Нейропсихологические приёмы в формировании орфографического навыка младших школьников
презентация к уроку по логопедии

Рудомётова Людмила Сергеевна

Нейропсихологические приёмы в формировании орфографического навыка младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_priyomy.pptx116.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологические п риёмы в формировании о рфографического навыка м ладших школьников Подготовила у читель-логопед Рудомётова Л.С.

Слайд 2

Современные учителя приходят к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда всегда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. Приверженцы нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Что такое нейропсихология? Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

Слайд 3

Как работает нейропсихология? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи . Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Слайд 4

Как понять, что ребенку нужна помощь нейропсихолога ? Мозг — инструмент, качеством которого определяется вся жизнь человека. Если ребенок не может удерживать правила поведения и применять правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но — часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте.

Слайд 5

Признаки нейропсихологических проблем плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться, плохо себя контролирует, медленно читает, неловок в движениях, истощен (нет энергии), плохо спит, пишет буквы зеркально, имеет навязчивые движения, обладает макро- или микропочерком , имеет несформированность межполушарного взаимодействия

Слайд 6

Известно, что грамотность складывается из трёх основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Выделю эти аспекты. Первый из них – нейропсихологический , включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Выделены возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха. Второй аспект – социально – педагогический , в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношения в семье к чтению.

Слайд 7

Третий аспект – психологический , то есть уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого, но все же ведущим является нейропсихологический аспект.

Слайд 8

Зачастую ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из - за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Ведь на самом деле ребёнок, которому не даётся правописание, чувствует себя не так уверенно в жизни. Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать?

Слайд 9

Для продуктивной коррекционной работы нейропсихология и логопедия должны тесно взаимодействовать. Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления: нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций; ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Слайд 10

1. Дыхательные упражнения. дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга. Что делать: • пускать мыльные пузыри; • дуть через соломинку; • дуть на игрушечный флюгер/ ветродуй ; • задувать свечки; • сдувать ватку со стола; • дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой; • самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть; • делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д. В структуре логопедического занятия можно использовать следующие нейропсихологические упражнения:

Слайд 11

Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на стол. Затем логопед предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.

Слайд 12

Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того,чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле. «Силачи» — наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза. «Огонь и лед» — по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело Несколько раз чередовать обе команды.

Слайд 13

Упражнения на р азвитие мелкой моторики. Развитию мелкой моторики рук способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором.

Слайд 14

Развитие межполушарного взаимодействия . Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно. Задания для обеих рук: *письмо букв двумя руками одновременно *письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв *ощупывание фигур, букв двумя руками «Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можноусложнить , добавив между движениями хлопок. « Умные дорожки» , где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке. «Найди такую же цифру, букву , картинку» . «Молоток-пила»

Слайд 15

«Продавец канцелярских товаров» — просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т. д. Развитие пространственных представлений. «Делай как я» — дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу. «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух) . БА – ПА БЯ – ПЯ БО – ПО БЁ – ПЁ БУ – ПУ БЮ – ПЮ БЫ – ПЫ БЕ — ПЕ По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой) . БА – топнуть, ПА – хлопнуть БО – топнуть, ПО – хлопнуть БУ – топнуть, ПУ —хлопнуть .В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.

Слайд 16

Упражнения для формирования произвольного внимания: «Запретное движение» Выбирается запретное движение, например поднятие рук вверх. Дети повторяют все движения за педагогом, кроме запретного. «Капитаны» Дети выполняют движения за педагогом, если была команда «Капитаны». «Запретное число» Выбирается запретная цифра, например 3. Нельзя называть числа, содержащие эту цифру – 13, 23, 33 и т. д. Дети называют числа по кругу, заменяя хлопком запретное число. Игра с хлопками .Перед уроком учитель объявляет: «Если на занятии я хлопну один раз в ладоши, все тоже должны хлопнуть. Если два раза — затопать ногами. Если три раза — крикнуть „Ура“».

Слайд 17

Ребенок должен научиться самостоятельно планировать и контролировать свои действия: выход на прогулку, наведение порядка в комнате, сбор портфеля, выполнение домашнего задания . Развивать концентрацию, наблюдательность и умение анализировать ребёнку помогают игры: шашки, шахматы, «Морской бой ».

Слайд 18

Упражнения на развитие фонематических прцессов «Четвёртый лишний» произносили четко четыре слова, а ребенок должен был выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор.(ком – том – ком – ком ) «Игры с мячами» *На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С левой * Гласный звук- если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх; *Р азделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;

Слайд 19

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи: Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело. Развивается зрительно-моторная координация ( глаз-рука, способность точно направлять движение) Формируется правильное взаимодействие ног и рук. Развивается слуховое и зрительное внимание. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Слайд 20

Р егулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического , психического , эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков в устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

Формирование орфографического навыка младших школьников при изучении русского языка

Выпускная квалификационная работа по теме: Формирование орфографического навыка младших школьников при изучении русского языка". В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты по данной тем...

Нейропсихологические приёмы на логопедических занятиях с младшими школьниками

Нарушения письменной речи разнообразны по многим параметрам.Однако многими учёными признаётся факт того, что нарушения письменной речи не преодолеваются обычными методами обучения, применяемыми в обще...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"...