Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.
статья (2 класс) на тему

Cосницкая Надежда Николаевна

В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников разнообразных заданий и упражнений, развивающих познавательные способности учащихся. (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 57 г. Санкт-Петербурга

Сосницкой Надежды Николаевны

Развитие познавательных способностей

как условие успешного обучения младшего школьника.

Ребенок, поступая в школу, не только должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Однако количество детей, не готовых к школьному обучению, достаточно велико. Иногда дети имеют недостаточный уровень развития способностей к логическому обобщению, недостаточный словарный запас, общий объем и уровень относительно простых знаний, недостаточный объем памяти и активного внимания.

Именно поэтому возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников разнообразных заданий и упражнений, развивающих познавательные способности учащихся.

При поступлении в школу все дети хотят учиться. Часть детей обучается легко, другие встречаются с трудностями, многие из которых связаны с недостаточной степенью готовности к обучению. Таким детям нужна помощь. Необходимо сделать так, чтобы им было интересно учиться, а приобретенные знания были качественными. В связи с этим важное место отводится изучению индивидуальных особенностей младших школьников.

По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.

В своей педагогической деятельности я стремлюсь использовать идеи о решающей роли обучения в процессе развития ребенка, заложенные в трудах ученых Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, их реализация способствует обеспечению условий для развития возможностей ребенка.

К сожалению, у целого ряда детей познавательный интерес и познавательная активность снижены. В какой-то мере это можно объяснить равнодушием взрослых, которые не отвечают на вопросы детей. В такой ситуации ребенок не только перестает задавать вопросы взрослым, но и перестает задавать их себе. Кроме этого, деятельность для ребёнка  должна быть эмоционально приятной. Из-под палки развить способности и достичь положительного результата нельзя.

У ребёнка должна быть высокая самооценка. Она делает ребенка уверенным в себе, позволяет приступать ему к новым, более сложным заданиям, упражнениям, что в свою очередь развивает его способности. Как утверждают многие наши психологи, школа способностей не развивает в том случае, если для детей не создается ситуация успеха, а следовательно, самооценка остается низкой и не обеспечивает развития

Ученые медики и психологи, проводя исследования, установили, что электроэнцефалограммы взрослого и 13-летнего подростка практически полностью совпадают, что свидетельствует об окончательном созревании нервных клеток головного мозга. Следовательно, максимум усилий для развития способностей надо прилагать во время нахождения ребенка в дошкольном учреждении и во время обучения в начальной школе.

Ребенок - личность, и, прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции.

Учитывая тот факт, что при поступлении в 1 класс большинство детей имели слабо сформированную учебно-познавательную мотивацию (среди мотивов преобладали игровые), я поставила перед собой задачу - формирование устойчивой положительной учебно -  познавательной сферы.

Сначала формировала интерес к самому процессу учебной деятельности. Использовала как можно больше наглядности, яркости, чтобы вызвать у детей эмоциональное восприятие. Подбирала интересные задания, игры, моменты, чтобы уроки были увлекательными и занимательными, опирались на непосредственный игровой опыт ребенка и ненавязчиво расширяли его кругозор.

Дидактическая игра "Зимовье зверей ".  Тeма "Времена года. Зима».

Учитель раздает карточки с названиями животных. Дети читают, какое животное им нужно изобразить, и по команде остальной части класса показывают характерные повадки с учетом зимних особенностей. Бурый медведь может косолапо пройти и сесть спать, зайка прыгает, волк скалит зубы и т.  д. Остальные дети должны отгадать, какое животное изображает учащийся.

Разнообразные яркие наглядные пособия, игры сосредотачивают внимание всех детей, формируют у них учебно-познавательный интерес, постепенно вводят детей в мир научного познания, показывают значимость, важность и привлекательность учебного процесса. Подача учебного материала в игровой форме способствует поддержанию у ученика интереса к предмету в течение всего урока.

Успех в развитии ребенка, формирование его мышления, внимания, памяти, речи зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке.

Например, тема урока "Повторение сложения с переходом через десяток».

Математическая разминка.

1. Тренировка памяти.

- Я произношу первое математическое слово, а каждый следующий повторяет все предыдущие слова и добавляет свое. Будьте внимательны! Начинаю!

Учитель-Отрезок ...

Первый ученик - Отрезок, линия ...

Второй ученик - Отрезок, линия, число...

Третий ученик - Отрезок, линия, число, сантиметр...  и так далее.

После того, как последний ученик в ряду произнес слова, весь класс хором повторяет десять математических терминов.

2. Проверка внимания.

- Найдите лишнюю фигуру и докажите, что она лишняя (на каждой парте лежит карточка с изображениями фигур - три отрезка и один луч; лишняя фигура - луч, так как у всех других фигур отмечены точками два конца - это отрезки, а у этой фигуры один конец).

- Как называется эта фигура? Чем отличается луч от отрезка?

3. Задания для смекалистых и наблюдательных.

- Прочитайте числовой ряд и определите, по какому правилу он построен: 36, 35, 34, 33, .. ,

- Внимательно посмотрите на все эти числа. Скажите, что вы заметили? (Числа двузначные, в каждом числе количество десятков одинаковое, а количество единиц уменьшается на 1; есть число, в котором десятков и единиц поровну - 33.)

- Запишите один из числовых рядов и продолжите его: 36, 35, 34, 33, ... 17,16, 15, 14, ...

Таким образом, формируется интерес школьников к результату своего труда. Для самостоятельной работы подбираю задания, учитывая индивидуальные способности детей.

Изучение математики в начальных классах обедняется, если количественные отношения, числа, действия предлагаются только сами по себе в отрыве от объектов действительного мира. Тем более что дети воспринимают окружающий мир целостно. Поэтому полезно в обучении математические данные увязывать с носителями реальностей, легко воспринимаемых детьми и имеющих определенный для них познавательный интерес.

Фрагмент урока.

На доске запись: март - 2, апрель - 14, май - 21.

Учащимся задаются вопросы:

- Какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? А кто прилетает к нам весной? Какие птицы прилетают первыми? Кто прилетает после грачей?

- В каком месяце прилетают скворцы? Чтобы узнать это, решите примеры, записанные на доске. Один из ответов совпадает с номером месяца, записанным на доске.

        15-7         2+9         11-9

- Скажите, где живут скворцы? Что такое скворечник? (на доске появляются карточки со словами скворцы, скворечник и рисунок скворечника).

- Скворцы прилетели, а на их домиках висят замочки. Поможете, ребята, открыть скворцам замочки? для этого нужно, чтобы числа на ключе совпали с ответами примеров на замочке (фронтальная или групповая работа).

Фрагмент 2. Изучение нумерации концентров «сотня» и «тысяча».

Учащимся предлагается в форме математического диктанта заполнить таблицу, записывая значения величин, обозначающих сроки жизни, скорости передвижения и массы животных.

Животное

Срок жизни

Скорость передвижения (кмJч)

Масса (кг)

(лет)

Лось

20

72

825

Верблюд

30

27

700

Жираф

36

51

800

Акула

50

67

500

Медведь

47

48

450

Кит

70

110

37000

Олень

25

72

380

Уж

20

3

1

Стрекоза

3 мес

80

32 г

Дельфин

25

32

136

Гепард

19

95

65

Черепаха

150

400 м/час

40

Рыба-меч

6

110

50

Лошадь

35

65

10

Утка

20

96

2

Лев

30

80

32

После заполнения таблицы детям предлагаются следующие вопросы:

- Кто из представленных в таблице представителей животного мира:

  1. имеет самую большую массу? самую большую скорость? дольше всех живет?

2) имеет самую маленькую массу? самую маленькую скорость? меньше всех живет?

3) имеют одинаковые сроки жизни? одинаковые скорости передвижения?

  1. имеют скорости, выражающиеся тремя друг за другом следующими числами? двумя друг за другом следующими числами?
  2. имеют скорости, выражающиеся: неравными числами, но записанными одними и теми же цифрами? двузначным числом, записанным двумя одинаковыми цифрами?
  3. имеют массу, выраженную круглыми сотнями? круглыми десятками? однозначным числом? четырехзначным числом?
  4. имеют сроки жизни, равные суммам чисел 20 и 15, 17 и 30, 15 и 15, 20 и 5?
  5. имеют массу, равную массам оленя и льва? равную двум массам черепахи, рыбы меч и медведя? выраженную числом из 1 сот. 3 дес. и 6 ед.? 8 сот. 2 дес. 5 ед.?

9) имеет массу на 100 кг большую, чем масса черепахи?

В дальнейшем обучении данные этих таблиц можно использовать для составления текстовых задач с вопросами: «На сколько больше (меньше)?,  «Какова общая масса ...?» и т.п.

Наибольшее раскрытие познавательных возможностей использования числовых данных предоставляется при обучении решению текстовых задач. Подбирая задачи, часто пользуюсь «Петербургским задачником» Н. Т. Григорян и другими пособиями.

Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности учащихся, так как в заданиях такого типа:

1) заложена смена деятельности детей (они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, составляют выражения, находят их значения и записывают результаты);

2) узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, способствует общему развитию, но и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Аналогично проводится работа на уроках русского языка.

По теме «Закрепление знаний о предложении» была проведена самостоятельная работа. В начале урока было знакомство со словом "воробей".

Вместе со всеми в весеннем лесу был воробей, он принес сообщение из леса. Но по дороге с этими сообщением что-то случилось. Надо разобраться и восстановить его (даются дифференцированные задания)

1 вариант:

Спишите текст, поставьте нужные знаки препинания в конце предложений.

        Ярко светит солнце         Тает последний снег         Цветут первые подснежники

2 вариант:

Спишите текст, разделив его на предложения:

Вот норка тут живет ёжик тёплые лучи солнца разбудили зверька.

3 вариант:

Составьте предложения из слов:

        В, лесу, белка, живет    

Она, шубку, зимнюю, меняет

Рада, весне, белка

Второй и третий варианты требуют большего напряжения мысли и посильны не всем учащимся. Но сильные в учебе дети берутся за выполнение более трудного задания. За сильными учениками тянутся и другие дети. Таким образом, задания для самостоятельной работы строятся на уровне возможностей ребенка. Каждый работает по тому варианту, который ему посилен.

По теме «Правописание безударных гласных»  для самостоятельной работы было дано 4 варианта.

1 вариант:

Вставьте пропущенную безударную гласную, подчеркните проверочное слово:

гряды - гр… да,  скалы - ск… ла,  след - сл… ды,  цены - Ц… на,  весны - в… сна,             травы - тр… ва

2 вариант:

Вставьте пропущенную безударную гласную, подобрав проверочное слово:

        ... – м...ста,         ... – с...ва,  ... – л...са,  ... – з…мл,  ... – стр….на,  ... – п…ля

3 вариант:

Спишите предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркните слова, которые нельзя проверить:

Л…са хв… стом зам… ла сл... ды и уб… жала от с… бак.

4 вариант:

Найдите слово с безударной гласной в корне, подберите проверочное слово.

После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички.

Познакомив учащихся со всеми вариантами самостоятельной работы, предлагаю им выбирать вариант, посильный для себя. Путь, который избрал ученик, не только характеризует его возможности, но и заставляет ребенка пережить чувство удовлетворенности, что он выполнил работу, равнозначную по содержанию работе его товарищей.

После возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Добиваюсь этого путем специальных вопросов и заданий, которые помогают включать в сознание ребенка учебные задачи.

Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т. е. отношение к информации, которую он получает от взрослых первично, а сама информация вторична. Поэтому первая и главная задача учителя - сначала заинтересовать школьников объектом, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность. Все учителя, работающие с детьми, знают, что легче всего его заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками и задачами.

В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Я сделала подборку рассказов-задач, которые позволяют дать детям прав ильные понятия «почему и как все происходит в природе», как растения и животные «удовлетворяют свои потребности», решают те жизненные задачи, которые постоянно стоят у них на пути.

Но решать любые задачи можно по-разному. Можно гадать - так в природе или нет?

Можно послушать взрослого или товарищей, как они решают эту задачу. А можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть.

Я учу детей решать экологические задачи с помощью приёмов ТРИЗ - приёмов выявления и разрешения экологических противоречий. В чем такое решение эффективней?

Выявление противоречий позволяет ребенку выявить суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу так, чтобы не навредить окружающим. Выяснить почти самостоятельно не только как это бывает, а и почему так происходит. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего мира, а «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе.

Основная формулировка противоречий звучит не сложно - учащиеся начальных классов быстро ее усваивают и охотно используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого.

Если, наоборот, я (или кто-то) не сделаю что-то, то что именно в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого.

Решить противоречие - значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. Все идеи, выдвинутые детьми в процессе этой работы, решения и примеры желательно сопровождать схемами на доске, записями или схематичным изображением в тетради.

Решение экологических задач и проблем поможет детям разобраться в причинно следственных связях между явлениями и процессами в природе: «все связано со всем» философское понятие единства мира, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

На уроках литературного чтения, окружающего мира использую такие виды работы как кроссворды и тесты. Подобные работы приучают детей к внимательному чтению, они начинают не просто следить за содержанием прочитанного, но и обращать внимание на те детали, которые раньше упускали. Это помогает разнообразить уроки. Учащимся такая работа очень нравится, она непродолжительна: учитель читает утверждение из теста, дети ставят + или - (согласны или нет).

Чтобы школьники испытывали чувство гордости, особый подъем сил, одобряю и поощряю их успехи продвижения вперед. Если ребенок выполнил задание быстро и правильно, то он выступает в роли учителя. Проверяет, оценивает работу своих товарищей. На уроках практикую самопроверку и взаимопроверку заданий.

Становление познавательных интересов учащихся происходит прежде всего на уроке.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Десять тысяч уроков приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не результативен.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот, на мой взгляд, задача Учителя. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.

В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников

Статья направлена на  психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами  возникновения  и способами преодоления дезадаптации....

Статья по теме: "Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников".

           Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формиро...

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников...

Успешность обучения младших школьников. Развитие способностей. Помощь детям

Успешность обучения младших школьников. Развитие способностей. Помощь детям...