Главные вкладки

    Программа "Юный исследователь"
    методическая разработка по теме

    Цель программы  развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 года ( 1 - 4 класс). Содержит тематический план занятий .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_yunyy_issledovatel.doc339.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждаю.                                                                                            Рассмотрено на методсовете

    Директор: __________    Н. М. Макухина                                               __________________________

    ПРОГРАММА

    «Младший школьник – юный исследователь»

       

    МОБУ СОШ № 10, г. Благовещенск

    Начальная школа.

    Актуальность проблемы.

        В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

    1. у обучающихся не сформированы инструментальные навыки  и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
    2. низкий уровень развития у мл. школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
    3. обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
    4. младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
    5. обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

         В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

    Цель программы.

           Трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

    Основные задачи программы:

    1. развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
    2. обучение детей  младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
    3. формирование и развитие у детей мл. школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
    4. формирование у мл. школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

    Педагогическая целесообразность программы.

             Ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребёнка исследовательской деятельности позволяет ребёнку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведёт к глубокому и прочному усвоению материала.

    Участники программы.

       Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 7 до 11 лет.

    Сроки

    реализации программы.

        Сроки реализации образовательной программы – 4 года, которые делятся на 4 периода:

    1. Первый период  является  вводным. Направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы.
    2. Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы.
    3. Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретённых , в результате каждый ребёнок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.
    4. Четвёртый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведённое исследование эмпирического характера.

    Формы занятий:

    1. по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
    2. по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
    3. по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению  знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

    Режим занятий:

         Данная программа рассчитана на 22 часа. Продолжительность  занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца.

    Ожидаемые результаты.

    Обучающийся будет знать:

    1. основные особенности проведения исследований разных видов;
    2. методы исследования; правила выбора темы и объекта исследования;
    3. правила успешной презентации работы.

    Обучающийся будет уметь:

    1. правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
    2. выделять главное и второстепенное в собранном материале;
    3. выделять из текста основные понятия и давать им определения;
    4. классифицировать предметы, процессы, явления и события;
    5. делать выводы и умозаключения.

    Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

    1. самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
    2. реализовывать право на свободный выбор.

    Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

    1. без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
    2. работать в коллективе, группе;
    3. презентовать работу общественности.

    Учебно – тематический план.

    Учебно – тематический план.

    Наименование тем

    Кол – во часов

    Из них:

    теория

    практика

    I год обучения

    1.

    Что такое исследование?

    Кто такие исследователи?

    1

    1

    2.

    Основные методы исследования.

     Как задавать вопросы?

    1

    1

    3.

    Коллективная игра – исследование.

    1

    1

    4.

    Учимся выделять главное и второстепенное.

     Схема исследования.

    1

    1

    5.

    Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

    1

    1

    II год обучения

    1.

    Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы.

    1

    1

    2.

    Методы исследования.

    Как провести эксперимент?

    1

    1

    3.

    Выполняем логические операции. Творческое воображение.

    1

    1

    4.

    Учимся делать выводы и умозаключения.

    Пиктограммы.

    1

    1

    5.

    Презентация исследовательской работы.

    1

    1

    III год обучения

    1.

    Наблюдения.

     Эксперименты с реальными объектами.

    1

    1

    2.

    Установление закономерностей.

    Парадоксы.

    1

    1

    3.

    Логика.

    Метафора и метафоричность суждений в исследовании.

    1

    1

    4.

    Работа с текстом.

    Как подготовиться к защите исследовательской работы?

    1

    1

    5.

    Презентация исследовательских работ

    1

    2

    IV год обучения

    1.

    Как научиться приобретать знания?

    Всю жизнь в поиске …

    1

    1

    2.

    Как оценивать идеи?

    Классификация тем исследований.

    1

    1

    3.

    Особенности проведения теоретических исследований.

    1

    1

    4.

    Особенности проведения эмпирических исследований

    1

    1

    5.

    Презентация исследовательских работ

    1

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Юный исследователь"

    Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

    Я - исследователь

    Предлагаемый материал поможет включить ребенка в исследовательский поиск. Вы узнаете какими могут быть темы исследования, как выбрать тему, что такое гипотеза исследования, как поставить цели и задачи...

    Как стать исследователем.

    Презентация создана для мотивации к созданию проектов по летним наблюдениям. Использованы матералы тетради "Я - исследователь" Савенкова....

    Программа дополнительного образования "Я исследователь"

    Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...

    Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"

    План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...

    Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

    Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

    Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

    Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...