Программа "Юный исследователь"
методическая разработка по теме

Цель программы  развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 года ( 1 - 4 класс). Содержит тематический план занятий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_issledovatel.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю.                                                                                            Рассмотрено на методсовете

Директор: __________    Н. М. Макухина                                               __________________________

ПРОГРАММА

«Младший школьник – юный исследователь»

   

МОБУ СОШ № 10, г. Благовещенск

Начальная школа.

Актуальность проблемы.

    В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  1. у обучающихся не сформированы инструментальные навыки  и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  2. низкий уровень развития у мл. школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
  3. обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
  4. младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
  5. обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

     В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Цель программы.

       Трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Основные задачи программы:

  1. развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
  2. обучение детей  младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  3. формирование и развитие у детей мл. школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  4. формирование у мл. школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Педагогическая целесообразность программы.

         Ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребёнка исследовательской деятельности позволяет ребёнку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведёт к глубокому и прочному усвоению материала.

Участники программы.

   Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 7 до 11 лет.

Сроки

реализации программы.

    Сроки реализации образовательной программы – 4 года, которые делятся на 4 периода:

  1. Первый период  является  вводным. Направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы.
  2. Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы.
  3. Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретённых , в результате каждый ребёнок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.
  4. Четвёртый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведённое исследование эмпирического характера.

Формы занятий:

  1. по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
  2. по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
  3. по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению  знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

     Данная программа рассчитана на 22 часа. Продолжительность  занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца.

Ожидаемые результаты.

Обучающийся будет знать:

  1. основные особенности проведения исследований разных видов;
  2. методы исследования; правила выбора темы и объекта исследования;
  3. правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  1. правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  2. выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  3. выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  4. классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  5. делать выводы и умозаключения.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  2. реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  1. без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  2. работать в коллективе, группе;
  3. презентовать работу общественности.

Учебно – тематический план.

Учебно – тематический план.

Наименование тем

Кол – во часов

Из них:

теория

практика

I год обучения

1.

Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

1

1

2.

Основные методы исследования.

 Как задавать вопросы?

1

1

3.

Коллективная игра – исследование.

1

1

4.

Учимся выделять главное и второстепенное.

 Схема исследования.

1

1

5.

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

1

1

II год обучения

1.

Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы.

1

1

2.

Методы исследования.

Как провести эксперимент?

1

1

3.

Выполняем логические операции. Творческое воображение.

1

1

4.

Учимся делать выводы и умозаключения.

Пиктограммы.

1

1

5.

Презентация исследовательской работы.

1

1

III год обучения

1.

Наблюдения.

 Эксперименты с реальными объектами.

1

1

2.

Установление закономерностей.

Парадоксы.

1

1

3.

Логика.

Метафора и метафоричность суждений в исследовании.

1

1

4.

Работа с текстом.

Как подготовиться к защите исследовательской работы?

1

1

5.

Презентация исследовательских работ

1

2

IV год обучения

1.

Как научиться приобретать знания?

Всю жизнь в поиске …

1

1

2.

Как оценивать идеи?

Классификация тем исследований.

1

1

3.

Особенности проведения теоретических исследований.

1

1

4.

Особенности проведения эмпирических исследований

1

1

5.

Презентация исследовательских работ

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Я - исследователь

Предлагаемый материал поможет включить ребенка в исследовательский поиск. Вы узнаете какими могут быть темы исследования, как выбрать тему, что такое гипотеза исследования, как поставить цели и задачи...

Как стать исследователем.

Презентация создана для мотивации к созданию проектов по летним наблюдениям. Использованы матералы тетради "Я - исследователь" Савенкова....

Программа дополнительного образования "Я исследователь"

Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...

Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"

План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...