Отчёт о преподавании курса ОРКСЭ в начальной школе
статья по орксэ на тему

Отчёт о преподавании курса ОРКСЭ в  начальной школе с учетом  возрастно-психологических закономерностей   и особенностей развития  школьников младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт

о преподавании курса ОРКСЭ в МКОУ «Перегрёбинская СОШ №1»

2017-2018 учебный год

ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.

Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.

Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.

МЛАДШИЙ  ШКОЛЬНИК ( 7 – 10 лет ) - блаженный  возраст ( правильный возраст – ребенок  усваивает  нормы нравственного поведения, у детей типический опыт, развивается познавательный  интерес. Поэтому на изучение курса ОРКСЭ

выбран возраст детей обучающихся в 4 классе.  

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет.   Вопрос остается в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности.  

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от нашей педагогической грамотности, разнообразии применяемых методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности.

Курс ОРКСЭ  введен в нашей школе с 2012- 2013 учебного года, как и во всех школах Октябрьского района,  в 4 классах в форме шести модулей. Родителям учащихся каждый год предлагается на выбор изучение любого модуля. На родительском собрании учитель знакомит родителей со всеми шестью модулями, но делает акцент на то, что  комплексный учебный курс  «Основы религиозных культур и светской этики» преподается в школе на данный момент по двум учебникам.

Первый учебник  «Основы религиозных культур народов России» автора А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова. Учебник входит в новую систему учебников для 4-х летней начальной школы. Он даёт учащимся самые общие представления о возникновении развитии традиционных религий России, их нравственном идеале, обычаях и обрядах. В книги раскрывается общность для всех религии, сущность представлений о добре и зле, показывается особая роль христианства (православия) в истории России. Этот учебник наша школа апробировала в 2016-2017 учебном году. По результатам опроса учителей и учащихся 4 классов получили следующие результаты: учебник сложный, рассчитан на детей с высоким интеллектуальным уровнем. Полезен для развития общего кругозора детей. Многие понятия трудные, исторические факты не осознаны, детьми не запоминаются. При подготовке к урокам не смогли найти методических рекомендаций для учителя, в сети – интернет конкретная информация отсутствует.

Второй учебник «Основы светской этики» учителя начальной школы используют успешно в работе в течение последних двух лет. Он предполагает изучение духовно-нравственной культуры и знакомит учеников  с основными нормами нравственности, дает первичное представление о морали. Тексты и иллюстрации красочные в учебнике доступны для понимания и глубокого осознания детьми, соответствуют возрасту.  Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. Учащиеся  выясняют, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие, мужество, терпение, правда, истина  и ложь, и многое другое.  

  Нравственное воспитание осуществляется на занятиях ОРКСЭ в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности, которые  способствует  формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Учителя начальной школы используют моральное убеждение, как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

Моральное воспитание осуществляется в тесном  единстве основной  учебной  деятельности и внеурочной в форме общения на  классных часах, в беседах, на мероприятиях  и в художественно - эстетической  деятельности.

Таким образом, воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур народов России и светской этики» мы  направляем на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это в нашей школе преследует общую цель: нравственное воспитание   школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе, в классе  и семье.

Следовательно, нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.

  Руководитель МО  Гилева Н.В.