"Олимпийские и паралимпийские ценности"
план-конспект урока по теме

Шерер Евгения Константиновна

Урок - презентация для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_2014.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

учитель начальных классов  Е.К.Шерер 


1Урок-презентация " Олимпийские и паралимпийские ценности

1I. Цели урока:

  • изучение основных событий возникновения Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения;
  • воспитание интереса (формирование знаний об истории) к истории возникновения Олимпийских игр;
  • повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди учащихся;
  • выявление творческих способностей учащихся и расширение их кругозора;
  • расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх.

Ход урока

Слайд №2.

Эпиграф к уроку:

“Нет ничего благороднее солнца, 
дающего столько света и тепла.
Такт и люди прославляют те состязания, 
величественнее которых нет ничего, - 
Олимпийские игры.”
Пиндар
 

Слайд № 3-5.

1. Актуализация информации об Олимпийских играх.

В начале урока задайте общие вопросы об Олимпийских и Паралимпийских играх:

Что вам известно об Олимпийских играх?

С чем, прежде всего, связывают понятие «Олимпийские игры»?

Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские?

- Что вы знаете о Паралимпийских играх?

Что значит «Паралимпийские»?

Кто смотрел по телевизору, как проходят Паралимпийские игры? Что запомнилось?

  - Через сколько лет у нас будут проводиться Игры?

  - В каком классе вы будете?

  -  Какая эмблема у Олимпийских игр? Что она символизирует?

(Пять колец, символизирующих пять континентов)

  -  Какая эмблема у Паралимпийских игр? Что она символизирует?

(Три агитоса (agitos = «я двигаюсь» на латыни), символизирующие тело, несломленный дух и разум. Агитосы раскрашены в три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира.)

2. Легенды о возникновении Олимпийских игр.

Слово учителя: Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Древние греки создали множество прекрасных легенд, рассказывающих о том, как появились Олимпийские игры.

Слайд № 6

Сообщение учащегося:

Самой популярной в древности была легенда о том, что Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды.  После победы собрал Геракл войско и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.

Слайд № 7-9

Слово учителя: Другая легенда утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.

Сообщение учащегося: Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, после того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом.

Сообщение учащегося: Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее, который похитил огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометей и – состязания бегунов с горящими факелами.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

3. Организация и программы Олимпийских игр.

Слово учителя: Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.

Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством памятников, строительство которых восходит к первой половине II тысячелетия до н.э. Там находились такие спортивные сооружения, как Палестра, Гимнасий и Олимпийский стадион.

 Сведения о первых Олимпийских играх не сохранились. Наиболее ранние достоверные данные относятся к 776 г. до н.эры, когда была введена нумерация Олимпиад (четырехлетних периодов между двумя следовавшими друг за другом олимпийскими играми).

В олимпийских состязаниях участвовали только свободнорожденные греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это права. Не участвовали в соревнованиях и женщины. Атлеты выступали на Играх как посланцы определенных государств, и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял. Руководили Играми элладоники (судьи), избиравшиеся из числа граждан Элиды за год до начала Игр.

Кратко охарактеризуем основные виды состязаний, которые включались в программу Олимпийских игр.

Бег – один из самых древних видов состязаний.

Пентатлон (пятиборье) – состязание, состоящее из пяти видов атлетики – прыжок, метание диска, бег, метание копья, борьба.

Прыжки в длину, как и бег, были одним из простейших видов состязаний, которые напоминали человеку о значении умения преодолевать препятствия

Метание диска являлось видом состязаний, которое не имело прямой связи с военной или трудовой практикой. В дальнейшем метание диска стало одним из видов пятиборья.

Метание копья – вид состязаний, навыки в котором были непосредственно связаны с жизнью людей, особенно воинов и охотников. Обычно проводились состязания по двум видам метания копья: метание на расстояние и метание в цель.

Борьба входила в пятиборье, а также была отдельным видом состязаний.

Стрельба из лука. Как оружие лук мало ценился древними греками, и только с IV в. до н.э. стрельба из лука начала приобретать все большую популярность. Этому способствовали и регулярно проводимые показательные выступления воинов. В дальнейшем стрельбу из лука включили в систему физической и военной подготовки юношей.

Кулачный бой. Первые сведения о нем как о виде состязания мы находим у Гомера. Считается, что основателем кулачного боя и его покровителем

один или два пальца. Иногда судья мог дать кратковременный отдых.

Фехтование. В отличие от современного фехтования в Древней Греции применялись тяжелые виды оружия: копье, спада и др. Поэтому во время выступления атлеты были вынуждены для защиты от ударов облачаться в специальную форму – шлем, панцирь и латы. Применялись также щиты различной формы.

Соревнования на колесницах проводились на ипподроме – ровной довольно широкой и открытой площадке, ограниченной столбами, указывающими место старта, финиша и разворота колесниц.

Панкратион – древнегреческий вид спорта, сочетавший борьбу и кулачный бой.

Состязания факельщиков. В церемонии открытия соревнований принимали участие атлеты, несущие зажженные факелы.

Игры первых 24 Олимпиад (684 – 116 гг. до н.э.) включали 6 видов соревнований и проводились в течение одного дня.

Начиная с Игр 25-й Олимпиады, в программу которых были включены соревнования на колесницах, состязания уже стали проводить в течение двух дней.

Когда программа Олимпийских игр расширилась, и к соревнованиям допустили молодежь, все торжества и состязания были распределены по трем дням.

 Постепенно количество видов состязаний было доведено до 20 (468 г. до н.э.), а их продолжительность до 5 дней.

  • Первый день: день открытия Олимпиады. Церемония открытия была проста, но величественна. Четырежды звучала труба и извещалось о начале состязаний. Участники состязаний давали клятву Зевсу Олимпийскому, что не допустят нечестных приемов борьбы, будут соблюдать регламент Олимпиады. Затем начинался парад участников. Во время парада глашатай сообщал зрителям некоторые данные о спортсменах (имя, местность, откуда он прибыл, чем занимается и др.). Заканчивался первый день Олимпиады приношением жертв богам.
  • Второй день: состязания молодежи – бег, прыжки, метание короткого копья в цель и на расстояние, метание диска, кулачные бои.
  • Третий день: большой день Олимпиады – соревнования для взрослых по этим же видам спорта.
  • Четвертый день: состязания на колесницах, которые являлись самым элитарным видом соревнований; в тот же день проводились соревнования вооруженных атлетов в беге.
  • Пятый день: определение победителей, награждение и исполнение песен в честь победителей.

Программа Олимпийских игр не являлась стабильной, и в различные периоды истории олимпийского движения в Древней Греции изменялись не только количество и виды соревнований, но и последовательность их распределения по дням. Однако общая схема проведения олимпийских соревнований оставалась постоянной.

За несколько месяцев до начала Игр специальные послы – спондофоры извещали правителей древнегреческих государств и областей о времени проведения очередной Олимпиады и объявляли период всеобщего мира в Элладе. Участники будущих состязаний и их тренеры приезжали на месяц раньше для ознакомления с местностью и продолжения подготовки. Проведение Игр в Олимпии благоприятно влияло на ее экономический и культурный расцвет (появлялись новые торговые заведения, гостиницы, приезжие из многих уголков Древней Греции широко обменивались культурными и спортивными достижениями).

Слайд № 10

4. Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр.

Сообщение учащегося: Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 

Слайд № 11-15

5. Возрождение Олимпийских игр.

Игры проводились и после подчинения греческих земель Риму. Однако в IV в. н. э. в 394 г. римский император Феодосии I усмотрел в Олимпийских играх языческие обряды, которые не соответствовали канонам насильственно насаждаемой им христианской религии, и запретил проведение Игр.

С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры.

Возрождение современных Олимпийских игр связано с именем выдающегося французского общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена (1863-1937).

В начале 19 века спорт получил в Европе всеобщее признание, и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера де Кубертена: “Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!”, нашел должный отклик во многих странах.

Слайд № 16-17

- Сколько олимпийских зимних видов спорта?

По классификации МОК существует всего 7 олимпийских зимних видов спорта:

 лыжный спорт, конькобежный спорт, санный спорт, бобслей, биатлон, хоккей на льду,керлинг.

Это соответствует числу международных федераций. В свою очередь, лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды (всего их 15). В России более распространена другая классификация – 15 видов

спорта, которые соответствуют 15 названиям на слайде.

- Может ли изменяться количество видов спорта, включенных в Игры?

Да, количество видов спорта постоянно растет. Так, в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд.

- Что вы знаете о фристайле? О шорт-треке? О сноуборде?

- Сколько паралимпийских зимних видов спорта?

Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта: биатлон, горные лыжи, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.

- Что вы знаете о паралимпийском биатлоне?

Слайд № 18-20

Обратите внимание учеников на талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр:

Каждые Олимпийские и Паралимпийские игры имеют свои талисманы. Медвежонок Миша Олимпиады-80, пекинские веселые талисманы в виде рыбки, панды, антилопы, ласточки и олимпийского огонька – это то, что видит и запоминает весь мир.

 Олимпийские талисманы способствуют повышению интереса и привлечению внимания к конкретным Играм, у каждых Игр они разные.

Талисманы Игр в Сочи выбирали всей страной. Сначала прошел конкурс идей Талисманов. Из работ, поданных на конкурс, жюри выбрало самые интересные и оригинальные. Эти идеи потом доработали профессиональные дизайнеры и художники-мультипликаторы. Выбор талисманов состоялся 26 февраля 2011 года в прямом эфире на Первом канале. В голосовании приняло участие более 1 млн. человек.

Талисманами Олимпийских игр в Сочи стали: Зайка, Белый Мишка и Леопард.

Талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка – они были выбраны чемпионами-паралимпийцами.

ВОПРОСЫ:

  • Какими видами спорта вы увлекаетесь?
  • Чем хотели бы заниматься? Почему?
  • Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?
  • Какие соревнования проводятся у вас в школе? Принимали ли вы в них участие?Когда? В каких?
  • Какие качества вам потребовалось проявить в ходе соревнований?

Слайд №21-22

Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов?

Смелость

Слайд №23-24

Учитель показывает картинку с изображением чемпиона Паралимпийских игр в Афинах Оскара Писториуса и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпиона.

Яркий пример преодоления барьеров и достижения равенства продемонстрировал южноафиканский бегун-спринтер, паралимпийский чемпион Оскар Писториус. Спортсмен с ампутацией обеих ног, использующий специальные протезы, смог добиться

впечатляющих успехов наравне со спортсменами без инвалидности. Оскару Писториусу удалось не только принять участие в соревнованиях для спортсменов без инвалидности, но и завоевать право выступать на Олимпийских играх в Лондоне. История жизни Оскара Писториуса – история исчезновения барьеров, олицетворение идеи равенства людей с инвалидностью и без не только в спорте, но в жизни в целом.

Паралимпийский спорт призван стирать границы и барьеры между людьми с инвалидностью и без инвалидности.

- Какую ценность символизирует пример

Оскара Писториуса?

Равенство

Слайд №25-26

Учитель показывает картинку с изображением паралимпийской чемпионки игр в Пекине Олеси Владыкиной и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпионки.

После тяжелой травмы Олеся потеряла руку, но не оставила спорт. Всего за полгода научилась плавать по-новому. Целенаправленно и планомерно она осваивала новую технику и на Паралимпийских играх в Пекине завоевала золотую медаль.

- Какое качество помогло Олесе Владыкиной научиться плавать по-новому и, в конце концов, установить мировой паралимпийский рекорд?

Решимость

Слайд №27-28

Учитель показывает картинку с изображением призера Чемпионата Мира по биатлону Ивана Гончарова и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя спортсмена.

Пример российского спортсмена Ивана Гончарова не может не вдохновлять. Иван подавал большие надежды в санном спорте. В 2003 году на тренировочном заезде в Красноярске 18-летний спортсмен попал в тяжелую аварию, после которой чудом выжил. Несмотря на то, что из-за полученных травм ему ампутировали ногу, Иван не бросил спорт и начал заниматься лыжными гонками и легкой атлетикой. В 2010 году

в составе сборной России Иван принял участие в Паралимпийских играх в Ванкувере. На Чемпионате Мира по биатлону 2011 года в Ханты-Мансийске Иван Гончаров стал серебряным и бронзовым призером.

- Какое чувство испытывают тысячи зрителей, когда наблюдают за соревнованиями спортсменов-паралимпийцев?

Вдохновение

Слайд №29-30

 Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности Паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган

«Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!»

Слайд №31-33

6. Обобщение полученной информации

Учитель подводит итог урока:

Игры – это не просто спорт, а олимпийские и паралимпийские ценности применимы не только к спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство – это хорошо, или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решимости никому еще не повредило. Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, окружающим миром и другими людьми.

7. Домашнее задание:

Распределите детей на 7 групп. Каждая группа получает задание нарисовать ту или иную ценность Олимпийского и Паралимпийского движения (можно вместе с родителями)

Выясните, когда и на каких Играх появился первый официальный талисман.

Кто это был?

Расскажите о вашем любимом талисмане


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по внедрению олимпийского и паралимпийского образования в МБОУ СОШ № 1 на 2011-2014 учебный год.

В данной публикации приведён образец примерного плана по внедрению в школе олимпийского и паралимпийского образования....

Сценарная разработка Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2 класса Тема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»

Сценарная разработка  Всекубанского классного  часа«Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2  классаТема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»Тип: Игра-путешествие.Цель:-...

Олимпийские и паралимпийские игры

Познакомить с историей Олимпийских и Паралимпийских игр;Развивать интерес к спорту, здоровому образу жизниВоспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению Олимпийских  и Пара...

Классный час "Ценности олимпийского и паралимпийского движения"

18 апреля 2014 года в школе проходил республиканский семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. В рамках семинара мною был проведен классный час "Ценности олимпийского и паралимп...

Символика Олимпийских и Паралимпийских игр Сочи-2014

Мультимедийная презентация содержит в себе обзор символики Олимпийских игр Сочи-2014...

Олимпийский урок. Паралимпийские игры

Олимпийский урок. Паралимпийские игры...