Я - исследователь
творческая работа учащегося (3 класс) по теме
Предлагаемый материал поможет включить ребенка в исследовательский поиск. Вы узнаете какими могут быть темы исследования, как выбрать тему, что такое гипотеза исследования, как поставить цели и задачи и как составить план работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ya_-_issledovatel.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Я - исследователь
Как выбрать тему исследования.
Начало любого исследования - это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать либо устно, либо письменно):
* Что мне интересно больше всего?
__________________________________________________
* Чем я хочу заниматься в первую очередь (матема-
тикой или поэзией, астрономией или историей,
спортом, искусством, музыкой и т. д.)?
________________________________________________________________________________________________________* Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
________________________________________________________________________________________________________
* По каким учебным предметам я получаю лучшие
отметки?
______________________________________________________________________________________________________
* Что из изученного в школе хотелось бы узнать
более глубоко?
________________________________________________________________________________________________________ * Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
________________________________________________________________________________________________________
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.
Какими могут быть темы исследования
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
* фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
* экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
* теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Запиши тему своего исследования:
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Запиши цель своего исследования:
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования:
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИ
Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:
* предположим...
* допустим...
* возможно...
* что, если...
Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную - на второе и так далее.
Предложим,__________________________________________
____________________________________________________
Допустим,___________________________________________
____________________________________________________
Возможно,___________________________________________
____________________________________________________
Что, если___________________________________________
____________________________________________________
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как составить план работы
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) -способ, приём познания явлений окружающего мира.
Предлагаем тебе список доступных методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги о том, что исследуешь;
- спросить у других людей;
- познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
- обратиться к компьютеру, посмотреть
в глобальной компьютерной сети Интернет;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
Воспользуйся теми методами, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы).
Подумать самостоятельно
С этого надо начинать любую исследовательскую работу.
Задай себе вопросы:
* Что я знаю об этом?
* Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
* Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того,
что мне уже известно о предмете моего исследования.
Запиши свои ответы.
Просмотреть книги
о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, районную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.
Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.
Запиши информацию, полученную от других людей.
Познакомиться
с кино- и телефильмами
по теме исследования
Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
Не забудь об этом источнике знаний!
Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.)
Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.
Обратиться к компьютеру
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.
Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.
Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях.
Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.
Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
Провести эксперимент
Эксперимент (от латинского слова experimentum) -проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.
Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
1. Выделить из текста основные понятия и дать им
определения.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные
предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные
идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
1О. Приготовиться к ответам на вопросы.
Как это сделать
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения
Понятия - это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.
научиться давать определения понятиям? Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий, можно воспользоваться ими.
* Разъяснение посредством примера
используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.
* Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов.
Описать объект - значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?
* Характеристика предполагает перечис-
ление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
* Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.
* Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой...
2. Классифицировать (разбить на группы) основные
предметы, процессы, явления и события
Классификацией (от латинского classis - разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы
Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» образовано от греческого paradoxes - неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
4. Ранжировать основные идеи
Ранжирование - от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг - это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи - значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных -важнейшая особенность мыслящего ума.
Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравне= ния и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения
Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение -это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.
7. Указать возможные пути дальнейшего
изучения
Для настоящего исследователя завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме).
8. Подготовить текст
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:
1. Почему избрана эта тема.
2. Какую цель преследовало исследование.
3. Какие ставились задачи.
4. Какие гипотезы проверялись.
5. Какие использовались методы и средства исследования.
6. Каким был план исследования.
7. Какие результаты получены.
8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.
Запиши текст доклада.
9. Схемы, чертежи, рисунки, макеты
Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.
Например, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке - нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего - сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка - склейте макет.
А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.
А теперь ты сам нарисуй эскизы схем, чертежей, макетов или рисунки по теме твоего исследования.
10. Подготовиться к ответам на вопросы
В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.
К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
От чего зависит успех
Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.
* Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
* Действуя, не бойся совершить ошибку.
* Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
* Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
* Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
* Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты - настоящий исследователь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Как стать исследователем.
Презентация создана для мотивации к созданию проектов по летним наблюдениям. Использованы матералы тетради "Я - исследователь" Савенкова....
Программа дополнительного образования "Я исследователь"
Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...
Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"
План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...
Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»
Работа по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."
АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...