Проектная работа "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
методическая разработка по теме

Фаткулина Сария Сафаевна

Проектирование уроков деятельностной направленности с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fatkulina_haeva_musina.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

«Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС»

Слушатели курсов повышения квалификации учителей:

Фаткулина Сария Сафаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 143 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани

Хаева Лилия Фаатовна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 114» г. Казани

Мусина Гульфинур Фархутдиновна, учитель начальных классов, МБОУ « Тимершикская средняя общеобразовательная школа Сабинского района РТ»

по проблеме: «Проектирование уроков деятельностной направленности в общеобразовательном процессе начальной школы»

Руководитель  проектной работы:  Замалетдинова Зальфира Исхаковна

г.Казань  2013 г.

Содержание

Введение                                                                                                                       3

Глава 1.Теоретическое обоснование разработки технологической карты уроков математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС              

  1. Примерная структура технологической карты                                              7
  2. Использование системно-деятельностного подхода на уроках                                                                             математики.                                                                                                      14                                                              

Глава 2. Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Число 8. Цифра 8.» на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС.                                                                                                                       19

Заключение                                                                                                               24

Литература                                                                                                               26                                        

Приложение                                                                                                             28

Введение

Актуальность проекта

      В начале XXI века чётко обозначилась тенденция к изменениям сущности, цели и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. 1 сентября 2011 года образовательные учреждения перешли  к новому Федеральному государственному образовательному стандарту, направленному на «обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке к жизни в  современных условиях на основе включения в процесс социализации, предания образовательному процессу воспитательной функции». Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности обучающихся.

        Федеральный государственной образовательный стандарт основного общего образования ( далее Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими   государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

К структуре основной образовательной программы основного общего образования , в том числе требование  к соотношению частей основной образовательной программы  и их объему, а также к соотношению обязательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

К условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-

техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и  условиям освоения основной образовательной программы  общего образования, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования , включая образовательные потребности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся  в системе образования;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Проблема проекта

С сентября 2011 года реализуется ФГОС начального образования. Учителя начальной школы начали работу по стандарту нового поколения. Предполагаем, что при проектировании уроков на основе системно-деятельностного подхода реализуются основные требования к организации учебного процесса в контексте реализации ФГОС. На сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектирования уроков деятельностной направленности.

Цель проекта

Разработка и апробация технологической карты урока математики по теме «Число 8. Цифра 8» в 1 классе, в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи проекта

- изучить требования ФГОС, формирование универсальных учебных действий обучающихся с использованием системно-деятельностного подхода;

- разработать технологическую карту урока математики в 1 классе на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС;

- разработать диагностический материал для самопроверки знаний обучающихся в рамках урока математики по теме « Число8. Цифра 8»;

- апробировать  технологическую карту в условиях общеобразовательных школ;

-внедрить модель технологической карты урока математики в практику обучении в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Целевая группа проекта: обучающиеся 1 классов общеобразовательных школ. 

Участники проекта: учителя начальных классов , обучающиеся начальных классов.

Срок реализации проекта: апрель-август 2013 года 

Место реализации проекта: общеобразовательные учреждения.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1

Изучение теоретических основ механизма реализации ФГОС на основе деятельностного подхода.

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

С 1 апреля по 10 апреля 2013 года

Фаткулина С.С.,

2

Определение структурных частей урока деятельностной направленности.

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

С 1 апреля по 10 апреля 2013 года

Фаткулина С.С.,

3.

Разработка технологической карты деятельностной направленности с учетом требований ФГОС.

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

С 1 апреля по 10 апреля 2013 года

Фаткулина С.С.,

Основная часть

Глава 1.Теоретическое обоснование разработки технологической карты уроков математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

1.1.Примерная структура технологической карты

Технологическая карта урока – что это.

Принципы и положения для работы с технологическими картами.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Структура технологической карты:

  1. название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  2. планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  3. межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  4. этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и

усвоения);

  1. контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  2. системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
  3. проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  4. на практике реализовать межпредметные связи;
  5. выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:

  1. контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

  1. значительно повышается уровень мотивации обучающихся к учебной деятельности;
  2. появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
  3. школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне 
«знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению 
этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению 
этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения 
этой же учебной информации данного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
             Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: 
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
           При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  1. реализацию учителем целей урока;
  2. использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  3. осуществление оценивания и контроля.

          Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

1.2.Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики.

Системно – деятельностный подход на уроках математики  в рамках стандартов нового поколения.

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта  является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно – деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Огромную роль в реализации системно – деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсона, разработав и внедрив «Технологию деятельностного метода обучения».

Реализация технологии деятельностного метода  на уроках математики предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе

одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования  становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Отметим лишь некоторые из методов:

• словесные;

• наглядные;

• демонстрационные;

• алгоритмические.

На уроках математики большая часть учебного времени уделяется освоению различных программных продуктов. Поскольку на современном этапе наиболее актуален деятельностный подход, то и в качестве метода обучения целесообразно выбрать демонстрационный метод. На каждом уроке применяются все вышеназванные методы, однако основной упор сделан на демонстрацию и самостоятельную работу обучающихся. В итоге, обучающиеся  в полной мере, а главное за короткий срок, овладевают значительным объемом знаний, умений и навыков в работе с конкретными программными продуктами.

Активизировать ученика как субъекта деятельности, позволяет использование учебных практик на уроке, которые направлены на комплексное развитие компетенций: ценностно-смысловая; образовательная, учебная познавательная; информационно-коммуникативная.

В  педагогической деятельности на уроках математики используются  различные виды практической работы.

 По направлению учебной деятельности обучающихся:

- обучающая практическая работа, используется для изучения нового материала или освоения новых компьютерных технологий;

- закрепляющая практическая работа, призвана закрепить имеющиеся у обучающихся практические умения в работе с ИКТ;

-контролирующая практическая работа, позволяющая продемонстрировать обучающимся сформированные умения, учителю оценить их уровень.

 По организации практические работы могут быть:

 - индивидуальные, где учитель выступает в роли консультанта, тьютора;

- групповая работа, развивает у обучающихся коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде. Роль консультанта исполняет ученик с повышенным уровнем подготовки и мотивации;

- фронтальная работа;

- коллективные работы.

Проводя на уроках учебные практики используют  различные формы их организации.

         Традиционные:

- практикумы по решению задач, эта форма, позволяет сформировать и закрепить у обучающихся  умение решать задачи по различным темам курса, помогает подготовить обучающихся  к сдаче ЕГЭ;

- лабораторные работы, это самая распространенная форма, все ученики одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Роль учителя - оперативная оказание помощи;

-эксперименты, это работа направлена на установление ранее неизвестного факта практическим путём.

         Нетрадиционные:

- проекты;

- виртуальная экскурсия;

- творческая работа.

        Урок математики, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки обучающимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Глава 2. Технологическая карта урока математики в 1 классе на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС.

Тема        

Число 8. Цифра 8

Цель:

Задачи:

Познакомить с числом 8, цифрой 8.

  1. учить учеников распознавать, называть цифру 8, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;
  2. учиться отгадывать загадки, составлять разные фигурки из 8 клеток;
  3. учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока, составлять план рассказа о числе 8, рассказывать по плану.

Планируемые результаты метапредметные, предметные, личностные

Предметные:

- Знать название и последовательность чисел при счете.

- Называть и обозначать действия сложения и вычитания.

- Понимать отношения между числами ( больше, меньше, равно).

- Правильно употреблять в речи математические понятия.

- Научиться правильно писать цифру 8.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, если она расходится с эталоном (образцом), т.е. работать по плану, инструкции;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

 - осуществлять самоконтроль;

- адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике(система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). , тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 - проводить анализ учебного материала;

 -понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. поиск и выделение необходимой информации

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

-  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,аргументировать, слушать и понимать речь других ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

 - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, учитывая позицию собеседника;  

- устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 

Основные понятия

Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.Сравнение чисел. Понятия «сумма», «разность».

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся. (Проводить инструктаж, настраивать детей на работу)

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

I этап. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.


I этап. Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Личностные УУД Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Осознание себя как  ученика. Умение приготовить все необходимое к уроку.

Регулятивные УУД:

-осуществлять

самоконтроль, саморегуляция;

-овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные :

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить счёт в пределах 20.

( Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 20,

показать учащимс насколько последующее число больше предыдущего

в обсуждение проблемных вопросов.

)

 

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

II этап. Актуализация знаний.Устный счёт

Мы в лес за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы подняться по лесенке ввысь.

  1. Счёт до 20 вперёд и обратно.
  2. Сосчитайте от 4 до 12, от 8 до 16.
  3. Сосчитайте от 12 до 3, от 19 до 11.
  4. Назовите последующее число 10, 18.
  5. На сколько последующее число больше предыдущего?
  6. Как получить последующее число?
  7. Назовите предыдущее число 9, 16.
  8. На сколько предыдущее число меньше последующего?
  9. Как получить предыдущее число? (Отнять единицу)
  10. Какое число стоит слева от 13, 18?
  11. Какое число стоит справа от 15, 4?
  12. Назовите соседей числа 13.


На полянке растут необычные цветы. На цветах – цифры.

– Какое число заблудилось? (1 2 3 8 4 5 6 7 9 10)

Вот мы подошли к воротам, ведущим в сказочный лес. Но чтобы открыть замок, надо разгадать код, а для этого надо подобрать ключ.

II этап. Актуализация знаний.

-Какую роль играет знание математики в вашей жизни? Для чего они вам нужны?


регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

-  овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.






III этап. Изучение нового материала.


Цель – Познакомить учащихся с числом и цифрой 8.

(Организовать работу по изучению состава числа 8.


Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.








Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока)

Участвовать в работе по решению примеров


Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).


Оценивать правильность выполнения заданий.







Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового: 

-Давайте выполним задание на карточке с числовыми отрезками. Решите примеры, используя числовые отрезки.


 1 2 3 4  1234567








 4-3=7 2+2=

 3+1= 5-0=        

 4+2= 5+3=

 (проблема!)

-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 8 и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка).

-Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 8 изучить, из каких частей оно состоит).

-Значит, ТЕМА урока - … ("Число и цифра 8)

– Вот мы попали в сказочный лес. Лес этот полон разных чудес. А знаете ли вы, какие животные живут в лесу?

Ответы детей.Здесь звери не только умеют играть,
Они тоже умными все хотят стать.
И учит зверюшек медведь косолапый,
Указку держа своей лапой мохнатой.

– Что это перед нами? (Лесная школа)

- На какие две группы можно разбить животных, которые учатся в лесной школе? (Учитель и ученики, большие и маленькие, дикие и домашние)

– Составьте числовые равенства по рисунку.

7+ 1 = 8

1 + 7= 8

8– 1 = 7

8– 7= 1

– Что обозначает цифра 8 (Все звери)

– Что обозначает цифра 1? (Домашнее животное – котёнок)

– Что обозначает цифра 7 (Дикие животные)

– Назовите целое и части. Каким действием находим целое? Каким действием находим часть? Ребята, а хотите сегодня поучиться в лесной школе? Давайте вспомним правила поведения в школе и немного отдохнем.

Физминутка Раз присядка, два присядка.
Это заячья зарядка.
А волчата спину выгнут
И тихонечко подпрыгнут,
А щенята как проснутся
Любят сладко потянуться.
Только мишка косолапый широко разводит лапы.
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Белки скачут очень быстро, машут хвостиком пушистым.
Целый час играют в прятки.
Это беличья зарядка.

III этап. Изучение нового материала.


 Работа в парах

- Почему не справились с заданием?

 Как обозначать следующее число?

 Какими способами можем получить число 8?


Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?). 

Коммуникативные:

Умение доказать свою мысль.

Умение точно выражать свои мысли.

Умение слушать и слышать.


регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке 

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);



IV этап. Закрепление изученного.


Цель – научиться правильно писать цифру 8,

Запоминать состав числа.

 ( Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.





Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

)

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

IV этап. Закрепление изученного.

V. Работа в тетрадях

– Установите закономерность 8 88 888 8888 …….

- Обведите в тетради 8 клеток разными способами. Придумайте свои фигурки из восьми клеток.

Зарядка для глаз:

Как интересно, что в зимнюю пору
Лесные зверята отправились в школу.
А чем же они занимались здесь летом?
Давайте посмотрим и быстро ответим. (
По рисункам составляют выражения)

2 + 2 + 1, 3 + 5, 1 + 7, 5 – 4.

– Как играют звери? (Дружно)

– А мы давайте дружно поработаем по учебнику.

С.84.Подберите рисунку соответствующее выражение:

 -Какими монетами можно уплатить в кассу 8 рублей?

С. 85 № 4 Сравни выражения

6+1□8 7-1□8 7+1□8 5+1+1□8

Учитель-медведь приготовил для вас весёлые задачи.


Белка, ёжик и енот,
Волк, лиса, малышка-крот
Были дружные соседи.
На пирог пришли к медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте.

Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисёнка,
3 весёлых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора.

Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
2 жука и 2 пчелы, мухи 2, 2 стрекозы,
2 осы, 2 комара. Называть ответ пора.

– Ребята, почему все животные такие бодрые, весёлые?
– А что мы с вами должны делать, чтобы быть здоровыми?


VI. Итог урока

– Чему вы научились?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось?

IV этап. Закрепление изученного.


Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)


коммуникатив
ные : 
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- контроль и коррекция действия партнера;
- формирование умение слушать и понимать других;
- планирование учебного сотрудничества)






Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 

Регулятивные :
- оценка

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Заключение

       В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектированию и конструированию социальной среды развития обучающихся в системе образования, а также активную учебно – познавательную деятельность обучающихся и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    На данном этапе стоит вопрос проектирования уроков деятельностной направленности, как уроков математики, так и уроков по остальным учебным предметам. Любого учителя волнуют вопросы, связанные с подготовкой таких уроков, в которых реализуется деятельностная парадигма образования. Учителю нужно переходить от формирования у обучающихся прочных знаний к формированию у них деятельностных способностей, не потеряв, а приумножив при этом свои профессиональные и личностные достижения.

   Системно – деятельностный подход предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Кроме того эта технология гарантирует достижения планируемых результатов, декларируемых ФГОС начального общего образования.

       В ходе работы над проектом авторский коллектив стажёров под руководством тьюторов базовой площадки усвоил  алгоритм работы по конструированию  урока математики деятельностной направленности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

       Разработанный в данной проектной работе урок «Математики» показывает, что на каждом этапе задействован тренинг тех или иных УУД, Так, на этапе мотивации учебной деятельности формируются следующие универсальные учебные действия: регулятивные (волевая саморегуляция); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками); личностные (действие смыслообразования). На этапе же самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону формируются следующие УУД: познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания); регулятивные (оценка – оценивание качества и уровня усвоения).

        Таким образом,  технология деятельностного метода позволяет расширить возможности педагогов в организации и проведении уроков не только по математике, но и по другим учебным дисциплинам, при этом сохраняя  преемственность, обеспечивая повышение  качества образования и открывая перспективы для самоизменения и саморазвития учителя и формирования деятельностных способностей обучающихся.

      Начиная работу над проектом, мы ставили перед собой следующие задачи: изучить теоретические основы проектирования уроков деятельностной направленности, научиться конструировать урок в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи, которые стояли перед нами, считаем достигнутыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Научиться конструировать урок математики  деятельностной направленности в соответствии с требованиями ФГОС  и транслятции на уроках математики.

Литература

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
  2.  Проектные задачи в начальной школе: пособие П 79 для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.; под редакцией А.Б.Воронцова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010
  3.  Примерные программы по учебным предметам. П 76 Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3 – е изд. – М.:Просвещение, 2010. – 317 с. – (Стандарты второго поколения)
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.В 2 ч. (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.): под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой, - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Планируемые результаты начального общего образования / (,Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения)
  6. В.В.Давыдов. Теория развивающего обучения. – М.:ИНТОР, 1996.
  7. «Школа 2000…».Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6. – М.:УМЦ «Школа 2000…», 2006 г. – 272 с.
  8. Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева, С.Е.Мазурина, И.В.Зайцева. Что значит «уметь учиться». – М.:   АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006. --- 80 с.44
  9. Л.Г.Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» (Построения непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006. – 448 с.
  10. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Как проектировать          универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.
  11. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.
  12.  Л.Г. Петерсон. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009.

Приложения

Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  1. Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом  

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  2. Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  1. Работа с определением
  2. Использование обыденных аналогий
  3. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  1. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка обучающимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  1. Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  1. Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы:  уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  1.  Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  1. Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  2. Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  1. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  1. Стандартный минимум
  2. Повышенный
  3. Творческий
  1. Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими обучающимися

  1. Рефлексия

Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс УМК "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Технология современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»          Выступлениепо теме: «Технология совре...

Технология современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода

Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....

Технология современного урока в начальной школе на основе системно - деятельностного подхода

Статья, описывающая технологию современного урока в начальной школе....

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....