Проблемы обучения
методическая разработка по теме

Елена Николаевна Каменева

 

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

При обучении возникают следующие психологические проблемы:
•разный темп усвоения материала;
•неодинаковые уровни развития памяти, мышления, внимания детей;
•различный темперамент;
•вмешательство других учеников в ответ или работу;
•противостояние учителю.

Забота о психологическом комфорте в школе, особенно на уроках, - не роскошь, а настоятельная необходимость. Комфортной учебная деятельность (с психологической и педагогической точки зрения) становится тогда, когда все участники чувствуют себя в безопасности. Например, когда все уверены, что их имена и фамилии известны и будут произнесены без искажения. Или когда нет необходимости опасаться неуважительного обращения, окрика со стороны других людей, прерывания ответа репликами или насмешками педагога или одноклассников.


Пример 1

Существуют учителя, которые любят повторять родителям: "У вас такой способный ребенок. Но такой ленивый. Если бы он захотел, стал бы отличником".

Каким образом происходит, что способный ребенок становится на уроках ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем? И что предпринять родителям и учителям?

Рассмотрим один из возможных вариантов ответов.

Чаще всего ученику просто неинтересно на уроке . Ребенок учится там, где происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо освоить обязательный предмет, который преподан в неинтересной для него форме. По этой причине часто угасает интерес к школе у учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредоточены.Часто эти одаренные школьники попадают в разряд "троечников".

Учителям в этом случае необходимо пересмотреть характер урока и способ преподавания.

Родителям важно вовремя заметить отношение ребенка к предмету и помочь учителю изменить стильповедения.


Пример 2

Учитель сообщает родителям или другим учителям: "Я не знаю, как научить вашего ребенка. Он очень медлительный и ничего не успевает сделать на уроке".

Почему одни дети успевают схватывать знания на уроке быстрее, чем другие? Как реагировать на это родителям и учителям?

В подобных ситуациях проявляется преобладание правого или левого полушария мозга.

Дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают получение нового материала небольшими порциями знаний, которые должны поступать последовательно. Их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основногосмысла прочитанного текста или общего представления о решаемой задаче.

Дети с доминирующим правым полушарием мозга легко постигают научные, математические, гуманитарные разделы знаний, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно "схватили". Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто "зубрить". Очень часто они не уверены в себе, несмотря на ярко развитую способность образно представлять информацию об окружающей действительности.

Родителям и учителям важно определить тип усвоения материала детьми, проконсультировавшись с психологом или по перечисленным выше признакам, и подстроить подачу знаний в соответствующей форме.



Пример 3

Часто родители обращают внимание на действия ребенка на уроке , спрашивая у него: "Ты сегодня поднимал руку на уроке?" или "Почему ты такой тихий на уроке? Тебя совсем не замечает учитель!"

Чем объяснить разное поведение учеников на уроке ? Какой стиль работы является правильным?

Поведение детей на уроке часто связано с типом реагирования его нервной системы на вопрос учителя, другими словами с еготемпераментом.

Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению поставленной задачи. Они тянут руку сразу после поставленного вопроса, часто даже не дослушав его до конца.И даже если отвечают неверно, такой стиль учения больше нравится большинству взрослых, чем тихое и недемонстративное поведение флегматиков и меланхоликов, которые решают задачу медленно, но, как правило, находят верный ответ.

Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут все сделать быстро, как холерик, но аккуратно, как хочется такому ребенку .

Поэтому учитель, поощряющий соревновательность детей в решении поставленных задач, способствует снижению самооценки у детей со слабым типом нервной системы. Необходимо обращать внимание детей на все успешные моменты: точность, детальность, полноту ответа, творчество и др., а не только на скорость.

Родителям необходимо, в первую очередь, определить тип темперамента своего ребенка, проконсультировавшись с психологом или по собственным наблюдениям, и поощрять успех тех действий ребенка, с которыми раньше он не справлялся.


ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Во взаимоотношениях учеников в школе также возникают некоторые трудности, среди которых чаще встречаются следующие:
•конфликты между учениками (споры, ссоры, драки и т.п.),
•отрицательное отношение к учителям,
•невыполнение требований родителей.

Что касается самих детей, то их общение зависит, прежде всего, от таких особенностей, как:
- склонность к лидерству или подчинению,
- стиль поведения в конфликтных ситуациях,
- способность уступать и находить компромиссы,
- личные ценности детей.

Взаимоотношения с учителями и родителями имеют намного больше оттенков и в, основном, зависят от взрослых. Именно они диктуют стиль общения, схемы поощрения/наказания и т.д. Дети школьного возраста обладают очень гибкой психикой и готовы следовать за любым планом действий, который предлагают взрослые. Поэтому в их власти сделать это общение максимально комфортным.
Пример 1

Ученик ведет себя крайне агрессивно: он все время кого-то цепляет, задевает, кажется, что он просто не может спокойно пройти мимо. Одноклассникам обычно это не нравится, они огрызаются, отмахиваются, раздражаются, каждый в меру собственного темперамента. Иметь с ним дело особенно никому не хочется.

Почему так происхо-дит? И что можно сделать в подобной ситуации?

Понаблюдав за таким учеником, можно прийти к выводу, что на самом деле он вовсе не стремится к ссорам, не хочет кого-то обидеть, кому-то отомстить, т.е. не заинтересован в соперничестве, дележе территории или внимании. Единственной целью таких контактов является избавление от внутреннего напряжения. Именно оно мешает ему спокойно посидеть одному, чем-то занявшись, строить отношения с теми, кто ему интересен. Такие дети также часто разрисовывают парты.

Учителям в такой ситуации можно порекомендовать не запрещать само действие ученика, а предложить свое. В случае с партами можно попросить рисовать в черновике. На перемене можно отвлечь его внимание на себя вопросами и разговором с ним, организовать совместное дело или обсуждение с одноклассниками, которые нуждаются в расширении сферы контактов.

Родители такого ученика нуждаются в разговоре с ним о его ценностях - о том, что ему интересно, кем он хочет стать и др., а также в совместных делах, чтобы оказать ребенку требуемое внимание.

Пример 2

Часто учитель чувствует отрицательное отношение к себе кого-то из учеников без видимых на то причин. В ответ накапливаются такие же эмоции. Ученик огрызается, грубо разговаривает и кажется, что ситуация запутывается, как клубок.

Почему так происходит? И кто виноват в такой ситуации?

Каждый учитель в своей жизни сталкивался с ситуацией, когда между учителем и учеником возникает приязнь или неприязнь. Иногда это взаимно. Иногда нет. Тогда учитель не может понять, почему его разумные и спокойные действия вызывают у кого-то из детей необъяснимую агрессию, протест и сопротивление.

Дело в том, что часто учитель подсознательно напоминает ребенку значимых для него взрослых (чаще всего родителей). Даже если нет никакого сходства во внешности и поведении, роль учителя все равно подразумевает, что он учит и контролирует ребенка, то есть делает то, что обычно делают родители. Чаще всего дома ребенок не может выразить (а зачастую и осознать) свой страх, агрессию по отношению к строгому отцу или требовательной маме. Учитель для ребенка -более безопасный объект, и если он поссорится с ним, то это будет неприятно, но потерять любовь родителей еще страшнее.

У каждого ребенка свой опыт общения с родителями, поэтому и у учителя с ними складываются разные отношения.

Что же делать учителю? Во-первых, снизить эмоциональный накал отношений. Может быть, какая-то интонация напоминает ребенку интонацию его собственной требующей или осуждающей мамы.

Во-вторых, постараться понять, что ученик проявляет негативное отношение не к учителю как к человеку, а к самой ситуации общения. Обычно это понимание помогает успокоиться и взглянуть на проблему глазами разумного "взрослого", а не обиженного "родителя". После этого можно перейти к следующему: необходимо убедить ученика именно в своем отношении к нему (а не в том, какое ему представляется). Ребенку необходимо время, чтобы поверить в искренний интерес и уважение учителя к нему.

Родителям (если они заметили такое отношение ученика к учителю) важно пересмотреть свой стиль общения с ребенком, свои требования, тон, интонации и постараться поменять их.

В заключение, можно отметить, что на все перечисленные выше проблемы влияют возрастные особенности детей. Знание их взрослыми (в первую очередь) и детьми намного снизит остроту возникающих трудностей общения и обучения, так как позволит воспринимать многие ситуации как абсолютно нормальные для данного возраста и поддержать благоприятную атмосферу в школе.

ПОЧИТАЕМ:
Ю. Гиппенрейтер. "Общаться с ребенком. Как?"
В. Еремеева, Т. Хризман. "Мальчики и девочки - два разных мира."