Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
учебно-методический материал по теме

Леухина Светлана Михайловна

      Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различным уровнем готовности к обучению, в условиях школьного обучения все большее количество детей отличается ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии значимых для обучения психофизиологических и высших психических функций. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалии развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Состояние общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. Это приводит к тому, что уже при поступлении в школу дети характеризуются различным уровнем готовности к обучению, в условиях школьного обучения все большее количество детей отличается ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии значимых для обучения психофизиологических и высших психических функций. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалии развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика.

        Каждому учителю, очевидно, что не всех учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие медленнее и с большим трудом. В этой связи говорят обычно о разных учебных способностях. Психолог З.И. Калмыкова определяет «обучаемость» как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов.

         Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе, являются распространенной психологической причиной неуспеваемости учащихся.

         При характеристике психологических особенностей мышления детей с трудностями в обучении следует специально обратить внимание на возрастные особенности детей, особенно на те из них, которые вступают в известное противоречие (особенно на первом этапе обучения) с требованиями школы, не соответствуют тем качествам познавательной деятельности, которые нужны учащимся. Конечно, сами по себе возрастные особенности не могут быть причинами неуспеваемости, но они в известной мере объясняют те индивидуально-типологические черты, которые формируются в неблагоприятных условиях обучения и воспитания.

         Ребенок, придя в школу, обладает конкретным, наглядным мышлением. Невербальный интеллект развит лучше вербального. Первоклассник при обучении стремится двигаться, думать буквально вслух, постоянно требуя эмоционального подкрепления правоты своих действий со стороны взрослого. Школа же стремиться как можно быстрее «посадить» ребенка, научить работать, молча, жестко регламентирует общение на уроке, значительную долю информации предлагает усваивать в аудиальной модальности.

Учителям начальных классов необходимо научиться осуществлять преемственность дошкольного и начального образования не только на уровне содержания учебного материала, но и на уровне методов, средств, форм организации учебного процесса. В дошкольном возрасте игра - объект обучения, в начальной школе игра - средство обучения, которое не следует игнорировать. Обучать первоклассников целесообразно в движении, в ритме, через сенсорные ощущения, создавая образы, опираясь на воображение детей, вызывая положительные эмоции.

     Школьное обучение требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать, а это особенно на первых порах, дается с трудом. Для некоторых детей сложность представляет найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий.

Нелегко младшие школьники выделяют основное, существенное, что наблюдается при пересказе, написании изложения и сочинения, устных ответах. Усваивая понятия, дети не различают существенные и несущественные признаки и стремятся в равной мере запомнить как те, так и другие. Поэтому новое понятие оказывается слабо связанным в памяти с другим понятием смысловым отношением. Забываются существенные и несущественные признаки одинаково легко. Отвлечение от несущественного нередко происходит с большим трудом, чем выделение существенного.

Эти особенности мыслительной деятельности детей создают неблагоприятные условия для усвоения знаний.

     Другая особенность детского мышления — неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми необходимыми для решения задачи данными, неумение одновременно выполнять все требуемые правила действия. В такой сложной деятельности, как установление причинно-следственных связей, дети, рассматривая явление, имеющее несколько причин, обычно называют только одну их них, а если из одной причины вытекает несколько следствий, то также указываются не все, а чаще всего только одно.

     Нередко от ребенка при решении учебных задач, требуется умение увидеть что-то по-новому, с другой стороны, отказавшись от фиксации привычных свойств и включив объект рассмотрения в необычные связи и отношения.

      Умение преодолеть «однолинейность» мышления, найти новые направления поиска, повороты мысли в решении учебных задач - важнейшая особенность творческого мышления. Трудности, возникающие при пересмотре сложившихся привычных, шаблонных способов работы, показывают негибкость мышления.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учеников. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводит иногда к отказу от активной мыслительной работы. Школьники начинают использовать неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания, выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше, стремление воспользоваться подсказкой, списать у товарищей и т.д.

       Рекомендации        

•        Преодолевать стереотипы мышления, предлагая детям задания с разными вариантами ответов. Например:

- Прочитайте слово:  дорогой,     Составьте  предложения. Дорогой маме я подарю розы. Мы шли к дому дальней дорогой.

   Целенаправленно обучать школьников приему сравнения, соблюдая определенную поэтапность: выделять существенные и несущественные признаки одного предмета; находить признаки сходства и отличия двух предметов, находить признаки сходства и отличия трех и более предметов.

       Не скользите по заданиям, стремясь выполнить их как можно больше, исчерпывайте все возможности упражнения. Например, догадайтесь, но какому правилу записан каждый ряд, вставьте пропущенные числа.

  2,4,-.., .. ., ....,...., 14, 16,18,20

1,3,5,7,9,11, ...,...,...,19

Разбейте числа каждого ряда на две группы так, чтобы в каждой были числа похожие между собой.

По какому правилу записан первый ряд. Продолжите его.

Какие числа нужно вычеркнуть в первом ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего?

Можно ли выполнить это задание для второго ряда?

Подберите и запишите из первого ряда пары чисел, разность которых равна 10.

Подберите из второго ряда пары чисел, разность которых равна 10.

Какая пара «лишняя»?

Найдите во втором ряду сумму первого и последнего числа.

Найдите сумму вторых чисел от начала и от конца ряда.

Найдите сумму третьих чисел от начала и от конца ряда.

Что вы можете сказать о значениях сумм?

•        Использовать «ловушки». Они позволят детям изменить свое    отношение к ошибкам. Помните, ошибка одного порождает мысль другого.

     Активно осуществляйте стимулирующую помощь, которая заключается в установках на успешное выполнение задания, убеждайте ученика в его способностях справиться с учебной задачей. Дозируйте учебную нагрузку, избегайте состояния утомления у детей.

     При обучении необходимо помнить, что изучаемая информация лучше закрепляется при помощи двигательной активности самого ребенка.

     Развитие и воспитание должно проходить своевременно с учетом возрастных особенностей онтогенеза. Раннее или позднее обучение недопустимо.

Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

    Научите ребенка понимать и принимать цель учебных занятий. Для того, чтобы ученик не сомневался в собственных возможностях   достижения   положительного   результата,   следует сформировать у него уверенность в успехе и помочь осознать, каким образом он его добьется. Для решения этой задачи можно использовать следующие вопросы: «Что поможет тебе достичь цели? Как ты будешь достигать этого? Каким будет твой первый шаг? Какие способности и возможности у тебя уже есть?». Если ребенок затрудняется с ответом, ему можно помочь, спросив, какие качества помогают ему быть успешным в любой другой области. Эти качества обязательно нужно найти и постараться, что бы их было больше. Тогда школьник будет чувствовать себя более уверенным в достижении желаемого результата.

   Уделяйте внимание формированию учебной мотивации. Можно использовать упражнения  на мотивировку ребенка на обучение с использованием его возможности видеть внутренние образы. Ученику предлагается мысленно представит ситуацию («нарисовать картинку»), в которой он испытывает удовольствие от того, что его хвалят за хорошо написанный диктант. Его просят «рассмотреть» выражение своего и других лиц, «услышать»
благодарные или хвалебные голоса, почувствовать, что он ощущает, то есть «войти» в картинку, пережить это состояние радости и постараться его запомнить.

•        Стремитесь строить процесс обучения младших школьников на основе знаний об индивидуальных особенностях детей, изучайте модели индивидуального обучения, построенные с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся.

   Отличительной чертой гуманистического подхода к обучению являются пристальное внимание к психологическим особенностям школьников и ориентация на их различия в учебном процессе.

   По образному выражению Ш.А. Амонашвили, «пользоваться различными педагогическими методиками без учета индивидуальных особенностей учащихся, значит уподобиться врачу, который различает лекарство по цвету и по форме, не зная о силе и характере воздействия на больных».

   Движение педагогической мысли, направленной на усовершенствование индивидуализации педагогического процесса средствами дифференциации, приводит к личностно-ориентированному обучению, где построение образовательных процессов - обучения и учения - идет от личности школьника, от значимости его индивидуального субъектного опыта, от сформированности его познавательных способностей

   Вышесказанное указывает на то, что в основе обучения школьников должен находиться человекоцентричный принцип дифференциации, ориентированный на индивидуальность учащихся, что предполагает вариативность дифференциации обучения.

    Рекомендации:

Никогда не сравнивайте между собой детей. Больше хвалите за успехи и достижения.

Используйте приемы безотметочного оценивания достижений учащихся.

Замечайте незначительные успехи в развитии проблемного ребенка, старайтесь не пропустить пробелы в знаниях для оказания своевременной педагогической помощи.

Ставьте перед ребенком достижимые цели.

Уделяйте внимание воспитанию у школьников уважительного отношения к чужому мнению, даже, если оно не совпадает с общим.

Не допускайте смешения в оценке учебных достижений и личности школьника.

Старайтесь избегать такого  подхода к дифференциации, при котором «слабые делают меньше и легче, а сильные больше и труднее».
Предпочтительнее, когда все выполняют одно задание, но каждый на своем уровне возможностей. Главное, чтобы уровень возможностей повышался.

       Учитесь составлять разноуровневые задания.

•        Создавайте  благоприятные  условия   и   возможности  для полноценного развития личности за счет многообразия  видов деятельности, в которых ребенок с трудностями в обучении чувствовал себя успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешность обучения младшего школьника.

 Обсуждение трудностей, возникающие в процессе обучения, их причины; рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов....

"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.

В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....

Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.

В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших ...

Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников

Статья направлена на  психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами  возникновения  и способами преодоления дезадаптации....

Статья по теме: "Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников".

           Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формиро...

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....

Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...