Уж небо осенью дышало
план-конспект урока (3 класс) по теме

Горбунова Татьяна Валентиновна

Конспект комбинированного урока литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству.


Цели и задачи.

Обучающие:

- Показать изображение осени мастерами разных видов искусств,

- Познакомить с творчеством русских поэтов,

- Формировать навыки восприятия, истолкования,

- Пробовать строить композицию, исходя из собственного замысла,

- Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Развивающие:

- Развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

- Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусств,

- Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения,
- Развивать способность смыслового восприятия художественного текста.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины,

- повышение уровня мотивации к учебной и творческой деятельности,

- Формировать собственное мнение,

- Адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.

Опережающее домашнее задание.

1. Подобрать стихотворения русских поэтов об осени, подготовить их выразительное чтение.

2. Подобрать портреты, пейзажи, натюрморты, пользуясь средствами ИКТ.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Вы догадались, кто я? (Осень)

Приветствие гостей.

- Какое сегодня число? (22)

- Какой месяц? (Ноябрь)

- Это мой последний месяц. Сегодня на уроке я хочу пригласить Вас к себе в гости, потому что буквально через неделю ко мне на смену приходит моя старшая сестра – Зима.

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистали жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По полю метёлкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой размахайке -

Русская, румяная зима!

В моём исполнение Вы услышали стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

- Поэты посвящают мне стихи, художники пишут картины, композиторы – музыку. Я знаю, что произведения об осени Вы изучаете не первый урок, и сегодня мы продолжим видеть те художественные средства, которые помогают авторам рассказать, как красива наша природа. Познакомимся с творчеством поэтов и художников и попробуем себя представить на их месте. Начнём с тех стихотворений, которые Вы уже изучали.

2. Чтение детьми стихов об осени.

  1. Константин Бальмонт «Осень» (слайд 2):

Поспевает брусника,

 Стали дни холоднее,

 И от птичьего крика

 В сердце стало грустнее.

 Стаи птиц улетают

 Прочь, за синее море.

 Все деревья блистают

 В разноцветном уборе.

 Солнце реже смеется,

 Нет в цветах благовонья.

 Скоро Осень проснется

 И заплачет спросонья.

  1. А. Фет «Ласточки пропали…» (слайд 3):

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Смотришь - через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

- Прозвучавшие произведения из Вашего учебника, а мне хочется послушать стихи, которые вы нашли и подготовили самостоятельно.

  1. И. Бунин «Листопад» (слайд 4):

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

      4. А. Тихонов «Ожидание» (слайд 5):

Ждёт снега обнажённый лес,

 Давно от осени уставший.

 Сереет низкий свод небес,

 Печально шепчет лист опавший

 Когда начнётся снегопад?

 Трещат в рябиновке сороки.

 Румянцем ягоды горят,

 Как утром на морозе щёки.

 Ждёт снега нынче детвора,

 Нужна ей зимняя забава.

 И целый день: Пор-ра! Пор-ра!

 Ворона каркает картаво.

      5. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» (слайд 6):

Есть в осени первоначальной

 Короткая, но дивная пора -

 Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера...

 Где бодрый серп гулял и падал колос,

 Теперь уж пусто всё - простор везде,-

 Лишь паутины тонкий волос

 Блестит на праздной борозде.

 Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

 Но далеко ещё до первых зимних бурь -

 И льётся чистая и тёплая лазурь

 На отдыхающее поле...

      6. Е. Трутнева «Листопад» (слайд 7):

Под ногой похрустывают льдинки,

 Ничего не видно. Темнота.

 И шуршат листочки - невидимки,

 Облетая с каждого куста.

 Осень ходит по дорогам лета,

 Всё притихло, отдыхать легко.

 Только в небе празднично от света –

 Небо все созвездия зажгло!..

 С золотыми листиками схожи,

 Звёзды с неба сыплются… летят...

 Будто в тёмном, звёздном небе тоже

 Наступил осенний листопад.

      7. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (слайд 8):

Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась,

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливый караван

 Тянулся к югу: приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора.

III. Работа с учебником.

- Из всех времён года А.С. Пушкин более всего любил осень. Ей он посвятил немало проникновенных, задушевных, поэтических строк. Давайте откроем учебник на странице 160 и прочтём ещё одно из великих творений поэта (чтение стихотворения детьми про себя).

- Вспомните, как называется приём, который использует поэт, говоря о природе, как о живом существе? (Олицетворение)

- Кого олицетворяет А.С. Пушкин в своём стихотворении?

- С кем сравнивает?

- Почему?

- Как Вы понимаете выражение «В багрец и золото одетые леса»? (Багрец – багровый, тёмно-красный; золото – жёлтый цвет)

- Как понять, что это стихотворение? (Поэт использует рифму)

- Найдите рифмы.

- Какое настроение создаёт стихотворение?

- Прочитайте стихотворение, передав настроение поэта.

Чтение стихотворения детьми вслух.

А.С. Пушкин – певец русской природы. Таким же певцом называли Исаак Ильича Левитана. Много картин об осени написал он, но самая знаменитая из них – «Золотая осень» (слайд 9).

- Какую осень увидел художник?

- Какие чувства рождает картина?

- Какие краски использовал художник в своей картине?

Но осени посвящал свои стихотворения не только А.С. Пушкин, сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного великого поэта – Михаил Юрьевич Лермонтов.

- Как называется стихотворение? («Осень», обратите внимание, что названия стихотворений одинаковы)

- Прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопрос «Какой осень видит М.Ю. Лермонтов».

Чтение стихотворения детьми вслух.

- Названия совпадают, а совпадает ли настроение?

- Какое из стихотворений понравилось больше?

- Почему?

Вашим домашним заданием по литературному чтению будет выучить понравившееся стихотворение наизусть.

Но это ещё не всё…

- Сегодня я предлагаю Вам выступить в роли художников и нарисовать осень.

- Какая Я? Подберите прилагательные (Золотая, многоликая, яркая, разноцветная, жёлтая, красная, щедрая, дождливая, поздняя, ранняя, мрачная, серая, сказочная, хмурая, пасмурная)

- Три творческие группы, готовясь к сегодняшнему уроку, подобрали Вам пейзажи, портреты и натюрморты, посвящённые осени.

1 группа - Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город) (слайд 10, 11, 12, 13, 14).

2 группа - Портрет (франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности (слайд 15, 16, 17, 18, 19).

3 группа - Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу (слайд 20, 21, 22, 23, 24).

IV. Рисование осени.

Слово Ларисе Евгеньевне.

VI. Итог урока.

- Понравилось сегодня на уроке?

- С творчеством каких поэтов познакомились?

- Картину какого художника видели?

- Оценивание работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...

литературное чтение А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Урок литературного чтения с презентацией...

Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....

Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"

А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...

Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....

Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...