Проектирование уроков и занятий с учётом требований ФГОС
статья на тему

Алексеева Ольга Михайловна

Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной средеСоотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН и занятий с учётом требований  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstr._uroka.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование уроков и занятий с учётом требований ФГОС

(методический конструктор)

         Переход к работе в информационной образовательной среде предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Поэтому основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планиpyeмoй учебной деятельности.

          Как мы уже знаем, учебный процесс, построенный в информационной образовательной среде, имеет свои актуальные особенности. Они объясняются в первую очередь современными дидактическими возможностями информационной образовательной среды (гибкость, адаптивность, вариативность среды, её трансформируемость из одной «версии» в  другую, настраиваемость под решение различных  учебных задач и др.) на базе использования средств ИКТ, которых раньше не было в арсенале учителя.

         Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определённой последовательности этапов:

  1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных);
  2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных  результатов;
  3. Выбор средств обучения, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

В помощь учителю нами была разработана Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде, учитывающее поэтапное проектирование урока. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средства представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).  Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.

Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Класс

Тема урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Методическое название средств ИКТ

Аппаратное и программное обеспечение

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Длительность этапа

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Методы обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Функции / роль учителя в данном этапе

Основные виды деятельности учителя

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Длительность этапа

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Методы обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Функции / роль учителя в данном этапе

Основные виды деятельности учителя

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Длительность этапа

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Методы обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Функции / роль учителя в данном этапе

Основные виды деятельности учителя

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Методы контроля

Способы коррекции

Форма организации деятельности учащихся

Функции / роль учителя в данном этапе

Основные виды деятельности учителя

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН

и занятий с учётом требований  ФГОС.

Стандарты ЗУН

Стандарты ФГОС

Основные типы уроков

- урок изучение нового

- урок закрепление знаний

- урок комплексного применения знаний

- урок обобщения и систематизации знаний

- урок контроля, коррекции и оценки знаний

- уроки «открытия» нового знания

- уроки отработки умений и рефлексии

- уроки общеметодологической направленности

- уроки развивающего контроля

Этапы урока

- организация начала занятия

-проверка домашнего задания

- подготовка к основному этапу занятия (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений)

- усвоение новых знаний и способов действий

-первичная проверка понимания

- закрепление знаний и способов действий

- обобщение и систематизация знаний

- контроль и самопроверка знаний

- подведение итогов занятий

- рефлексия

- информация о домашнем задании

- мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- выявление места и причины затруднения

- построение проекта выхода из затруднения

- реализация построенного проекта

- первичное закрепления с проговариванием во внешней речи

- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- включение в систему знаний и повторения

- рефлексия учебной деятельности

- домашнее задание

Цели урока

- дидактическая

- воспитательная

– развивающая

-деятельностные

- содержательные

- воспитательные

- образовательные

- формирование УУД (личностные, регулитивные, коммуника-тивные, познавательные)

Формы урока

- урок –лекция

- урок – семинар

- обобщающий урок

- урок-экскурсия

- исследовательская работа

- урок – собеседования

- лабораторная, практическая работа

- урок –конференция

- урок – круглый стол

- урок –соревнования

-комбинированный урок

- контрольная работа

- зачет

- коллоквиум

- урок – викторина

- урок – путешествие и т.д

- урок – лекция

- урок – семинар

- обобщающий урок

- урок-экскурсия

- исследовательская работа

- урок – собеседования

- лабораторная, практическая работа

- урок –конференция

- урок – круглый стол

- урок –соревнования

-комбинированный урок

- контрольная работа

- зачет

- коллоквиум

- урок – викторина

- урок – путешествие и т.д.

Планируемые результаты урока

ЗУН ( знать, уметь, понимать), ОУУН

УУД (предметные, метапредметные, личностные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Материал содержит разъяснения как спроиктировать урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС....

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

В данном материале рассказано о том, как построить современный урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Указаны особенности курса ОРКСЭ. Подробно описаны этапы проектирования урока....

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

«Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе»       Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за с...