС в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относятся исследовательская деятельность в воспитательной работе.

Каждое исследование ученика должно быть подчинено определенным этапам:

  1. Формирование проблемы, обоснование актуальности темы
  2. Постановка цели и конкретных задач
  3. Определение объекта и предмета исследования
  4. Выбор метода проведения исследования
  5. Описание процесса исследования
  6. Обсуждение результатов
  7. Формирование выводов и оценка результатов.

   Исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Исследование -  это бескорыстный поиск истины или неизвестного, выдвижение гипотез и теорий, их проверка в виде эксперимента или теоретически. Цель исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытий новых закономерностей. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Методы и приемы исследования формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В организации исследовательской деятельности должны учитывать возрастные психолого- физиологические особенности детей младшего школьного возраста, а именно:

  1. Учет возрастных особенностей учащихся
  2. Темы работ выбираются из содержания учебных предметов
  3. Учет познавательных интересов ребенка

    На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций. Постижение каждого нового умения предполагает выбор самостоятельного объекта исследования, нахождение и обрабатывание материала, анализирование и систематизирование полученной информации. Целесообразно в процессе работы над темой проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших детей, родителей, коллег - педагогов и руководителей). Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи и ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании исследовательских методов в начальных классах эффективна определенная последовательность: от недолговременных однопредметных исследований к долговременным, межпредметным, от личных исследований к групповым и общеклассным. В исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

  1. Мотивационный
  2. Планирующий
  3. Информационно-операционный
  4. Рефлексивно-оценочный

      Степень активности учащихся и учителя на разных этапах разная. В учебном исследовании ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений, навыков исследовательской деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного исследования, степень активности, самостоятельности можно представить по-разному. Но на последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу самим сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые и поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

В процессе исследовательской деятельности формируются следующие умения и навыки:

  1. рефлексивные умения- умение отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»
  2. Поисково-исследовательские умения
  • умение самостоятельно генерировать идеи, изобретая способы действия и привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно находить недостающую информацию и у эксперта;
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Навыки оценочной самостоятельности
  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве
  • умение осуществлять коллективное планирование;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умение оказывать взаимопомощь в группе при решении общих задач;
  • навыки делового общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  1. Коммуникативные умения
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки устного опроса.

В ходе исследований у младших школьников формируется представление о своих возможностях. Ученик учится рисковать, выигрывать, проигрывать, идет самоутверждение. И всегда приятно услышать в конце работы от ученика: «у меня возникла идея по новой теме…..».

        Актуальность организации исследовательской работы у младших школьников обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных, вооруженных навыками пользования исследовательскими технологиями в такой степени, в какой это им будет необходимо для активной творческой и общественной деятельности, для дальнейшего самостоятельного изучения разнообразных видов технологий после окончания школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православные храмы Приморского района города Санкт - Петербурга

Знакомство учащихся, родителей и педагогов с православными храмами города Санкт - Петербурга (адреса, история, служения)....

Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"

Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике  в начальной школе...

Заслуженные работники и ветераны пожарной охраны, ВДПО Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные....

Мастер-класс на тему "Организация исследовательской деятельности в начальной школе"

Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами организации исследовательской деятельности учащихся....