Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
опыты и эксперименты на тему

Буурел Оюнмаа Сааяевна

Побробное описание работы со свеми методами и технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_buurel.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день члены жюри!

Описание опыта работы Буурел Оюнмы Сааяевны.

«ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Работая учителем, я пришла к выводу, что проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что учащиеся не видят орфограмму, не умеют применять на практике правила правописания.

Письмо – это вид речи, с помощью которого человек выражает свои мысли. Необходимо, чтобы при письме общение между пишущим и читающим было наиболее точным. В устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, мимика, жесты. В письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография. В начальной школе возможно добиться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли при письме и показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления этой мысли.

Этапы решения орфографических задач

1) Определение места возникновения орфографической задачи. Определение к какой группе правил относится орфограмма. Знание правила является теоретической базой.

2) Применение правила на практике на основе  алгоритма.

3) Различные виды упражнений, позволяющие выработать орфографические навыки.

Развитие орфографической зоркости следует начинать с первого класса. Сначала необходимо познакомить учащихся с признаками, по которым они могли бы обнаруживать орфограммы. Для гласных таким признаком является безударность, для согласных, парных по звонкости – глухости, - положение на конце и в середине слова перед другими согласными.

Обучение орфографии в период обучения грамоте носит пропедевтический характер: учащие практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи.

Задания (игры), которые способствуют наладить пропедевтическую работу по  изучению безударных гласных в период обучения грамоте

«Где ударение?» Учитель называет слова с ударением на разных слогах (речка, стена, ласточка, молоко, собака, урок, дерево), дети поднимают карточку с цифрой – порядковым номером ударного слога.

«Ударение меняет смысл» На доске записываются слова со знаками ударения: хлопок, полки, пропасть, стоит, замок, стрелки, кружки, мука. Нужно изменить место ударения так, чтобы получилось другое слово и объяснить смысл данного слова.

«Сильный – слабый» На доске записаны слова: колено, бегуны, часовой, зимовка, кормушка, деловой, храбрецы, чистота. Детям предлагается обозначить сильную позицию гласного знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.

«Поединок» Играющим вручаются списки слов: стол, сад, пол, лист, мост, винт, глаз, снег, шип, рог. Каждый игрок по очереди читает слово, а «противник» в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

Современные «Азбука» и «Прописи» содержат богатый материал для пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задачи уроков обучения грамоте. В последующих классах эта работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени,  правила правописания изучаются на морфологическом уровне.

Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений и является результатом многократных действий.

Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости

1.  Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее. Например: «за – пишу з с гласной а, т.к. [з]- твердый». Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Такое письмо исключает пропуски букв.

2. Списывание. Обучение списыванию провожу поэтапно.

- Прочитай слово или предложение.

- Найди орфограммы.

- Прочитай орфографически.

- Проговори.

- Запиши (слово или предложение закрыто).

- Проверь. Назови орфограммы (слово или предложение открывается).

3. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. На доске записано предложение: Убегали тропинки кривые по цветущим полям до реки.

- Прочитайте предложение.

- Найдите и докажите орфограммы (работа ведется коллективно).

- Прочитайте орфографически.

Предложение закрывается и учитель диктует его. После записи учащиеся находят и устно доказывают орфограммы (самостоятельно). Затем открывается запись на доске. Дети сравнивают и разбираются ошибки.

Такой вид письма развивает зрительную и слуховую память, мышление, речь, фонематический слух, внимание, орфографическую зоркость.

4. Письмо по памяти развивает память, мышление, речь, внимание, самоконтроль, орфографическую зоркость.

5. Комментированный диктант. Ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма. Обучение детей комментированному письму начинается в период обучения грамоте.

6. Выборочный диктант позволяет за короткое время отработать и закрепить правописание слов (словосочетаний) на изученные правила.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

                                          И.Бунин.

- Выпишите 3 слова с безударной проверяемой гласной в корне. Подберите проверочное слово. Выделите орфограмму.

Такой вид работы исключает возможность механической записи, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов, развивает орфографическую зоркость, способствует согласованности действий при работе в коллективе.

7. Творческие работы. Это самый трудный вид работы, является подготовительным этапом к сочинению, развивает речь, мышление, воображение, обогащает словарный запас учащихся.

- Используя данные слова (словосочетания), составь предложение (текст).

- Запиши предложение, изменяя грамматические формы слов.

- Дополни предложение только второстепенными членами.

- Запиши предложение (текст), исключив лишние слова (заменяя их другими, более удачными).

- Продолжи текст по данному началу или закончи рассказ.

Достичь орфографической грамотности учащихся можно ежедневным упорным трудом. Развивать орфографическую зоркость мне помогают орфографические зарядки (минутки), которые включаю в каждый урок русского языка.

1. Какие буквы «спорят»? Какие «побеждают»?

Сугро (б/п), сне (к/г), заво (д/т), шка (ф,в), рука (ф/в)

2. Прочитайте слова: родник, цепочка, скрипач, садовник, словарь. Что объединяет эти слова? (существительные именительного падежа единственного числа; в каждом слове есть безударная гласная в корне).

Докажите безударную гласную в корне.

Найдите лишнее слово (цепочка, т.к. существительное 1 склонения).

3. При изучении темы «Правописание глаголов 2 лица единственного числа».

Прочитайте слова: разрушаешь, гладят, поменяешь, дружба, расшатаешь, подсчитаешь, надпишешь, накормишь.

Исключите из цепочки лишние слова по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

(дружба -  существительное, а остальные – глаголы;

гладят – глагол мн. числа, а остальные – ед.числа.;

разрушаешь – глагол настоящего времени, а остальные – будущего;

накормишь – глагол имеет окончание –ишь, а остальные – ешь;

поменяешь – приставка оканчивается на гласную букву, а в остальных – на согласную;

подсчитаешь – приставка с безударной гласной о, а в остальных – с а;

расшатаешь – безударная гласная в корне, а в слове надпишешь – нет;

надпишешь – последнее слово в цепочке)

4. Различные группировки.

5. Исправление ошибок в предложении.

Одним из приемов повышения грамотности учащихся считаю развитие орфографической зоркости при работе над ошибками. Работа над ошибками является средством закрепления орфограммы и носит пропедевтический характер. Цель работы над ошибками: объяснить орфограммы, закрепить навыки правописания, дать установку на самостоятельную работу.

Работу над ошибками начинаю с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной работе.

Фронтальная работа над типичными ошибками необходима для усвоения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками по карточке.

В своей работе использую памятку для индивидуальной работы над ошибками.

Орфографическая грамотность – это составляющая часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "«Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников»

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объ...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Формирование орфографического навыка младших школьников при изучении русского языка

Выпускная квалификационная работа по теме: Формирование орфографического навыка младших школьников при изучении русского языка". В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты по данной тем...

"Личная концепция профессионально-педагогической деятельности по формированию каллиграфических навыков младших школьников (обобщение опыта работы)

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и п...