Конспект исследовательского занятия в 3 классе на тему «Чудо природы – Солнечный камень». Составил воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна. Школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект исследовательского занятия в 3 классе на тему «Чудо природы – Солнечный камень». Составил воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна. Школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
- Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются на четыре группы. У каждой группы лежит на столах оборудование.
- Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, как вы понимаете выражение «Чудо природы- солнечный камень?». Что это такое за чудо природы? И какой камень мы можем назвать солнечным?
В море-океане, на острове Буяне, лежит бел-горюч камень Алтырь…..Этот мифологический образ белоснежного и пылающего камня, лежащего в центре мироздания, сопровождает народные легенды и заговоры уже не одно столетие. Вот и нам он поможет отправиться в путь, чтобы познакомится с одним из удивительных творений природы, имя которому-янтарь.
Янтарь- это один из самых прекрасных и манящих произведений природы. Поэтому предлагаю вам провести увлекательную экспериментальную работу по окружающему миру на тему «Чудо природы-солнечный камень» расширив свои знания.
Цель: раскрыть свойства янтаря и узнать историю его происхождения.
Объект исследования: янтарь
Задачи:
- Узнать, историю возникновения янтаря;
- Изучить свойства янтаря;
- Выяснить, как добывают янтарь;
- Определить, что делают из янтаря;
Методы исследования
- изучение и анализ литературы;
- опыты с янтарем.
Материалы для проведения опытов: два прозрачных стакана, соль, камни янтаря, морские камни, молоток, кусочек шерстяной ткани, деревянная доска, вода, ложка.
Актуализация знаний.
История возникновения янтаря. Слайд.
Янтарь является древнейшим драгоценным камнем, известным человеку. В старину происхождение янтаря было окутано тайной, что породило множество легенд о нем, например, древние греки, назвавшие этот камень электроном, считали его застывшими слезами, выплаканными по погибшему Фаэтону. Фаэтон, сын Феба, бога Солнца, и нимфы Клименты упросил своего отца дать ему поуправлять солнечной колесницей, но сбился с пути, не смог справиться с лошадьми, слишком приблизился к Земле, на которую обрушилось чудовищное пекло: высохли реки от Дона до Рейна, образовались великие пустыни, почернели жители Эфиопии, загорелись леса, раскололись вершины гор. Разгневанный Юпитер молнией сбросил неудачного наездника на Землю. Мать и сестры, долго оплакивая погибшего, превратились в деревья, а с их ветвей продолжают падать в протекающую под ними реку Эридан слезы, сразу же твердеющие на солнце и превращающие в янтарь. Так как это окаменевшие слезы Гелиад, дочерей Солнца, то поэтому минерал такой прозрачный, теплый и светлый, а когда горит, то просто божественно благоухает. Потому янтарь еще называют «солнечный камень».
Еще одна из легенд, гласит. Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.
Как добывают янтарь.
Название камня «янтарь» (англ. Amber) произошло от позднелатинского слова ambar, которое, в свою очередь, произошло от арабского anbar. Название «поддельный янтарь» (bastard amber) дано непрозрачному материалу.
Благодаря способности янтаря электризоваться, древние арабы называли его «кахраба» - то есть «похититель смолы». Способность янтаря гореть в огне отражена в немецком названии «бернштейн» - буквально «огненный камень».
Янтарь нельзя назвать минералом. По классификации Международной Минералогической Ассоциации, янтарь относится к ископаемым смолам. Окраска янтаря очень разнообразна: от практически белого до зеленого и даже синего цветов со всевозможными оттенками. Причиной разнообразия являются примеси посторонних веществ в составе смолы.
Янтарь - окаменелая смола древних деревьев, которые росли на нашей планете 38-120 миллионов лет назад. Этому способствовало резкое изменение растительного покрова нашей планеты.
Янтарь не любит высоких температур и разрушается уже при 200 градусах, образуя янтарное масло и янтарную смолу. Помещенный в огонь, легко загорается.
Итак, янтарный лес (слайд) – это разнообразные леса. С одной стороны, север леса представлен секвойями. С другой стороны, состоит из хвойных деревьев. Здесь преобладают сосны, составляющие до 70% всех деревьев. Среди них выделяется сосна янтареносная. Именно из ее смолы состоит практически весь балтийский янтарь. Также лиственные деревья: дубы, буки, коричневое дерево, туя, пиния, заросли елей. Здесь мало травы, зато много прелой листвы, древесных веток и стволов. На опушках, где много солнечного света- густой подлесок из папоротников, пальм и бананов, лавра и мирта. В солнечную погоду здесь светло и жарко, и пахнет душистой смолой. Чтобы смола превратилась в янтарь, она должна какое-то время накапливаться в почвах, переходя в осадочные отложения. Даже если смолоносных деревьев много, окружающие условия могут препятствовать накоплению смолы. Она разрушается от воздействия солнечного света, температур, микроорганизмов. Хорошие условия создаются там, где освещенность лесной подстилки слабая, влажность высокая, и имеются песчаные почвы. И одним из важных факторов, позволяющих ископаемой смоле сохраниться, является влажность. Другой важный фактор- наличие в почве кислорода. В заболоченных участках, где мало кислорода среда делает смолу хрупкой и недолговечной. А при участии кислорода смола постепенно становится твердой. Воды Балтийского побережья образовывают щелочную среду с большим содержанием калия и мелкого ила. Это способствует появлению в ископаемой смоле янтарной кислоты и эфиров, и завершает процесс образования янтаря.
А как же добывают янтарь? (слайд) Гидромонитор, выпуская мощную струю воды, размывает слой пустой породы. С помощью ковша экскаватора добывается янтароносная голубая глина. Из размытой голубой глины сачками вылавливают особо ценные крупные фракции. Оставшаяся жижа отправляется по трубопроводу на фабрику для последующей обработки. На фабрике камни промывают, сортируют, режут и шлифуют.
Месторождения янтаря известны по всему миру.
- Первичные залежи. Месторождения в которых росли когда-то смолоносные деревья. Как правило, в них мало янтаря и его куски не достигают крупных размеров. Такие месторождения встречаются в Австрии, Китае, на Дальнем Востоке, на Аляске и в Канаде.
- Вторичные залежи, или россыпи. Россыпные месторождения привязаны к древним и современным водным бассейнам. Они образуются при переносе янтаря водой, на побережьях морей и озер. К ним можно отнести Приморское месторождение янтаря.
- Ледниковые россыпи. Эти месторождения являются особым вариантом вторичных, и образуются при разрушении движущимся ледником уже готовых янтаря. После таяния ледника янтарь накапливается в моренах и озерных впадинах. Такие месторождения известны в Гренландии, Аляске, Центральной Европе.
Крупнейшее месторождение янтаря в мире это Приморское, расположенное на берегу Балтийского моря, в пределах Калининградской области. Здесь содержатся до 90% всех мировых его запасов, а концентрация янтаря в породе самая высокая. Балтийский янтарь имеет возраст 40-50 млн лет и приравнен по качеству к драгоценному камню. Его добыча ведется открытым способом в карьерах, в год добывается около 300 тонн камня.
В Калининграде работает целый музей- Музей янтаря. (слайд) В музее представлены образцы солнечного камня разных цветов и размеров, а также изделия из янтаря. В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которого включены растительные остатки или насекомые. Когда янтарь еще не затвердел и представлял собой вязкую смолу, жучки и мухи по неосторожности попадали внутрь. И спустя много лет янтарь затвердел, насекомые внутри остались и сохранились такими, как будто попали в ловушку только вчера. Инклюзы (слайд) – так называют заключенные в янтарь остатки насекомых и растений. У палеонтологов (это ученые, изучающие ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий) появляется возможность увидеть своими глазами живых существ, обитавших на Земле десятки миллионов лет назад. То, что мы видим в янтаре- это мумифицированные скелет и внешние покровы животных. Каждая такая находка дает большую информацию, чем окаменелые останки. Особенно это касается позвоночных животных, ведь янтарь сохраняет то, что отсутствует в окаменелостях- покровные ткани и внешний вид.
Где применяется янтарь. (слайд)
На сегодня янтарь в основном применяется для изготовления украшений, в меньшей степени ручек зонтов, некоторых художественных изделий. В древности в Италии были широко распространены янтарные изделия либо грушевидной формы, либо в виде головы барана, обеспечивающих плодородие и удачную охоту. Богатые римляне всегда с собой носили янтарные шарики, их терли руками, предполагая, что янтарь укрепит силу. Янтарь на Востоке применялся как украшение для невест; на Руси тоже надевали на невест перед венцом янтарные бусы. Считалось, что камень поможет сделать молодую семью счастливой.
В доме нужно обязательно держать несколько предметов из янтаря, чтобы уберечь жилище от пожаров и попадания молний.
У греков дарить янтарь означало пожелать счастья.
Небольшие осколки янтаря, которые слишком малы или некрасивы для украшений, применяют в промышленности. Их используют при производстве лекарств, косметики, лаков для окраски древесины, музыкальных инструментов.
Янтарь использовался при обмороках (янтарное масло с нашатырным спиртом), против головокружения и кровотечений, нагноений и опухолей, сильного кашля и чахотки, судорог, истерий, лечил и предупреждал ряд женских и простудных заболеваний, укреплял расшатавшиеся зубы. Считалось, что камень спасает от слабоумия и удушья, лихорадки и желтухи, помогает при глухоте и неправильном обмене веществ.
Именно из-за уникальных художественных и пластичных качеств янтаря художники и ювелиры создали из этого материала одно из самых красивых таинственных чудес света- Янтарную комнату. Находится она в Екатеринском дворце Царского села в городе Санкт-Петербурге. В янтарной комнате все из янтаря: вазы, шкатулки, ларцы, шахматы, модели кораблей, полочки, мозаичные картины, оправы для зеркал.
- Практическая работа. (слайд)
Так как янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты.
Каждая группа под руководством воспитателя делает опыт. В конце каждого опыта ребята сами формулируют выводы.
Опыты
- Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнет плавиться, выделяя ароматные масла. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.
Вывод: янтарь горючий камень.
- Натрите кусочки янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? Бумага прилипает к янтарю.
Вывод: янтарь – «электрический камень»
- Если попробовать расколоть янтарь и морской камень. Что расколется? Янтарь рассыпается.
Вывод: янтарь- не тверже камня.
- В одной легенде о янтаре говориться, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Опустим в стакан с водой из-под крана кусочки янтаря. Янтарь утонул. Опустим янтарики в стакан с соленой водой. Они всплыли.
Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.
- Почему же в море янтарь не гладкий? Если опустить янтарь в пресную воду, что происходит с янтарем? Он тонет. А теперь добавим морской соли что происходит с янтарем, он всплывает. Получается, чем глубже море, тем соленее вода, а значит и плотнее, так этот самый янтарь между поверхностью и дном в море и плавает, и не обтачивается не обо что.
- Итог занятия.
Выводы
Благодаря проделанной исследовательской работе мы раскрыли тайну происхождения янтаря, узнали секреты его добычи, изучили свойства камня, проведя опыты; а также выяснили, где применяется и используется янтарь.
- Янтарь не тверже морского камня, а легче и поэтому он не обтачивается морем.
- В наших лесах Ленинградской области, янтарь из смолы преобразоваться не может, так как у нас болотистые леса и почва насыщена микроорганизмами, а почвы лесов Калининградской области насыщены кислородом, очень тепло и высокая влажность.
- Применение янтаря в промышленности и производстве лекарств, косметики помогает миру раскрыть многие загадки эволюции животного и растительного мира и лучше понять историю нашей планеты.
Как много мы узнали интересного. Янтарь-настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет.
Методы закрепления:
- По завершению опытов ребятам предлагается опрос по закреплению изученного материала. (слайд)
- Развитие мет предметных навыков. Решите задачу. (слайд)
Оля собрала на берегу моря 20 камешков. Две пятых всех камешков оказались янтарем. Сколько кусочков янтаря нашла Оля?
- Создание своего инклюзивного янтаря. (рисунки ребят).
Литература:
- В. Н. Пашинский «Все о драгоценных канях». Полигон, Санкт-Петербург, Астрель, Москва.
- Детская энциклопедия «Я познаю мир». 30 загадок нашего мира. Издательство: АСТ, 2009. с. 224
- З.В. Костяшова «Балтийский самоцвет». Наука и жизнь. №5, 1999г.-с.43
- Л.В. Никифорова «Стены «текущие млеком и медом» К воссозданию Янтарного кабинета Царскосельского дворца. История Петербурга. 2002 г. №4(8)
- С.С. Савкевич «Янтарь» - Ленинград. Недра, Ленинградское отделение, 1970 г,- с.191
- В.И. Соболевский «Замечательные минералы». Москва. Просвещение, 1983 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя группы продленного дня Свойкиной Татьяны Валерьевны Тема: «Нравственное воспитание учащихся путем приобщения к народным промыслам»
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год воспитателя ГПД Свойкиной Татьяны Валерьевны...
Конспект открытого занятия педагога-психолога ГБОУ школы № 59 Приморского района г. Санкт-Петербурга Жуковой Марины Владимировны. Тема «Дружба».
Тема дружбы является очень актуальной для детей младшего школьного возраста.От того, как у ребёнка складываются отношения в классе, зависит его эмоциональное состояние и результаты в учёбе. Но умение ...
Методическая разработка комплексного занятия по теме: «Снежинка». Разработала: Виноградская Н.Л., воспитатель ГПД, ГБОУ школа №346 Невского района г. Санкт-Петербурга.
Знакомить детей с поэзией о зиме. Прививать любовь к поэзии, воспитывать чувство прекрасного.Развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову.Развивать творческие способности...
Методическая разработка комплексного занятия по теме: «Облака». Разработала: Виноградская Н.Л., воспитатель ГПД, ГБОУ школа №346 Невского района г. Санкт-Петербурга.
Цель:1.Учить детей применять ранее приобретённые знания и умения при изготовлении изделий из разных материалов.2.Развивать творческое воображение, эстетический вкус и моторику рук.3. Воспитывать терпе...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Презентация на тему "Чудо природы-Солнечный камень"
Раскрыть историю и загадки происхождения янтаря и изучить свойства солнечного камня...
Заслуженные работники и ветераны пожарной охраны, ВДПО Пушкинского района города Санкт-Петербурга
Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные....