Главные вкладки

    Доклад "Развитие орфографической зоркости – залог успешного обучения младших школьников"
    статья на тему

    Волкова Светлана Алексеевна

    Обобщение опыта на РМО учителей начальных классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc104 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Высокинская СОШ»

    Развитие орфографической зоркости –

    залог успешного обучения

    младших школьников.

     

    (обобщение  педагогического опыта

    на РМО учителей начальных классов)

     

    Учитель начальных классов

    Волкова С.А.

                                                2013 г.

    Развитие орфографической зоркости –

    залог успешного обучения младших школьников.

    Можно  ли  представить  себе  дом  без  фундамента?  Фундамент- это  основание, служащее опорой для стен здания, и если он не прочный, то всё сооружение будет недолговечным. Так и начальная школа является базой, основой всего образования человека. Здесь важно всё: качество, прочность, настроение, с которым входит в  «храм науки» ребёнок. У каждого здания свои особенности, свой фундамент.  Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любого учебного заведения, конечно,  результат - знания учеников.

         Об уровне и глубине знаний учащихся школа    заботилась  всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение  качества знаний остаётся постоянной проблемой, решением которой    школа занималась в любые времена. Одна из таких проблем - научить детей грамотно писать.

    Встречали ли вы когда-нибудь людей, которые на вопрос, любят ли они математику (химию, биологию, географию), ответили бы   «да»?

    Конечно, их не так уж и мало. А как насчёт людей, которые  любят орфографию? Почему так мало тех, которые искренне вам скажут, что любят орфографию? Почему ей, бедной, так не везёт?

      Школьники устно прекрасно рассказывают о правилах правописания, а в словах при письме орфограмм не видят, теряются при определении места орфограммы, не могут подобрать проверочное слово. Детям трудно даётся изучение русского языка, следствием этого является то, что предмет «русский язык» попадает в разряд нелюбимых и кажется недоступным. Многие современные дети не любят читать, а плохое чтение – прямая дорога к безграмотному письму.

     Наших детей нельзя оторвать от телевизора, от компьютера. Это хорошо, что они расширяют свой кругозор, но книгу заменить нельзя ничем. Чтение без желания приводит к тому, что  дети читают невнимательно, не вглядываясь,   не вдумываясь, не запоминают читаемые слова. Внимание и зрительная память при  таком чтении не работают.

      Грамотность – залог культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения.  В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку  является формирование орфографической зоркости.

    Сформировать орфографическую зоркость –  значит, учить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, не запоминать исключения из правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы, развивать способность  выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность  допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и умении грамотно писать.

      Думать и получать  положительный «опыт сотрудничества» с русским языком, который абсолютно обязателен именно в начальных классах, - вот основная задача, иначе вся дальнейшая работа учителей словесников  и предметников пропадёт даром. Для учителя прежде всего важно научить, а для того, кто пишет, - научиться ставить  перед собой орфографические задачи и затем постепенно учиться их решать.

     Условия формирования орфографической зоркости:

     1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).

    2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)

    3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

    4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

    5.Умение осуществлять самопроверку

    Знать правило и писать свободно - это вещи  разные!

    Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием “вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.

    Правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.          

    Cуществует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающие орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Чтобы научиться видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание нужно пройти четыре этапа.

    Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте. В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове, так как один из способов проверки написания букв будет зависеть именно от этого. Они узнают о различии в произношении  и написании слов с парными звонкими и глухими согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся уже осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударения. В связи с этим особое значение приобретают упражнения слого- звукового и звуко-буквенного анализа слова.

    Второй этап – работа с орфографическим правилом. Изучение самого правила состоит из следующего:

    1. Подготовка к восприятию, наблюдение над словами, содержащими сомнение.
    2. Анализ  закономерности орфографического правила, наблюдение над тем, как оно работает.
    3. Анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться пользоваться им.
    4. Воспроизведение правила через громкое речевое проговаривание.
    5. Наблюдение применения правила.

    Третий этап – повторения правила. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с языковыми явлениями.
           
    Четвёртый этап – запоминание непроверяемых написаний. Многократное орфографическое повторение слов с непроверяемыми или трудно проверяемыми буквами помогает запомнить написанное. Практика показывает, что орфографическое проговаривание лучше проводить, объединяя слова или в тематические группы, или по принадлежности одному и тому же правилу.

    Виды упражнений для развития орфографической зоркости.

    1. Орфографическое проговаривание.

              Орфографическое проговаривание целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому  «в памяти» движений остается память движений речевого аппарата. В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а так же подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (букв) слова. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

              При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

    2. Списывание (основа проговаривания по слогам) .  Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. Уместна игра   «Как птичка зёрнышки клюёт?» Голова вверх-вниз, вверх-вниз. А как мы будим зёрнышки – слоги – слова клевать? Хором – в книжку – в тетрадь. Кто же будет лучшей птичкой?

    3. Комментированное письмо.

      Особенно важно научить детей комментировать свое письмо при выполнении упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

          Например: под-ле-та-ет: «В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма – подлетать – не на –ить, это не глагол-исключения, значит, I спряжение, пишу окончание -ет».

          Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебниках русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоит смысл и формулировку правила.

          При комментировании ученик должен прежде всего найти объект объяснения, т.е. орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает ОЗ учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приемов по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

           Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся;  они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.

           Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

    1. Графическое выделение орфограмм возможно при выполнении всех письменных работ.

            В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. Например: дуб – дубок.

          Графическое обозначение орфограмм и их количества в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование ОЗ у детей. При подчеркивании орфограмм (съел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.       Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки ОЗ, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчеркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные Ы, У. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

    Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

    5.Сигнальные карточки.

            Работа с сигнальными карточками позволяет вырабатывать хорошую реакцию детей, то есть готовность к быстрым действиям. Замедленные же действия, ошибки учащихся (например, в слове стоит ученик показал не гласную О, а гласную И) свидетельствует о несформированности орфографической зоркости.

            Полезно также предлагать детям для работы с сигнальными карточками слова с двумя орфограммами, например: семья, мороз. В этом случае учащиеся должны показать две карточки (например: е, ь или о, з) или спросить у учителя, о какой орфограмме идет речь.

             Сигнальные карточки – эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ученику.

    1. Перфокарты.

                Аналогичным образом ОЗ развивается при использовании   перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы.

                Такую работу можно записывать в таблице, включая дополнительное задание для повторения. Например: «Укажите безударные гласные в следующих словах и определите склонение:  сосна, дерево, площадь, лошадка, холод, осень, ладошка, озеро, по степи, снегирь».

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    о

    е

    а

    о

    о

    е

    а

    е

    е

    е

    1скл.

    2скл.

    3скл.

    1скл.

    2скл.

    4скл.

    1скл.

    2скл.

    3скл.

    2скл.

    1. Предупредительный, объяснительный, зрительный , выборочный диктанты.

     Эти упражнения предполагают нахождение орфограмм и определение их типа.

     Рассмотрим возможности зрительного диктанта для развития ОЗ.

        Зрительный диктант – это такое орфографическое упражнение, перед написанием которого учащиеся в воспринимаемом зрительно тексте без пропуска орфограмм (словах, словосочетаниях, предложениях) находят изучаемые орфограммы, называют их опознавательные признаки и объясняют условия выбора написания, то есть выполняют орфографический разбор. Зрительный диктант способствует более глубокому осмыслению правил, во-первых, за счет того, что учащиеся имеют возможность опереться на зрительное восприятие, облегчающее обнаружение орфограмм и фиксирующее в памяти их графический образ; во-вторых, отработать в ходе орфографического разбора логическую последовательность операций; в-третьих, проверить качество своей подготовительной работы, которое выявит запись текста на слух по «свежим следам». Таким образом, зрительный диктант, в процессе подготовки к которому внимание учащихся сосредоточивается на орфограмме, на ее опознавательных признаках и условиях выбора написания, развивает орфографическую зоркость учащихся.

    1. Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Дети заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще неизученные правила, самостоятельно записывают. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске.
    2. Диктант «Проверяю себя».

              Постепенно формируя умения замечать орфограммы, учитель не забывает о конечной цели – каждый ученик должен научиться реагировать при письме на собственные индивидуальные затруднения. Диктант «Проверяю себя» направлен на развитие способности не только уметь обнаруживать орфограммы вообще, но и уметь определять свои затруднения. Это упражнение дает ученику право на пропуск в слове той буквы, в написании которой он не уверен, сомневается. После записи слов, предложений ученик вставляет пропущенные буквы в ходе работы с учебником, со словарем, в ходе собственного обсуждения с соседом по парте или после обращения с вопросом к учителю.

              Данное упражнение (в случае сомнения пропустить букву – подчеркнуть место пропуска – поставить на полях вопрос) приучает школьника задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть орфографические трудности и преодолевать их, формирует орфографическое умение работать со словарем, грамотно задавать вопросы. Способность видеть трудные слова развивается у подавляющего большинства учащихся, что ведет к повышению грамотности в целом. Получив право выяснять то, чего не знаешь, ученик утрачивает страх перед орфографией, употребляет любые слова, не боясь допустить ошибку.

    1. Подготовка заданий на изученное правило для товарища.

           В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило (например, на правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова) с пропущенными буквами – орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания: действительно ли пропущенные буквы звонкие и глухие согласные в корне на конце слов или перед согласными.

              Проверять задание следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

    а) ставит около слова плюс (+), если слово считает подходящим;

    б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);

    в) зачеркивает слово, если считает его «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту.

              При выполнении таких упражнений возможен дифференцированный подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных – названий животных с парными согласными на конце (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парным согласным на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).

    1. Взаимоконтроль по процессу при работах в парах.

              Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово. Затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

              Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащегося, формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.

    1. Корректировка письма.

          ОЗ, кроме умения находить орфограммы и определять их тип, включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверке выполненной работы. Например: «Проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне». Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допускать ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия формирования ОЗ.

            При проверке тетрадей учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

           

    Система работ над ошибками.

    Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.

    Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически ещё далеко не решён.  Как правило, такая работа проводится фронтально. В результате чего на уроке успевают разобрать не более 5 – 6 орфограмм. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными – учащиеся, которые допустили ошибки.

    Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей.

    Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления.

    Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.

     Большую роль здесь играет подбор дидактического материала.  Приёмы самостоятельной работы учащихся  над ошибками.

    1.Самостоятельное исправление учащимися ошибок.

    2.Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.

    3.Подбор проверочных слов к данным словам.

    4.Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.

    5.Взаимопроверка работ учащихся.

    6.Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.

    7.Подбор примеров, противоположных по написанию.

    8.Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами.

    Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.

            Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо  всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

                                        Памятка работы над ошибками.

    1. Точка в конце предложения.

    Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели.

    2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

    3. Перенос слова.

    Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

    4. Пропуск буквы.

    Выпиши слово. Раздели его на слоги. Делай так: при-леж-ный, при-леж-ные.

          Каждую домашнюю работу все дети должны начинать так:

    1. Работа над ошибками строго по пунктам памятки

    2.Название работы (домашняя работа).

    3. Выполнение домашнего задания.

     Использование словарей.

       Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

    Работа со словариками   проходит в режиме самопроверки, возможны варианты взаимопроверки, соревнования между учениками.

    Упражнения  достаточно разнообразные  и,  чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали, для этого предлагается работа с орфограммами в более занимательной  форме  через любой другой дополнительный материал. Например:

    1. Орфографические  пятиминутки ( дети находят и выделяют нужную орфограмму)

    2. Упражнение с элементами какографии.

                                                 Разве можно без улыбки

                                                 видеть Лёнины ошибки.

                                                 «Налител я на сугроп

                                                  и расшыб сиводня лоп,

                                                  очень болно и обидно,

                                                  глас под шышкою не видно».

                                                  Быстро Лёне помогайте,

                                                  все ошибки исправляйте.

    Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова.

      3.Орфографические сказки (способствуют усвоению опознавательных признаков орфограмм). Так при изучении правописания сочетаний ча – ща, чу – щу рассказываю сказку.      

    «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я. Грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли буквы Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У. Запомните, дети слоги ЧА – ЩА пишем с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У».

    Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.

    4.Для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей работе применяю «Запоминалки». Многократное чтение запоминалок, а иногда и заучивание их создаёт тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила. Вот примеры таких запоминалок:

                                                   Знаешь ты наверняка,

                                                   Где ЧН, а где ЧК:

                                                   речка, ночка, строчка, точка,

                                                   кочка, корочка и почка,

                                                   срочный, гречневый, мучной,

                                                   точный, встречный и речной.

                                                   Никогда в таких словах

                                                   Не пишите мягкий знак.

    1. Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках. Так, например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» детям предлагается такая рифмовка:

                                                  Поздний, звёздный и окрестный,

                                                  здравствуй, областной и местный,

                                                  сердце, солнце и участник,

                                                  чувство, лестница и праздник…

                                                  Научись слова читать

                                                  и запомни, как писать.

    Запоминалки и рифмовки не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

    6. Для правильного закрепления написания словарных слов использую шуточные вопросы, например,

    1. В каких словах живёт рак?

                Завтрак, ракета.

    2. В каких словах спрятались ноты?

                Помидор, ребята, дорога.  

    3. Какие слова любит ворона?

                Карандаш, картина, картофель.

    4. А лягушка?

                Квартира, Москва, букварь.  

    7. Очень хорошо воспринимаются учащимися загадки в форме шарад.                                    

    Первое – предлог,

    Второе – летний дом,

    А целое порой

    Решается с трудом.

                                            (За – дача).

    После того, как орфограммы изучены, использую загадки, шутки. Загадываю загадку, дети пишут отгадку. Кроме обычных загадок использую загадки с хоровыми ответами в виде «Подскажи словечко».

    Зимние каникулы, весёлые деньки,

    Нужны ребятам санки, лыжи и …   (коньки).

    8. Ребёнок, чтобы запомнить слово, выполняет рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании.

    помидор            крапива             банан

    – на букве о легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его резать;
    – когда ужалит крапива, трудно удержаться от крика – а а а;
    – из бананов легко можно выложить букву а, но невозможно – о.
    и т.д.

    Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы связи.

    однажды                осина                орех                яблоко

    (Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!)  

    9. Частушки.

    Жи да ши, жи да ши                   

    С буквой и всегда пиши              

      Мыши, ёжики, ужи

    Лужи, крыши и моржи.                

    Сочетания чу и щу                       
    Пишем только с буквой у;           
    Чудо, щука, ухвачу                        
    И кричу, лечу, хочу.    

                      

    10. Правила в стихотворной форме

    1. В конце слова, без сомнения, 
    происходит оглушение.
    Говорим мы – плод, проверяем плоды, 
    Говорим мы – сад, проверяем сады.

    2. Прошедшее время – то, что прошло; 
    Вчера мы писали, солнце ушло.
    Настоящее время – проходит теперь
    Мою окно, закрываю дверь
    А в будущем: я полечу на ракете,
    Хочу побывать на далёкой планете.

    11. Неизменный помощник учителя в работе с учащимися младшего возраста – игра. В процессе игры учащиеся выполняют различные упражнения, стремятся быть быстрыми, ловкими, собранными. Игра ставит в условия поиска, пробуждает интерес к учёбе, способствует развитию мышления, памяти, формированию орфографической зоркости.

    При изучении темы «Парные согласные » провожу  игровые моменты «Мы – фотографы» и «Волшебная яблонька.». Дети фотографируют слова:

      Ю…ка,  но…,  морко…ь,  кру…ка,  скри…ка.  

    Далее читаю слова:

                    Яблонька – волшебница,

                    Букву подскажи,

                    Ручка моя верная,

                    Правильно пиши.

    Дети срывают с яблоньки нужную букву и вставляют её в слово.

    Игра « Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

    Лес, лестница, лесничий.

    Смешной, смешать, смешить.

    Игра « Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.

    Кукла, дом, море, вышла, ученик.

    Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

    Найди  «опасное место». (Учитель произносит слова, а ученики, как только услышат звук, которому при письме нельзя  «доверять», хлопают в ладоши)

    Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.

    Сосна, стол, парта, лесной, ком.

     Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

    Использование этих упражнений позволяют учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми и проверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность упражнений, многократное обращение к изученным правилам и словарным словам.

    Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

         

       Хочется вспомнить мудрые  слова одного опытного учителя: «Не спешите учить, спешите научить детей учиться». И к обучению орфографии эти слова имеют самое непосредственное отношение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

    Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

    Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

    Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

    «Развитие орфографической зоркости у слабовидящих младших школьников"

    Педагогическая практика подтверждает, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости и запоминания, проявляется в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического ра...

    Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

    1.    Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальной школы.2.    Обучение сознательному пропуску букв как путь к безошибочному письму.3....