Программа по внеурочной деятельности "Я умею сам"
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Рожанская Марина Владимировна

Программа «Я умею сам», является частью реализации воспитательной системы «Воспитать человека». Он позволяет сформировать у учащихся представление о цикличности смены времён года, зависимости человека от природных явлений. Программа внеурочной деятельности  предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально- творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_umeyu_sam.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8

с.Спасское






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Говорим о разном»

1 «А» класс

2012/2013 учебный год








Рабочую программу разработала:

Рожанская М. В.

Должность:

учитель начальных классов

Подпись разработчика:

_________________________

2012

Пояснительная записка

Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре. Реализация идеи духовного и творческого развития личности требует пересмотра не только содержательной, но и методической стороны внеурочной деятельности. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  1. формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. развивали бы не просто умения и навыки, а компетенции: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  1. были  нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  2. реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода  положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1. мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

2. планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

3. информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

4. рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

                Актуальность программы: программа «Я умею сам», является частью реализации воспитательной системы «Воспитать человека». Он позволяет сформировать у учащихся представление о цикличности смены времён года, зависимости человека от природных явлений. Программа внеурочной деятельности  предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально- творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

                                 Программа состоит из 4 проектов, которые соответствуют 4 временам года: осень, зима, весна, лето. При реализации проекта  ребёнок знакомится  с творчеством поэтов, художников, музыкантов, развивает собственные индивидуальные способности Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу. Теоретические вопросы сочетаются с проведением практических заданий и экскурсий.

Цели и  задачи:

- развитие интереса к творческой и исследовательской работе;

- привитие навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.

Этапы работы над проектом:

1 этап -  разработка  замысла проекта и план работы.

2 этап - “выполнение проекта в соответствии с замыслом”

3  этап - защита проекта.

4 этап - подведение итогов, рефлексия.

Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на: конкурсах; праздниках; выставках.

Учащиеся должны уметь:

  1. находить источники информации;
  2. извлекать информацию, относящуюся к теме;
  3. планировать работу над проектами;
  4. сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  5. доводить начатое дело до конца.
  6. Занятия проводятся 1 раз в неделю(1 час), всего 33 часа

Виды деятельности:

-работа с различными дополнительными источниками информации (энциклопедии, научно-популярные журналы, школьные учебники, интернет, материалы  музея)

- практическая работа: изготовление поделок, панно, картин, оформление рисованных фильмов,  разучивание песен, игр

- проведение презентаций, концертов, праздников, выставок, конкурсов стихов, рисунков.

                          Предполагаемые результаты реализации программы:

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  о  материальности окружающего мира, этике и эстетике повседневной жизни человека; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

- формирование мотивации учения;

- осознание возможностей самореализации;

- стремление к совершенствованию;

- формирование коммуникативной компетенции;

- толерантное отношение к проявлениям иного мнения;

- готовность отстаивать общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные УУД:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Содержание

Проект 1. «Осенний листопад» - 12 часов

Поисковая деятельность - осенние приметы

Теоретические вопросы: знакомство с творчеством художников, поэтов, писателей, чтение произведений

Практические работы: выполнение флористической картины, сбор природного материала, проведение занятия по изо, конкурс чтецов, проведение праздника по теме проекта;

Проведение экскурии

Завершение проекта – праздник.

 Проект 2.         «Ой ты,  зимушка-зима» - 10 часов

Поисковая деятельность: «Почемучкины вопросы»

Теоретические вопросы :знакомство с творчеством поэтов, художников , музыкантов

Практические работы: изготовление украшений для новогоднего праздника, снежинок, коллективной работы «Русская зима», разучивание песен, колядок, народных игр

Проведение экскурии

Завершение проекта – праздник.

Использование краеведческого материала при подготовке занятий

Проект 3 «Весенний перезвон»- 6 часов

Поисковая деятельность: театры и виды кукол

Теоретические вопросы

Практические работы: изготовление декораций, кукол для кукольного театра, рисование по представлению, отработка движений, работа над выразительностью речи

Завершение проекта – изготовление книжки-раскладушки

Проект 4.  « Лето красное, здравствуй!»  - 5 часа

Поисковая деятельность: «Почемучкины вопросы»

Теоретические вопросы: знакомство с творчеством писателей-натуралистов, местных поэтов.

Практические работы: рисование иллюстраций к стихам местных поэтов, изготовление книжки-малышки, книжки-раскладушки.

Экскурсия 

Завершение проекта – изготовление книжки-малышки, книжки-раскладушки

Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Проект 1. «Осенний листопад»

1

«Вот и осень подоспела»

Экскурсия в лес, сбор природного материала  

2

«Осенние приметы»

«У природы нет плохой погоды»

Сбор информации, работа с дополнительной литературой

Игры « Когда на улице дождь»

3

«Есть в осени первоначальной»

Знакомство с литературными произведениями об осени. Конкурс чтецов

4

«Осенние песни»

Прослушивание музыкальных композиций . Разучивание песен, попевок

5

«Почемучкины вопросы»        

Поиск информации  «Почему осенью листья разноцветные?»

6

«Почемучкины вопросы»        

Поиск информации «Почему звери линяют, а птицы улетают?»

«Кто ложится спать осенью?»

7

«Вот мы взяли краски в руки»

Творчество художников  «Осенние мотивы». Занятие по изо: «Рисую осень»

8

«Как хлеб в наш дом пришёл»

Чтение рассказа К Ушинского. Презентация

9

 « Не от скуки – на все руки»

Коллективная работа по группам. Оформление флористической картины «Осень»

- Правила работы  с природным материалом

- выбор сюжета

- оформление основы

10

  « Не от скуки – на все руки»

Коллективная работа по группам Оформление флористической картины «Осень»

- оформление деталей картины, - выставка работ по теме «Осень»

11

« У тебя мы осень спросим…»

Оформление книги «Осень» (рисунки, стихи, рассказы)

12

« У тебя мы осень спросим…»

Оформление книги «Осень» (рисунки, стихи, рассказы)

Проект 2         «Ой ты,  зимушка-зима»

13

«Под небом голубым»

Зимняя экскурсия, игры  на свежем воздухе (зимние приметы)

14

«Почемучкины вопросы»

Поиск информации  «Почему зимой идёт снег, а летом дождь?»

«Почему снежинки имеют разную форму»

15

«Снежные кружева»

Вырезание снежинок из бумаги

Изготовление украшений для новогоднего праздника

16

«Зимние праздники  на Руси»

Разучивание колядок.

17

«Сокровища бабушкиного сундучка»

Экскурсия в школьный (городской) музей

18

«Почемучкины вопросы»

 «Почему звери линяют, а птицы улетают?»

«Кто спит зимой»

19

«Белые краски зимы»

Знакомство с творчеством художников, музыкантов

Занятие по изо  «Зима»

20

«Зимний калейдоскоп»

Знакомство с творчеством  поэтов. Конкурс чтецов

21

Завершение проекта

 « Не от скуки – на все руки»

Оформление коллективной работы» «рисованное кино», «Русская зима»

- выбор темы;

-изготовление шаблона;

-рисование сюжетов.

22

Завершение проекта

«Не от скуки – на все руки»

Оформление коллективной работы «рисованное кино» «Русская зима»

Проект 3 «Весенний перезвон»

23

«Весна, весна и всё ей радо…»

Работа с дополнительными источниками информации (сбор весенних  примет)

24

«Весна, весна и всё ей радо…»

Прослушивание музыкальных композиций.  Разучивание песен

25

Выразительные средства

Творчество художников  «Весенние  мотивы»

Занятие по изо: «Рисую весну»

26

Выразительные средства

Прослушивание литературных произведений о весне. Конкурс чтецов

27

«Почемучкины вопросы»

Работа с дополнительными источниками информации, ответы на вопросы :

«Какие птицы перелётные? Что делают звери весной? Как листочки появляются?»

28

Завершение проекта

«Не от скуки – на все руки»

Оформление коллективной работы книжки-раскладушки «Весенние перевёртыши»

Проект 4  «Лето красное,  здравствуй»

29

 Экскурсия в природу

Наблюдение за птицами, насекомыми, сезонными изменениями в природе

30

«Почемучкины вопросы»

 Знакомство с творчеством Е Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки

Работа с дополнительными источниками информации, ответы на вопросы :

«У кого дом лучше, хвост длиннее, самые чуткие уши, длинный язык»

31

«Пробую перо»

Знакомство с творчеством поэтов о лете

Игра «Сочини рифму»

32

«Весёлая кисточка»

Рисование  летних иллюстраций

33

«Не от скуки на все руки»

Изготовление книжки – малышки, книжки – раскладушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности «Умей-ка»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа общекультурного воспитания и развития опирается на следующие ценности: социальная  ...

Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс

Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно -эстетического направление) «Умей-ка»

Рабочая программапо  внеурочной деятельности (художественно -эстетическое направление) «Умей-ка»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное  направление)ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"

Рабочая программа "Как хорошо уметь читать" реализует художественную направленность во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно связана с предметом "Л...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Знай, умей, здоровей!» 1 класс

Содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья: соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  развитие основных физических качеств, организация и проведение со ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» (Курс проводится в рамках реализации регионального проекта PROчтение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» составлена на основе авторской программы Щербаковой О.Н «Юный читатель» ...


 

Комментарии

Рожанская Марина Владимировна

Программа состоит из 4 проектов, которые соответствуют 4 временам года: осень, зима, весна, лето. При реализации проекта ребёнок знакомится с творчеством поэтов, художников, музыкантов, развивает собственные индивидуальные способности