Программа кружка "Юный исследователь"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Романовская Светлана Васильевна

Представлена программа кружка "Юный исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Пояснительная записка

   В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценить свою работу.

   Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектный метод обучения.

Сущность метода проектов – стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений.

  В начале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

  Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

   Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребёнком эффективно применяется и успешно запоминается лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбрать объект исследования, находить и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребёнка исследовательской деятельности позволяет ему без затруднений выполнять поставленные задачи, ведёт к глубокому и прочному усвоению материала.

Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через развитие и  совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

Формирование и развитие у детей школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как  ведущем способе учебной деятельности

Воспитание культуры и самостоятельности мышления

Развитие эстетического вкуса

Формы занятий

Формы занятий –  коллективная, групповая индивидуальная.

Режим занятий

Программа занятий рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Занятия проводятся  согласно утвержденной программе 1 раз в неделю с сентября по май. За учебный год учащиеся  могут выполнить две проектные работы. Контроль над ходом и эффективностью  образовательно-воспитательного процесса осуществляется педагогами путем проведения мини-конференций по проектно- исследовательской деятельности в декабре и в мае месяце учебного года.

Ожидаемые результаты освоения программы

В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.

Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.

В ходе предусмотренных программой тренингов развиваются специальные умения и навыки, необходимые в проектной и исследовательской деятельности.

В процессе создания проектно-исследовательских работ  получат своё развитие коммуникативные навыки.

В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Формирование основополагающих умений учебного проектирования

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Кол-во

часов

1

Техника безопасности. Введение в проектную деятельность

1

2, 3

Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

2

4

Как задавать вопросы?

1

5, 6

Основные методы исследования

2

7, 8

Коллективная игра-исследование

2

9, 10, 11

Учимся выделять главное и второстепенное

3

12, 13

Схема проектно-исследовательской работы

2

14, 15

Выбор примерной темы (заглавия) работы. Постановка проблемы.

2

16, 17

Определение задач проектной деятельности, которые позволяют достичь поставленной работы.

2

18, 19, 20, 21,

22

Поиск и отбор актуальной информации:

экскурсии

прогулки-наблюдения

работа с различными текстовыми источниками информации

анализ полученной информации

5

23, 24

Структурирование информации, выделение главного

2

25, 26

Выбор способов и форм наглядной презентации

2

27, 28

Изготовление предметов наглядности

2

29, 30

Построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе.

2

31

Секреты успешного выступления

1

32, 33

Защита и обсуждение проектной работы

2

34

Обобщение. Планы на следующий год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Программа "Я исследователь"(работа из интернета)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"

Занятие № 1  по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...

Программа "Я-исследователь"

ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...

Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность

Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....

Программа "Юный исследователь"

Цель программы  развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...

Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...