Разработка урока "Права человека".
план-конспект урока (2 класс) по теме

Пырикова Елена Алексеевна

 

     Материал данного урока знакомит учащихся с Всеобщей декларацией прав человека. Урок содержит занимательный материал, учащиеся в мини группах проводят исследовательскую работу, учатся отстаивать свою точку зрения, грамотно вести дискуссию, на уроке разыгрываются и анализируются проблемные ситуации. Материал урока способствует воспитанию правовой культуры, чувства справедливости, создает условия для формирования общечеловеческих норм общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prava_cheloveka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. DOC

                                  Урок познания мира. Тема: «Права человека» (2 класс).

                                                                                                                                                                         

Цель: 1. формировать представление о «Всеобщей декларации прав человека», познакомить    

               учащихся с конкретными статьями.

            2. способствовать развитию мышления, умения грамотно выражать свои мысли, вести  

                дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

            3. способствовать воспитанию правовой культуры, чувства справедливости, создавать  

               условия для понимания учащимися своих прав и обязанностей.

 

Оборудование: учебник «Познания мира», текст «Всеобщей  декларации прав человека»,

                            иллюстрации к сказкам, карточки для работы в группах.

Ход урока:

  1. Организационный момент урока.

     а) Исполняется гимн РФ.

     б) На фоне музыки учитель читает стихотворение:

          Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит
.

  1. Активизация знаний.
  • Как называется страна, в которой мы с вами живём?
  • Сейчас я попрошу вас ответить на вопрос: «Что вы можете рассказать о стране, в которой мы с вами живём?»
  • Докажите, что Россия свободное и независимое государство.
  • Почему к городу Москве у нас особое отношение?
  • Каждое государство живёт по своим законам. Как называется книга, в которой записаны законы страны?
  • В Конституции записаны права и обязанности граждан страны. Дайте лексическое толкование слова право.

Право- совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил,

             которые регулируют отношения между людьми.

   

      3. Целеполагание.

      Учитель: Попробуйте предположить: о чём пойдёт речь на уроке?

     Дети: На уроке будем говорить о правах людей.

    Учитель: Совершенно верно. На уроке будем знакомиться с документом, где записаны права человека – с Всеобщей декларацией прав человека.

  1. Работа по изучению темы урока.

а) Словарная работа.

Учитель: Знакомо ли вам значение слова декларация?

                  Как можно узнать лексическое значение этого слова?

Учащиеся работают со словарями, находят и зачитывают значение слова декларация.

Декларация – название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь

                         нужных сведений.

     б) Устный рассказ учителя о декларации: когда, где, с какой целью была принята декларация.

     в) Чтение статьи учебника (с.111).

     г) Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека (на партах у учащихся лежат отпечатанные тексты).

Учитель: Чем Декларация отличается от Конституции?

Дети: В Конституции записаны права и обязанности. В Декларации записаны только права.

                                         

                                           На доске помещаются опорные схемы:

                     

                          Конституция                                                              Декларация

               права                   обязанности                                                 права

  1. Физминутка (Используется здоровьесберегающая технология).

Учитель: А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку  

                  релаксации.

  1. Работа в группах.

Каждая группа получает иллюстрацию к сказке и карточку с заданиями.

                         

                                     Карточка с заданиями для 1 группы.

            По мотивам сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

  1. Выбери право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
  • право на жизнь;
  • право на получение образования;
  • право на владение имуществом.
  1. Скажи, чьи права были нарушены в этой сказке.

                                     

                                   Карточка с заданиями для 2 группы.

                                      По мотивам сказки «Лиса и заяц».

  1. Выбери право, нарушение которого изображено на рисунке:
  • право на жизнь;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на труд;
  • право на справедливый суд.
  1. Скажи, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права.

 

                                               

                                                Карточка с заданиями для 3 группы.

                                       По мотивам сказки «Лягушка-путешественница».

  1. выбери право, которым воспользовалась лягушка:
  • право на свободное передвижение;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на образование;
  • право на труд.
  1. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижения:
  • в пределах болота;
  • в пределах страны;
  • без ограничений.

                                 После обсуждения заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Каждая группа подготовила выступление. Внимательно послушайте и скажите: о каких правах идёт речь?

                                                   Дети показывают инсценировки.

1 группа.  Я шагаю в первый раз,

                   Ну, конечно, в первый класс.

                   И, поверьте мне, друзья,

                   Это школа моя!

2 группа.  Ну а я студент-дипломник,

                  Скоро буду я историк.

                   И поверьте мне, друзья,

                   Я окончил эту школу!

3 группа.  Ну а я бабушка студента,

                   Ныне я пенсионерка.

                   И поверьте мне, друзья,

                   Я училась тоже в этой школе!

                   Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Совершенно верно. В выступлениях говорилось о праве на образование, на свободный выбор профессии, о праве на отдых и социальное обеспечение пожилых людей.

6. Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже».

Каждая группа инсценирует ситуации, после чего происходит анализ показанных ситуаций.

1 ситуация. Командир: Ваня, ты сегодня дежурный. Останься, пожалуйста, вымой доску,  

                                          полей цветы.

                      Ваня: Аскар, не имеешь права! Конвенцией ребёнка труд детей запрещён!

2 ситуация. Максим: Мадина! Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

                      Мадина: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

3 ситуация. Мария Ивановна: Коля, ты уже который понедельник не готов к информатике!

                      Коля: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Учитель: Что хорошо усвоили ребята? (Права)

                  Что хуже знают ? (Обязанности)

                   Чтобы ликвидировать этот пробел, поработаем над проектами документов для  

                   нашего класса: 1 группа – Кодекс класса;   2 группа – Обязанности ученика;

                   3 группа – Декларация 2 «В» класса.

   Проекты «документов» смотри в приложении. Учащиеся работают в группах, редактируют предложенные проекты документов , после чего заслушиваются выступления каждой группы.

Учитель: К чему приведёт соблюдение этих правил?

                  Сформулируйте вывод: для чего нужна Всеобщая декларация прав человека?

                  Прочитайте вывод  в учебнике (с.112)

  1. Итог урока. Обобщение. Рефлексия.
  • С чем познакомились на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Чем Конституция отличается от Декларации?
  • Какое задание было наиболее интересным?
  • Оцените свою работу на уроке: «5» - красная карточка, «4» - зелёная, «3» - жёлтая.

  1. Домашнее задание: прочитать статью учебника с.111-112; заполнить анкету.

                                             

                                                               Анкета.

  1. Какие права ты имеешь, как ученик? ______________________
  2. Что ты обязан делать как ученик? _________________________
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?____________________________________________
  4. Что такое право?_________________________________________
  5. Что такое обязанности?___________________________________
  6. Зачем придумали права людей и обязанности?_______________

                                                       

                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                    

1 группа

                                                         Обязанности ученика

  • добросовестно учить                                                                                                  
  • беречь только своё имущество
  • соблюдать этику поведения
  • соблюдать школьный режим
  • беречь школьное имущество
  • беречь своё здоровье и здоровье окружающих
  • соблюдать правила поведения
  • соблюдать чистоту и порядок
  • слушаться только тех учителей, которые преподают в твоём классе
  • беречь только своё здоровье

Задание: обсудить в группе и отметить те пункты, с которыми вы согласны.

2 группа

                                                      Декларация 2 «В» класса

             Каждый ученик имеет право

                           Никто не должен

Задание: обсудить в группе и заполнить таблицу.

3 группа

                                                      Кодекс класса (проект)

  • каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо
  • в классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности
  • все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений
  • в классе должен быть вожак, которому все должны подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе
  • каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени
  • в классе у каждого должно быть прозвище, ведь так интереснее жить
  • все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи
  • наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас всё общее, можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась
  • никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу
  • веди себя хорошо только в школе, а после уроков можешь шалить и баловаться
  • содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства
  • следить за чистотой только на своей парте, остальное – уберёт дежурный

Задание: обсудить в группе и отметить те пункты, с которыми вы согласны.

                                                                                                                               Пырикова Е. А.

                                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                         НОУ СОШ «Живоносный Источник»

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Методическая разработка игры "Человек без друзей, что дерево без корней"

Методическая разработка материала для учителей начальной школы. Анализ исследования....

Разработка урока ИЗО на тему «Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия» в 6 классе

Конспект урока с презентацией на тему "Понимание красоты человека в русском искусстве"...

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....