ОТВЕЧАЯ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
статья на тему

Мартынова Марина Васильевна

                         Инклюзивное образование  -  термин, пока еще мало распространенный среди  широкой общественности. Но жизненная практика, само время  предъявили к  процессам  развития  обычной образовательной  школы требования  открытости и доступности,  возможности  обучения для всех детей, в том числе и для тех, кто имеет особые потребности  и нужды (происходит от  фр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon martynova_1.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                          ОТВЕЧАЯ  НА  ВЫЗОВЫ  ВРЕМЕНИ

Инклюзивное образование: первые шаги, задачи и перспективы

                                  МАРИНА МАРТЫНОВА,

учитель начальных классов  ГБОУ СО школа № 276,

учитель-логопед

Статья 5, пункт 5, 1). Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции      нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.           Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ

   Инклюзивное образование  -  термин, пока еще мало распространенный среди  широкой общественности. Но жизненная практика, само время  предъявили к  процессам  развития  обычной образовательной  школы требования  открытости и доступности,  возможности  обучения для всех детей, в том числе и для тех, кто имеет особые потребности  и нужды (происходит от  фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю).

   Среди учеников нашей школы  привлекает внимание одна девочка. На переменах она всегда окружена детьми, они смеются, о чем-то оживленно говорят. Словом дети, как дети,  если не считать, что девочка  - в инвалидной коляске. Каждое утро ее привозит, прикатывает мама, она же ее и забирает. Семья живет рядом со школой.

   Три года назад  родители  вряд ли решились бы отдать дочь в нашу школу. В старом здании, где мы находились, не под силу было бы преодолевать крутые лестницы, узкие коридоры и переходы. Сегодня таких проблем нет. Новое трехэтажное здание  и оснащено по-современному. Начиная с  пологого пандуса при входе, оно доступно всем: имеется лифт, повсюду   широкие двери,    классные комнаты просторны, хорошо освещены, обеспечены  электронными приборами. Что немаловажно,  предусмотрены  специальные кабины в местах общего пользования – спортзале, бассейне, туалетах.

    Все это облегчает жизнь и учебу маленького мужественного  человека в инвалидной коляске.

                                                       - 2 -

    Таких детей много,  и число их не сокращается. По статистике, в нашем мегаполисе более 13 тысяч  детей с ограниченными возможностями здоровья.  По новому закону «Об образовании»  общая  школа уже вскоре  будет работать с ними, готовить их к жизни, создавать условия для выявления их способностей и талантов. Это говорит о том, что нас ждут большие перемены, как профессиональные, так и психологические.

   Позвольте поделиться некоторыми размышлениями по этому поводу. Они основаны на изучении материалов в интернет ресурсе и некоторых собственных наблюдениях, основанных на длительной  практике в качестве учителя – логопеда.

   По мнению матери упомянутой девочки в коляске, дети доброжелательно приняли ее дочь  в свой круг. Ей норовят помочь, готовы и с «ветерком» прокатить по коридору, не обижают и не сюсюкают, словом, она «своя», как они, только бегать не может. Дети готовы учиться с «особыми» сверстниками, во всяком случае,  в данном классе. По социологическому опросу, проведенному среди московских подростков, на это согласны лишь 46 процентов респондентов. А если бы опрашивали педагогов, какую  картину  получили бы мы?  Даже если в классе один особый ребенок, от учителя потребуется особый такт,  иная методика, иной настрой.    

   Нам, педагогам,  предстоит самим во многом переучиться.    Инклюзивное образование стремится развить методологию, исключительно направленную на детей и провозглашающую незыблемое кредо о том,  что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование  предусматривает разработку более гибких подходов к преподаванию и обучению, более полное удовлетворение   различных потребностей в обучении. Безусловно, изменятся темпы преподавания и объемы преподнесения знаний – дети по-разному будут воспринимать информацию. Если преподавание и обучение станут более совместимыми, более  эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование,  выиграют все,   не только дети с особыми потребностями.

   Международный  опыт выделяет восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;

                                           - 3 -

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

   С этими правилами трудно не согласиться. Проработав более десяти лет в речевых классах, я нашла свой «золотой ключик» к этим весьма нелегким детям: хочешь им успеха, формируй вокруг себя группы поддержки, привлекай родителей,  родственников и друзей. Все вместе, командой мы вытаскивали, выпрямляли детей, оделяли их чудом  - правильной, четкой речью. Из неуверенных, беспомощных, порой косноязычных в первых классах   они превращались в замечательных говорунов к концу начальной школы.  Никто из них не испортил показатели в средних классах, а  некоторые к выпуску из школы  вышли в лидеры. Школьные, районные, городские конкурсы, соревнования, олимпиады не обходятся без учеников, своевременно получивших  логопедическую коррекцию. Стоит отметить, что такие дети вырастают настоящими тружениками –  с семи лет им приходится  много работать над собой,  над  преодолением особенностей  своего развития. Общение с ними приносит и другим неоценимое благо – от них так и веет верой в лучшее,  стремлением добиться своего. «Мои» учащиеся старших классов почти ежедневно навещают  младших.  Они участвуют вместе с малышами в спектаклях, инсценировках, концертах, не подозревая, что тоже дают  наглядный урок действенности логопедического обучения.

  Сегодня в нашей школе №276 Красносельского района, много лет специализировавшейся на работе речевых классов, произошла реорганизация. Создан  логопедический пункт.  Идет первый учебный год, еще многое не устоялось. Но мы вправе считать себя  не полными новичками в продвижении инклюзивного образования.  

   Постановка вопроса о создании в России системы инклюзивного образования является исключительно важной.  Разве можно считать  нормой, что в XXI  веке тысячи детей-инвалидов остаются без образования, имея все основания  стать полноценными членами общества? По большому счету инклюзив  — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на

                                                       - 4 -

исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь,  каким бы ни было  физическое состояние.

    Готово ли наше общество на практике воплощать эти идеи? Говоря обыденным языком, как окружающий мир  относится к   людям, обделенным здоровьем?  От того, как формируется социум, как в нем воспринимается человек с ограниченными возможностями, как он вписывается в общество и какое  место в нем занимает, зависит,  ни много ни мало,  духовное состояние и здоровье самого общества. С этой точки зрения успешное  и полное введение инклюзивного образования возможно лишь в здоровой нравственной среде. Но процесс  -  взаимозависимый. Существование инклюзивного образования, в свою очередь, укрепит  нравственное здоровье общества.

    В этом плане перед современной Россией стоит немало проблем. Еще совсем недавно, несколько десятилетий назад мы делали вид, что таких людей нет, их не существует. Функционировали некие организации, которым полагалось выполнять обязанности, связанные с инвалидами, но в «свет» они не выходили, не могли, не было и  условий. Существовал огромный дефицит на любые предметы, оборудование, приспособления, призванные облегчать  их существование. О какой общей школе вести речь, если, допустим, на инвалидные коляски или слуховые аппараты очередь не двигалась годами? Нынче, конечно, обстановка изменилась к лучшему. Но спрошу вас, вы часто встречаете в Петербурге автобусы с выдвижными платформами для въезда-выезда инвалидных колясок? Не часто. А то и вообще не встречали.  Наша школа постоянно вывозит детей на всевозможные экскурсии.  Упомянутая девочка лишена этой программы.  

   Новый закон «Об образовании», вступивший в силу в январе 2013 года,  нам всем еще предстоит изучить, чтобы всесторонне понять, в какой школе мы будем работать. Но ясно одно: в документ впервые  включено понятие инклюзивного образования. Можно предполагать, что предстоит гигантская реконструкция как материальной, так и методологической  базы.  Из официальных источников известно, что уже  к 2015 году число общеобразовательных школ, где будут учиться дети с ОВЗ, более чем утроится. Считается, что сейчас их 300, в Москве – около сотни, у нас значительно меньше (обозначено 3!?). Запланировано направить на финансовую поддержку 9 млрд. рублей (данные из интервью члена комитета по образованию Госдумы).

                                                        - 5 -

 

 Мировое сообщество также сравнительно недавно, по существу только с начала 90-х годов  ( так называемая «Джомтьенская декларация»)  сделало вопрос об инклюзивном образовании по настоящему актуальным. Оно стало рассматриваться как основополагающий элемент образования для всех, вызывая необходимость реструктуризации систем воспитания и образования в соответствие с потребностями всех учеников.

     Можно ожидать, что наша педагогическая наука окажет нам, практикам, всестороннюю помощь. Как известно, в 2009 году создан Институт проблем инклюзивного образования. По данным Министерства образования и науки модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в 13 субъектах  России, в том числе и Ленинградской области  и С.-Петербурге. Надо полагать, скоро станет поступать больше конкретной информации об этих непростых процессах.

    Пока же нам остается по-прежнему выполнять свою гуманную миссию с терпением, добросовестностью и верой в лучшее.

   

 

Использованная литература:

  1. Текст закона «Об образовании в Российской Федерации»,

 №273 –ФЗ от 29.12.2012 г.

  1. Д.В. Зайцев «Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями» (Интернет ресурс, информационно-аналитический портал);
  2. Н.П. Малофеев  «Интегрированное обучение в России»Интернет-ресурс).
  3. «Возможность инклюзивного образования в интергративном классе общеобразовательной школы» (Режим доступа http;//mamadirektor).

МАРТЫНОВА

Марина Васильевна,

Тел. 89112467055;

e-mail: marvas1961@mail.ru