Рабочая программа "Морянка" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Нестерова Любовь Владимировна

 

Данный курс с 2010г. определен Министерством образования и науки Архангельской области как обязательный в системе начального образования региона. В основу разработки курса легли теоретические положения, представленные в коллективной монографии «Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык)» под редакцией кандидата педагогических наук, профессора Э.И. Николаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moryanka_2_klass.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

    «Утверждаю»

    «Согласовано»

        «Рассмотрено на заседании МО»

    Директор МОУ «СОШ № 5»

   _________ Е.В. Здравомыслова

     Зам. директора по УВР

    ____________ М.В. Борисова

        Руководитель кафедры

        ____________  Т. В. Колесниченко

   «___»________________2011 г.

     «___»________________2011 г.

        протокол от «___»__________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к краеведческому курсу «Морянка»

класс –  2

УМК  Образовательная система

« Школа России»

            учителя начальных классов

          МОУ «СОШ №5 г.Коряжмы»

         Любови Владимировны Нестеровой

 

2012-2013 учебный год

Коряжма

         

I. Пояснительная записка

 

Данный курс с 2010г. определен Министерством образования и науки Архангельской области как обязательный в системе начального образования региона. В основу разработки курса легли теоретические положения, представленные в коллективной монографии «Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык)» под редакцией кандидата педагогических наук, профессора Э.И. Николаевой.

Региональный компонент,  оставаясь составной частью школьного образования,  обладает самоценностью и самозначимостью.  Он закладывает основы формирования у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии своего региона,  способствует формированию личности, которая могла бы ставить целью своей деятельности развитие и процветание своего края.

Общая характеристика учебного предмета

Назначение данной программы – определить содержание работы с учащимися, направленное на приобщение учащихся к жизни и деятельности М.В. Ломоносова, удовлетворение их познавательных интересов, воспитание патриотических чувств и отношений.

Программа  «Морянка»  направлена на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края.

Ломоносововедение направлено на общее развитие ребенка и позволяет решать задачи нравственного становления, осуществлять социальное развитие учащихся посредством познания многообразия окружающей действительности, знакомства с социальными ценностями и установками, помогает создать условия для реализации эстетического и эмоционального развития детей через выражение чувств и отношений к личности М.В. Ломоносова.

Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.

Задачи:

  1. формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
  2. формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Основные содержательные линии

1. «Вот она какая, дорогая родина моя» – знакомство с символами Архангельской области, географическим положением и древними городами.

2.«Славные поморы» – изучение периода жизни Михаила Васильевича Ломоносова, связанного с годами его обучения в различных учебных заведениях.

3. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» – знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края.

4.  «Мой Север, скупой чародей!» – закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием. 

5. «И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор!» - знакомство с творчеством северных народов.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

Курс краеведения «Морянка» реализуется через базовый (опорный) или повышенный уровни содержания.

Объём учебного времени, отводимого на изучение курса во 2-4  классе 17 часов

( 1 час в две недели) + 1 час резерв

II. Описание  принципов содержания учебного предмета

Принцип ориентации на идеал - воспитание всегда ориентировано на национальный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.

Аксиологический принцип - ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор происходит в соответствии с национальным воспитательным идеалом.

Принцип следования нравственному примеру - пример позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации) - в младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания - воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно-полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей.

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:

- осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свой край и свою  Родину;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- положительное отношение и интерес к изучению жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;

- умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать  красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- способность к самооценке.

Метапредметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:  

Регулятивные УДД:

- способность принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль. 

Познавательные УДД:

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

Коммуникативные УДД:

– отрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач;  владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельност

Предметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- распознавать символы Архангельской области;

- показывать на карте места, связанные с жизнью М.В. Ломоносова;

- видеть особенности культуры и быта поморской семьи, профессий, характерных для северного края

IV. Содержание учебного предмета

 «Вот она какая, дорогая родина моя» (5ч) - знакомство с символами Архангельской области, географическим положением и древними городами. Б.Гнедовский. «Из истории Архангельского Севера», А.Каковкина. «Каргополь», Ю. Новожилов. «Первый морской порт России», С.Цапенко. «Государева дорога». 

«Славные поморы» (11ч) - изучение жизни Михаила Васильевича Ломоносова, его вклад в российскую науку, знакомство с знаменитыми людьми Архангельской области.

О. Тихомиров. «Держись, Михайло!», «В Москву», «На школьной скамье», С. Андреев- Кривич. «Жить надо не начерно, а набело», Г.Черненко. «Пупырь», Н.Равич. «Поморы – выдающиеся деятели», Б. Шергин. «М.Д.Кривополенова», С. Писахов. «Как я стал сказочником», Г.Дурасов. «Сказ о жизни Ульяны Бабкиной», С.Цапенко. «Борисов Александр Алексеевич», Е Коковин. «Илья Константинович Вылко», Е. Овсянкин. «За родной Север», «Экипаж капитана Гастелло», В.Пикуль. «Юнги Северного флота».

«Вырастешь большой, будешь хороший и баской» (6ч) знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края. Ф.Лев. «Поморы», «Морянка задула», Л.Яхнин. «Родные места», Ф.Абрамов. «А не устроить ли лето?», Б.Шергин. «Одно дело делаешь, другого не порть», «Плотник думает топором», Стихи В.Аушева, В. Беднова, Н.Журавлева

 «Мой Север, скупой чародей!» (13ч)- закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием. Б.Шергин. «Двинская земля», О.Фокина. «Я в лесу была сегодня…», Ф Абрамов. «На мартовском солнышке», «Дождались», «Комары», «Зеленая весна», «Началось лето», «Осина», «Соловей», «Жаворонок», «Ржаное поле», «Сентябрь»,  «Осеннее солнце», «Тишина», «Закат», «Серебряные сполохи»,  «На воробьиный скок», «Январь», «Утренняя заря», «Где лето с зимой встречается», Д.Ушаков. «Морошка», «Север -батюшко»,Ф.Лев. «Самая сладкая ягода», В. Аушев. «Брусничное море», И.Полуянов. «Теплая земля», «Шепот снегов», В.Шелыгин. «Осень», «Рябина», Н.Рубцов. «Ворона», «Воробей».

 «И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор!» (16ч) – знакомство с народным творчеством. С.Писахов. «Не любо – не слушай», «Северно сияние», «Своя радуга», «Как поп работницу нанимал», «Как купчиха постничала», «Соломбальская бывальщина», Б.Шергин. «Рифмы», «Шиш и трактирщица», «Тили -тили», М.Попов. «Волшебные яблоки», «Иванова кочка»,  Сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Считалки, дразнилки. Заклички, приговорки, молчанки. Песенки, припевки, скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки. Частушки. Сказки северных народов. Былины.

V. Таблица предметных требований

Линии развития учащихся средствами предмета «Морянка»

Раздел курса

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь:

«Вот она какая, дорогая родина моя»

«Славные поморы»

- символы Архангельской области;

-  географическое положение;

- древние города;

– название малой родины М.В. Ломоносова;

– основные занятия членов семьи;

– как относился к учению;

- названия стран, в которых проходило обучение;

– 2-3 художественных произведения, написанных М.В. Ломоносовым;

– основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина;

– науки, в которых он сделал открытия;

– явления природы, исследованные им;

– некоторые термины, которые ввел ученый;

– причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

– нравственные качества, свойственные М.В. Ломоносову – человеку, ученому, гражданину России;

- имена знаменитых людей Архангельской области

- различать символы Архангельской области;

- называть древние города;

- записывать место и год рождения М.В. Ломоносова;

– читать и пересказывать эпизоды из прочитанных произведений о детстве и юности М.В. Ломоносова;

– записывать названия стран и отдельных городов, в которых учился М.В. Ломоносов;

– находить на карте России край, где родился М.В. Ломоносов;

– выразительно читать стихи (отрывки из стихотворных произведений) М.В. Ломоносова и о нем;

уметь рассказать о жизни и деятельности земляков (по материалам прочитанного);

-  уметь рассказать о природе, истории родного края, используя прочитанные литературные произведения; -  - уметь находить в тексте характерные для Севера слова и выражения, при необходимости употреблять их при пересказе текста.

 «Мой Север, скупой чародей!»

«Вырастешь большой, будешь хороший и баской»

-природные и погодные условия Архангельской области;

- слова краеведческой тематики;

- поэтов и писателей Севера;

-2-3 художественных произведения о Севере

- испытывать интерес к культуре и истории родного края;

- понимать и использовать в речи слова краеведческой тематики;

- выразительно читать стихи о Севере

«И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор!»

- по 2-3 произведения народов Севера

- рассказывать сказки северных народов

VI. Календарно-тематическое планирование



Тема урока


Дата


 Часы

«Вот она какая, дорогая родина моя» (5ч)

Введение. Мы- поморы. Гимн Архангельской области


08.09

1

Вот она какая, дорогая родина моя!  Б.Гнедовский. «Из истории Архангельского Севера»

22.09

1

Каргополь – старейший из северных городов Древней Руси. А.Каковкина. «Каргополь»

06.10

1

 Архангельск – город исторический. Ю. Новожилов. «Первый морской порт России»

20.10

1

Тайная дорога. С.Цапенко. «Государева дорога»


03.11

1

«Славные поморы» (11ч)

Суровое детство помора. О. Тихомиров. «Держись, Михайло!»

17.11

1

С. Андреев- Кривич. «Жить надо не начерно, а набело»

01.12

1

Двух жизней человеку на земле не жить.

О. Тихомиров. «В Москву»

15.12

1

«Я в тебя верю, Михайло!» О. Тихомиров. «На школьной скамье», «Опыт с «Громовой машиной», Г.Черненко. «Пупырь»

 19.01

1

Удивительная способность М.В.Ломоносова – чувствовать талант.  Н.Равич. «Поморы – выдающиеся деятели»

 02.02

1

Исполнительница былин. Б. Шергин. «М.Д.Кривополенова»

 16.02

1

Северный сказитель. С. Писахов. «Как я стал сказочником»

      02.03

1

Каргопольская умелица. Г.Дурасов. «Сказ о жизни Ульяны

Бабкиной»

       16.03

1

Красота суровой природы севера. С.Цапенко. «Борисов Александр Алексеевич», Е Коковин. «Илья Константинович Вылко»

       06.04

1

Герои – северяне. Е. Овсянкин. «За родной Север»

     20.04

1

Герои – северяне. , «Экипаж капитана Гастелло»

      04.05

1

В шестнадцать мальчишеских… В.Пикуль. «Юнги Северного

флота»

      18.05

1

Обобщение по разделу

      25.05

1

VII. Материально-техническое обеспечение

  1. Николаева Э.Н., Полякова И.Ф и др. «Морянка», книга для чтения  в начальных классах: Архангельск, 2010
  2. Николаева Э.Н., Полякова И.Ф и др. «Морянка», словарь-справочник: Архангельск, 2010
  3. Медиапроектор

Приложение

Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются с использованием диагностик, что дает возможность отслеживать эффективность работы и вносить коррективы в образовательный процесс.

 

Задания в тестовой форме для учащихся 2-4 классов.

1. Сколькими иностранными языками свободно владел М.В.Ломоносов?

             1)10     2)5     3)12     4)15     5)8

2. Сколько детей было в семье М.В.Ломоносова?

          1)3     2)4     3)5     4)1     5)2

3. В каком году родился М.В.Ломоносов?

          1)1721     2)1701     3)1711     4)1712      5)1710

4. Какими из северных ремесел владел М.В.Ломоносов?

          1)плетение из бересты     2)резьба по кости     3)вязание     4) резьба по дереву

5. М.В.Ломоносов родился в семье

          1)крестьянина     2)помещика     3)дворянина     4) священника

6. Назовите самое популярное учебное пособие 18 века, написанное  М.В.Ломоносовым.

           1)арифметика     2)философия    3)химия     4)Российская грамматика     5)физика

7. На каком острове раскинулась родная деревня М.В.Ломоносова?

            1)Мосеев     2)Колгуев     3)Вайгач     4)Хабарка     5)Куростров

8. Как звали в народе Московскую академию, в которой учился М.В.Ломоносов?

              1) Успенскими школами           2) Арбатскими школами  

              3) Спасскими школами             4) Словенскими школами

9. Кто называл М.В.Ломоносова «первым нашим университетом»?

               1) Н.А.Некрасов     2) А.С.Пушкин     3)М.Ю.Лермонтов     4)И.А.Крылов

10. Какое древнее изобразительное искусство возродил М.В.Ломоносов?

               1)мозаика     2)живопись     3)скульптура    4)графика

11. Сколько опытов провел М.В.Ломоносов при разработки технологии изготовления цветных

стекол?

                1)3000     2)200     3)3000     4)более 4000     5)4000

12. Как называется самая большая мозаичная картина, выполненная М.В.Ломоносовым?

                1) Полтавская баталия 2)Куликовская битва  

    3)Ледовое побоище 4) Бородинское сражение

13. Как называются цветные стекла, которые изготовлял М.В.Ломоносов?

    1)смальцы     2)сланцы     3)смальты     4)слепки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...