Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа (1 класс) по теме

Королева Елена Васильевна

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Горняка

                              «Согласовано»                                                                                          «Утверждаю»                                  

                 Заместитель директора                                                                              Директор МОУ «СОШ № 1»              

           по УВР       ______     Прокопец О.В.                                                                _______ Вишнякова Т. В.

                  от «1» сентября 2011года                                                                              от «1» сентября 2011года  

                                               

Рабочая программа

 курса «Я - исследователь»

для   1 класса

1 час  в неделю (всего 33 часа)

                                                                                 

                                                                                                                 Составитель:  

Королева Елена Васильевна

                                                                                                                                                                     

2011 – 2012  учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по курсу «Я -  исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)

Цель программы

    Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы

  1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  2. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста

умений и навыков исследовательского поиска.

■        Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы

   Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

    Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с базисным образовательным планом 2008года.

ОСНОВНЫЕ    РАЗДЕЛЫ     ПРОГРАММЫ

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.  

 Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность   требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

 Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

     

 Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  1. видеть проблемы;
  2. ставить вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определение понятиям;
  5. классифицировать;
  6. наблюдать;
  7. проводить эксперименты;
  8. делать умозаключения и выводы;
  9. структурировать материал;
  10. готовить тексты собственных докладов;
  11. объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса  возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

     

 Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Первый класс (33 часа)

                                              

Основные особенности программы первого класса

         Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

          Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований.  Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

Распределение часов

Вид учебной работы

Всего часов

Сроки проведения

Тренинг

1

Общая трудоемкость

12

В течение 2-й и 3-й четвертей учебного года


2

Занятия со всей группой (классом) учащихся

12

Еженедельно

3

Индивидуальная работа

4

Самостоятельная работа

Исследовательская практика

5

Общая трудоемкость

8

В течение учебного года, начиная со 2-й четверти

6

Занятия со всей группой (классом) учащихся

2

В начале 2-й четверти

7

Индивидуальная работа

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года

8

Самостоятельная работа

Мониторинг

9

Общая трудоемкость

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года

10

Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции)

4

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

11

Индивидуальная работа

12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ учащихся вторых-четвертых классов)

2

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

               

Содержание занятий в первом классе

                   

Подпрограмма  «Тренинг» (19ч.)

 Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (8ч.)

 Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

                                                 

Подпрограмма  «Мониторинг» (6ч.)

   2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Учебно – тематический план

        

Тема

Количество часов

Тренинг.

19

1-2

Что такое исследование.

2

3-4

Наблюдение и наблюдательность.

2

5-6

Что такое эксперимент.

2

7-8

Учимся вырабатывать гипотезы.

2

9-10

Знакомство с логикой.

2

11-12

Как задавать вопросы.

2

13

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

14

Как делать схемы.

1

15

Как работать с книгой.

1

16

Что такое парадоксы.

1

17-18

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

2

19  

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

Исследовательская практика.

8

20

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.  

1

21

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.  

1

22

Экспресс-  исследование.

1

23

Семинар по итогам экскурсии.

1

24

Коллективная игра – исследование.

1

25

Коллекционирование.

1

26

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

1

27

Сообщения о своих коллекциях.

1

Мониторинг.

6

28-29

Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.

2

30-31

Мини – конференция по итогам собственных исследований.

2

32-33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

2

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007г.

«Методика исследовательского обучения младших школьников»

Методическое пособие.  

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.

«Я – исследователь»

Рабочая тетрадь для младших школьников.

Защита проектов

Дата

ФИ

Тема проекта

7 мая

Воронов Дмитрий

«Хлебное дерево»

Михаревич  Илья

«Царство грибов»

Староверов Алексей

«Почему вода в море солёная»

Терехина Вера

«Радуга»

Галанзовская Анастасия

«Куда днём деваются звёзды?»

Нестеренко Владислав

«Кто придумал шахматы»

8 мая

Беляева Юлия

«Тапир»

Хлопова Ника

«Лемур»

Черник Алина

«Богомол»

Давыдов Владимир

«Зебра»

Харькин Даниил

«Лягушки и жабы»

11 мая

Головченко Анастасия

«Ленивец»

Юдкина Нина

«Вулканы»

Валиева Алсу

«Роса»

Салихова Эля

«Жизнь прайда»

12 мая

Авдеенко Даниил

«Белка-летяга»

Олюнин Данил

«Термиты»

Ковалев Никита

«Солнечное затмение»

Вешкурцев Ярослав

«Туман»

13 мая

Коробецкий Игорь

«Юпитер»

Никифоров Давид

«Метеорит»

Касымова Камилла

«Пауки»

Радчукова Кристина

«Мёртвое море»

Туданова Ангелина

«Откуда взялась Баба-Яга»

Рыбак Данила

«Кто придумал Винни-Пуха»

14 мая

Бабкина Анастасия

«Кто построил пирамиды»

Снегур Инга

«Памятники сказочным героям»

Юдаева Алина

«Зачем нужны сказки»

Щеглова Екатерина

«Верблюд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:Федеральным  государственным образовательным ст...