Отчёт по ведению курса ОРКСЭ
материал (4 класс) по теме

Федотова Ольга Константиновна

Краткий анализ ведения курса ОРКСЭ модуль Светская этика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля

«Основы светской этики»

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

 Второй год я веду  новый предмет «Основы религиозных культур и  светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». На  родительском собрании родителям  было предложено  курсом  на выбор шесть модулей:  основы православной культуры,

                                основы исламской культуры,

                                основы буддийской культуры,

                                основы иудейской культуры,

                                основы мировых религиозных культур.

Родители выбрали модуль «Основы светской этики».

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании   и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Данный выбор нас порадовал, потому что курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед нами стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

        Если сравнивать тематику мероприятий по нравственному воспитанию в начальной школе и содержание нового курса, то увидим следующее:

Темы классных часов

Темы по курсу основы светской этики

Я – гражданин

С чего начинается Родина

Государственная символика

Россия родина моя.

Уроки мужества

Школьный этикет

Правила этикета

Научились мы дружить, веселее стало жить!

Спеши творить добро!

У воспитанных ребят все дела идут на лад!

Семь «Я» в одном доме

Мама- лучшая на свете.

Россия – наша Родина

Защитники Отечества

Вежливость,

Добро и зло,

Дружба.

Род и семья – исток нравственных отношений,

 Семейные праздники,

 Семейные традиции,

Сердце матери

     

Наблюдается общность и преемственность тем, единство целей и задач:

  • Воспитание патриотизма.
  • Воспитание  уважительного отношения к родному краю.
  • Формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии.
  • Формирование понятия  «добро» и «зло».
  • Углубление понятий о дружбе и её проявлениях.
  • Развитие понятий  семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Одна из главных черт современного человека- толерантность.  Модуль «Светская этика» учат  любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют, развивает  у детей терпимое  отношение  к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.

Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.

        На уроках этики я знакомлю детей с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать, не объясняю материал доступный для понимания. Ребёнку  приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы  о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников, мультипликационные фильмы.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Этот курс помогает классным руководителям  вести  планомерную работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.

Темы, поднятые в курсе «Светская этика», проходят и через другие предметы.Так, на уроках по изобразительной деятельности дети рисовали Государственный флаг России, дома было предложено нарисовать герб семьи. А на уроках музыки дети разучивают  Гимн нашей Родины.На уроках по окружающему миру обращаю внимание на то, что Отчизна наша богата лесами, полезными ископаемыми, мы используем их в своей повседневной жизни,и должны бережно относится к окружающей нас природе. Стараюсь донести до ребят, что  каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И, конечно, темы, поднятые на уроках нового курса, подкрепляются на уроках литературного чтения. Ребята дают характеристику героям произведений, высказывают своё отношение к их поступкам, анализируют, делают выводы.

Дети учатся оперировать нравственными понятиями, выполняя различные задания. Например, изучая тему:  «Добродетель и порок» отвечают на следующие вопросы:

  • Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Какие качества главных героев вы назвали бы добродетельными, а какие порочными? Объясните почему?
  • Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».
  • Назовите порочные поступки мачех и их родных дочерей из этих же сказок.
  • Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Получается, что об одном и том же  мы говорим не раз и не два, а на многих  предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения,  формируют и развивают ребёнка как личность, обладающую  теми полезными качествами, которые ей(личности)  необходимы для жизни в обществе.  Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.

Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» способствуют этому. При этом крайне необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность морали и нравственности, их повседневное участие в нашей жизни, тем самым подкрепляя основные цели и задачи курса, приводя примеры из жизни, потому что именно таким способом, на мой взгляд, мы сможем донести до учеников, что изложенные в учебнике основы нравственности и морали, оказывается, окружают нас в обычной         жизни и применяемы каждым из нас каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта ведения курса ОПК в начальной школе

Первые шаги ведения курса Основы Православной культуры учителями начальных классов....

Используемая литература по курсу "Особенности и методика курса ОРКСЭ"

Приводится список литературы, которая была использована при написании курса. Учителя могут использовать её при подготовки к урокам....

Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".

Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные  сказки. Проводится связь с общечеловече...

ФГОС и ведение курса ОРКСЭ

о работе по ФГОС и ведению курса ОРКСЭ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Отчёт о преподавании курса ОРКСЭ в начальной школе

Отчёт о преподавании курса ОРКСЭ в  начальной школе с учетом  возрастно-психологических закономерностей   и особенностей развития  школьников младшего возраста....