УМК Занкова как эффективный инструмент в достижении новых результатов
статья (3 класс) на тему

Сафина Марина Викторовна

В данной статье описано как  УМК Занкова  формирует универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnye_pedagogicheskie_chteniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения (22.12.12)

                                                            Сафина М.В.,

                                                                                  учитель начальных классов

                                                   МБОУ «Куединская   СОШ                                     №2-БШ»

УМК Занкова как эффективный инструмент в достижении

новых результатов

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования». Поэтому приоритетными становятся идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности. Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым.

Опираясь на знания о ребенке, Л.В. Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка).

Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Целостность педагогической системы, на основе которой разработан учебный комплекс, является важнейшим условием для реализации методологической основы Стандартов: фундаментальности и системности, которая обеспечивает  достижение новых образовательных результатов – личностных и метапредметных - посредством особого отбора и структурирования содержания образования.

Достижение  личностных результатов.

Традиционное для системы Л.В. Занкова внимание к духовно-нравственной культуре обучаемых, к их воспитанию в комплексе выразилось в отборе материала, в системе заданий, в организации содержательного общения детей. Так, учебный курс «Окружающий мир» знакомит школьников с культурой народов мира и народов России, проводит идею их равенства и значимости;  ученики узнают о героизме людей разных национальностей, который сопровождал великие открытия и великие войны, ребенок проживает судьбу своей Родины (своего родного края) с древнейших времен до современности, он осмысливает место семьи в обществе, свое место в этом мире, дети узнают символы российского государства. (пример: 4 кл., окр. м., 2 ч. с. 106) Эти же линии (с учетом специфики предмета) поддерживаются курсами литературного чтения, русского языка (пример 3кл., 1 ч., с. 80 упр. 164), музыки, ИЗО, технологии, трудового обучения. Учебники по данным предметам знакомят обучающихся с текстами и сочинениями патриотического содержания, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками. Построение процесса обучения в системе развивающего обучения стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность.щелчок (всевозможные задания, выполняемые в группе, в паре, пример 4 кл., рус. яз., с.31, упр. 311)

Коммуникативные УУД

Обсуждения, дискуссии, разнообразные отношения и ситуации на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников коммуникативного опыта, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.
Поэтому в  учебниках по литературному чтению, русскому языку предусмотрены специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций (3 кл., лит. чт.с.120, 2 кл., рус. яз., с.79 , у 176), которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения. Разыгрывание разных ситуаций, примеривание к себе всевозможных ролей дает ученику очень важный опыт понимания чувств других людей.
 

На уроках в системе Занкова ученики выбирают форму выполнения задания: самостоятельно или в паре, в группе, фронтально (пример значков в работе с учебником по русскому языку).  Различным может быть и распределение по группам: по количеству и формированию (смешанные и отдельные группы мальчиков и девочек). Оценить свои возможности требуется при выполнении заданий, помеченных знаком «Учим друг друга». Формирование этого умения проходит много этапов, в результате ученик сам формулирует задание к самостоятельно найденному материалу, дети договариваются об объеме задания, о форме выполнения, консультируются друг с другом и с учителем, где можно найти материал, договариваются о способах организации проверки и взаимопроверки.

Доверительный тон обращений авторов к ученику; красочное и разнообразное оформление учебников, оптимальное использование содержательных наглядных образов; преобладающее число проблемных, творческих заданий; подбор текстов, которые охватывают самые разные области интересов младших школьников. Авторы пытались избегать текстов назидательных, отдавая предпочтение текстам ироничным, юмористическим, со скрытым смыслом. (3 кл., рус. яз., 1 ч., с.133, у 244).
       

Познавательные УУД

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под понятие является и условием, и результатом разработки всех предметных линий на интегрированной основе.

Главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности в системе развивающего обучения Занкова является вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и собственно проектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация. Этому же служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности. Назовем наиболее частотные глаголы, употребляемые в заданиях учебников данной системы: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните взаимопроверку и тому подобное. Импульсом к поисковой деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях. Типы таких заданий разработаны авторами учебных курсов и реализованы в УМК (пример 2 кл., рус.яз., с.110, у 54). 

Многоаспектность заданий предполагает разный уровень трудности их выполнения, создает условия к тому, чтобы ребенок осуществлял познавательную деятельность на разных уровнях: наглядно-действенном, наглядно-образном, словесно-образном, словесно-логическом. (3 кл., мат. 1 ч. с. 109, №190). При решении многих заданий дети могут опереться на изобразительный материал (рисунки, пиктограммы, модели, схемы, алгоритмы, таблицы, диаграммы) ( 3кл. мат. 1 ч. с. 91 №165), у них есть возможность выбрать правильный ответ из нескольких представленных вариантов.

РегулятивныеУУД
           Овладению способностью принимать и сохранять цели учебной задачи, осуществлять поиск средств ее выполнения способствует, прежде всего, постоянно поддерживаемая в системе развивающего обучения Л.В. Занкова новизна на уроке в содержании, или в деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях. Это достигается за счет особого структурирования освоения базового содержания, на каждом этапе которого активным лицом является ученик.
Важные для организации продуктивной учебной деятельности и самые трудные для младшего школьника регулятивные умения  формируются прямым и косвенным путем. Обдумывая решение учебных задач, ученик вынужден ставить цель, планировать свою деятельность, рассуждать, находить разные варианты решения, выбирать наиболее адекватный и затем оценить результат и, если надо, скорректировать его.

Таким образом, в УМК широко используется технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющая сформировать у учащихся следующие умения:
– видеть границу между известным и неизвестным;
– находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
– вырабатывать критерии для оценки учебной работы;
– оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
– оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
– планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
– определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
– делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
– самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения.

Работа с информацией

 Такие универсальные учебные действия, как использование различных способов поиска  (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации; участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации, в системе развивающего обучения Л.В. Занкова стали правилом. Системная работа по развитию информационной культуры младших школьников поддерживается специальными заданиями в учебниках, составленных на текстовой основе. Вся эта работа является системной подготовкой к проектно-исследовательской деятельности, представленной в учебниках по окружающему миру, русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, музыке. К концу 4 класса младшие школьники имеют представление о разнообразии детских энциклопедий, словарей, о возможностях  Интернета как источника дополнительной информации. Они приобретут опыт по поиску и фиксации необходимой информации; начнут ориентироваться в источниках информации; приобретут умение работать с информацией, представленной в разных форматах (тексте, рисунке, таблице, схеме, модели слова), понимать, анализировать, преобразовывать и дополнять ее, а также создавать свою собственную информацию в устной и письменной форме, оформлять ее и представлять (в т.ч. и в виде презентации).
Очевидно, что в информационную эпоху использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач и владение ими становится одним из показателей функциональной грамотности человека. Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства.
Ученики научатся «читать» рисунки, карты, планы, таблицы, алгоритмы, диаграммы, чертежи и пр.
 А.И.Савенков «Я-исследователь», тоже из нашей программы.
            По выражению Л.В. Занкова, развитие начинается там, где ребенок оперирует не отдельными фактами и явлениями, а их связями. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей; построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; построение сообщения в устной и письменной формах – эти метапредметные действия, как и все другие, теснейшим образом связаны с духовно-нравственным развитием обучающихся, с развитием их личностных качеств и другими метапредметными действиями, в наибольшей мере с информационной грамотностью.

Таким образом, мы видим теснейшую взаимозависимость духовно-нравственного развития обучающихся, их личностных качеств, метапредметных и предметных умений. Это понимание выразилось в том, что задания, представленные в учебниках, носят многофункциональный характер: разработанные на предметном содержании, они решают проблемы воспитания, развития обучающегося, а в своей совокупности учат его учиться. Именно поэтому УМК Занкова является эффективным инструментом в достижении новых образовательных результатов.

Авторы УМК не остановились на разработке учебников лишь для начальной школы. Данная предметная линия продолжается и средней школе. Поэтому не нужно бояться работать по системе Л.В. Занкова. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов"

Данный материал раскрывает формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов в соостветствии с ФГОС в работе учителя начальных классов....

Мастер –класс по математике. Тема: абак - эффективный инструмент формирования навыка счета.

Наглядность, чувственное восприятие, и практическая деятельность детей являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития детей. В качестве такого наглядного материала я ис...

Образовательный квест как эффективный инструмент обучения

Образовательный квест как эффективный инструмент обучения...

куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей младшего школьного возраста"

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики рук и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-л...

Эффективные инструменты для организации информационно-медийного сопровождения образовательной деятельности

Эффективные инструменты для организации  информационно-медийного сопровожденияобразовательной деятельности...