ПРОГРАММА КУРСА «Я УЧУСЬ УЧИТСЯ»
рабочая программа (4 класс) по теме

Пояснительная записка

Программа курса "Я учусь учится" обеспечивает регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных результатов обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Цель программы: развитие у обучающихся умения учиться как первого шага к самообразованию и саморазвитию.

Задачи программы:

·        научить обучающихся способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, коррекция, оценка);

·        показать практические методы работы с текстом, способы решения проектных и исследовательских задач;

·        формировать ИКТ-компетентность обучающихся посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов.

Программа рассчитана на один год обучения: 34 часа в год в 4 или 5 классах (1 час в неделю). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.

Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса. Разработанная программа будет направлена на оптимизацию общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми обучающимися.

В результате освоения данной программы обучающиеся получат дальнейшее развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действии, ИКТ-компетентности, которые составляют психолого-педагогическую и инструментальную основу формирования способностей  и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. Сформируют способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе ее сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на методическом совете МБОУ «Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской области»

Протокол №2 от 10.12.2012

______________

/Смык В.В./

Утверждено на заседании муниципального экспертного совета Управления образования администрации Шебекинского района

Протокол № __ от__________

______________

/                        /

ПРОГРАММА КУРСА

 «Я УЧУСЬ УЧИТСЯ»

Авторы:

заместитель директора по УВР Бахина М.А.,

учителя начальных классов Гащенко В.М., Сухоиванова О.В., Шаханина Л.И.,

учитель информатики Афанасова Л.В.

2012 год


Пояснительная записка

Программа курса "Я учусь учится" обеспечивает регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных результатов обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Цель программы: развитие у обучающихся умения учиться как первого шага к самообразованию и саморазвитию.

Задачи программы:

  • научить обучающихся способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, коррекция, оценка);
  • показать практические методы работы с текстом, способы решения проектных и исследовательских задач;
  • формировать ИКТ-компетентность обучающихся посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов.

Программа рассчитана на один год обучения: 34 часа в год в 4 или 5 классах (1 час в неделю). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 

Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса. Разработанная программа будет направлена на оптимизацию общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми обучающимися.

В результате освоения данной программы обучающиеся получат дальнейшее развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действии, ИКТ-компетентности, которые составляют психолого-педагогическую и инструментальную основу формирования способностей  и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. Сформируют способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе ее сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Тематический план

Название модуля

Количество часов

1

Особенности проектной и исследовательской деятельности

9

2

Чтение. Работа с текстом

11

3

Информационные технологии

14

Итого:

34


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование модулей и занятий

УУД

Модуль  «Особенности проектной и исследовательской деятельности» (9 часов)

1

1

Вводная часть. Формулирование учебной задачи

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2

2

Планирование решения учебной задачи. Построение алгоритма действий.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана;

Коммуникативные: принимать разные точки зрения и отстаивать свою.

3

3

Оценивание приводимых способов действий (прогнозирование результата)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:  умение находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; оценивать правильность выбора языковых средств устного общения.

4

4

Умение различать способы и результаты действий

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

5

5

Проведение сравнения, классификации по заданным критериям

Познавательные:  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий.

6

6

Овладение рядом общих приёмов решения задач.

Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

7

7

Осуществление пошагового контроля по результату учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату.

8

8

Осуществление  самоанализа и самооценки при выполнении учебных заданий

Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий; усвоение нравственных норм. Понимание своего духовного роста.

9

9

Защита проекта, исследования.

Коммуникативные: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы, управление поведением своего партнера (коррекция, оценка)

Модуль «Чтение. Работа с текстом» (11 часов)

10

1

Вводная часть. Поиск информации и понимание прочитанного текста.

Регулятивные:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя, ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Познавательные: отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; находить нужную информацию в библиотеке в различных источниках информации, размышлять над прочитанным.

11

2

Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на смысловые части, составление плана текста.

Регулятивные:   планировать работу с текстом, выбирать виды деятельности, определять последовательность событий.

Познавательные: составлять план, развивать речь, мышление, навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту.

12

3

Использование различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое.

Регулятивные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.  Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Познавательные: читать вслух и про себя тексты учебников,  других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

13

4

Понимание текста, в соответствии с жанром, структурой и выразительными средствами.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Познавательные:  читать вслух и про себя тексты  художественных и научно-популярных книг,  определять смысл произведения.

14

5

Чтение информации, представленной разными способами: словесным; в виде таблицы, схемы, диаграммы.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

15

6

Работа со словарями и энциклопедиями.

Регулятивные:  вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.

Познавательные:  ориентироваться в словарях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;  пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения;  объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

16

7

Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; находить нужную информацию по заданной теме.

Коммуникативные:  участвовать в работе пары и группы.

17

8

Формулирование несложных выводов, сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

Регулятивные:  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Коммуникативные:  умение полно и точно выражать свои мысли, адекватно воспринимать оценку своей работы.

18

9

Составление отзыва о прочитанном  тексте (аннотации).

Регулятивные: осознавать этапы организации учебной работы.

Познавательные:  составлять отзывы к прочитанному тексту; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале.

19

10

Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте.

Коммуникативные:  участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений;  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Регулятивные:  планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок, оценивать свои достижения.

20

11

Учебный диалог как средство обсуждения прочитанного или прослушанного текста.

Коммуникативные:  выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, грамотно формулировать вопросы.

Модуль «Информационные технологии» (14 часов)

21

1

Вводная часть. Основы гигиены работы с компьютером.

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу и осознавать этапы организации учебной работы

Коммуникативные:  использовать различные речевые средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств  и впечатлений

22

2

Создание системы папок для хранения личной информации на компьютере.

Регулятивные:  составлять план действий по решению проблемы (задачи), выполнение учебной деятельности в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Коммуникативные:  сотрудничать с учителем и сверстниками

23

3

Ввод и сохранение на  компьютере звуковой, фото, видео информации  с использованием различных технических устройств.

Регулятивные:  понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы.

Коммуникативные:  принимать участие в работе парами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства.

24

4

Компьютерный набор текста на различных языках.

Регулятивные:  самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные:  задавать вопросы для организации собственной деятельности.

25

5

Создание изображений на компьютере. Сканирование рисунков и текста.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:  свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях.

26

6

Подбор оптимального по содержанию, эстетическим  параметрам и техническому качеству результата видеозаписи и фотографирования, с использованием сменных носителей (флэш-карт).

Регулятивные:  понимать смысл различных учебных задач, вносить в них  коррективы.

Коммуникативные:  корректировать различные мнения в сотрудничестве и делать выводы.

27

7

Обработка аудиовизуальной и числовой информации об объекте или процессе  с помощью инструментов ИКТ

Регулятивные:  самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные:  допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера.

28

8

Редактирование текста, изображений, видео- и аудиозаписей.

Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные:  адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности

29

9

Использование основных функций стандартного текстового редактора

Регулятивные:  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные:  аргументировать свою точку зрения и координировать ее с позиции партнера.

30

10

Поиск информации в цифровых словарях, справочниках, Интернете. Поиск информации внутри компьютера.

Регулятивные:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации.

Коммуникативные:  умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм,  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

31

11

Создание и представление презентаций  аудитории.

Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

Коммуникативные:  умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения.

32

12

Создание диаграмм, новых изображений из готовых фрагментов (аппликация).

Регулятивные:  проявлять сознательную инициативу, действовать самостоятельно при решении проблемных ситуаций

Коммуникативные:  умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива.

33

13

Создание движущейся модели и управление ею с помощью компьютера.

Регулятивные:  умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках.

Коммуникативные:  адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.

34

14

Составление простых алгоритмов для исполнителя и их реализация.

Регулятивные:  формирование алгоритмического мышления - умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

Коммуникативные:  умение определять наиболее рациональную последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.


Содержание курса

Модуль «Особенности проектной и исследовательской деятельности» – 9 часов

Проведение занятий по приобретению обучающимися специальных знаний,  умений и навыков проектно-исследовательского поиска. Определение темы и целей проекта и исследования  на основе учебной ситуации. Получение дополнительной информации. Определение результатов. Вживание в ситуацию. Принятие в составе группы (или самостоятельно) решения по поводу темы (подтем) проекта и исследования, и аргументирование своего выбора. Анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта, личностное присвоение проблемы. Разбивка на группы.  Распределение ролей в группе.  Формулирование (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цели проекта. Планирование работы. Продумывание результата  групповой или индивидуальной деятельности на данном этапе. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. Поиск, сбор, систематизация  и анализ информации. Выполнение запланированных действий самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Консультация с учителем (экспертом). Осуществление промежуточных обсуждений полученных данных в группах. Выбор формы презентации. Подготовка материалов к презентации. Проведение оценки (самооценки) результатов данного этапа работы. Принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Самостоятельное проведение и оформление исследований и творческих проектов. Участие в коллективном анализе проекта, оценивание своей роли. Анализ выполненных проектов, выяснение причины успехов, неудач. Проведение анализа достижений поставленной цели. Осуществление защиты проекта. Ответы на вопросы слушателей. Демонстрация: понимания проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу, найденного способа решения проблемы. Рефлексия деятельности и результата. Выступление в качестве эксперта, высказывание критических замечаний (при презентации других групп обучающихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского и проектного обучения. Использование таких форм работы, как консультации для обучающихся, для родителей, научные конференции, презентация и защита исследовательских работ и творческих проектов.

Модуль «Чтение. Работа с текстом» - 11 часов

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, а также образного, логического и эмоционального начал. Упражнение в работе с текстом, поиск необходимой информации, ее систематизация, соотношение применительно к фактам, событиям. Деление текста на части и подбор заголовков к каждому из них. Установление смысловых связей между частями текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, прогнозирование содержания по началу, составление плана, выборочный пересказ. Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению; Умение определять задачу чтения — что,  и с какой целью читается, рассказывается, сообщается.  Умение находить  средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических. Работа над развитием внимания, выбор вида чтения в соответствии с поставленной  целью. Умение ориентироваться в литературоведческих понятиях. Работа над содержанием текста, расширение кругозора обучающихся. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей текста. Работа над развитием умений самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки. Работа над содержанием текста; объяснение непонятных слов по ходу чтения и с параллельным уточнением значения малоизвестных слов. Работа над развитием логического мышления, умением делать выводы; упражнение в осмысленном, правильном, выразительном чтении; работа над развитием воображения. Аргументирование своей позиции с привлечением текста произведения; воспитание нравственных качеств; отработка умения пересказывать эпизод или часть произведения в свободной или в заданной учителем форме. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составление на нее каталожной карточки.  Передача содержания в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; обобщение сведений, выводов, проведение сравнений на различном текстовом материале. Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении; работа над развитием творческих способностей. Участие в диалоге при обсуждении текста; работа над правильностью и выразительностью чтения.    Самостоятельный выбор книги на определенную тему;  чтение детской периодики; использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.)

Модуль «Информационные технологии» – 14 часов

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения цифровых данных. Ввод информации в компьютер с фото- и видеокамеры. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Клавиатурное письмо. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов. Рисование на графическом планшете.

Обработка и поиск информации. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флэш-карт). Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Редактирование текста, фотоизображений и их цепочек (слайд-шоу), видео- и аудиозаписей. Основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работа в простом текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический контроль. Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.

Создание, представление и передача сообщений. Создание текстового сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видеокамеры, цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация). Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах.

Планирование деятельности, управление и организация. Планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

Методические рекомендации

Модуль «Особенности проектной и исследовательской деятельности» – 9 часов

1.Формулирование учебной задачи

Определение темы и целей проекта  на основе учебной ситуации. Получение дополнительной информации. Определение своих результатов.

2. Планирование решения учебной задачи. Построение алгоритма действий.

Вживание в ситуацию. Принятие в составе группы (или самостоятельно) решения по поводу темы (подтем) проекта и аргументирование своего выбора. Анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулирование (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цели проекта.

3. Оценивание приводимых способов действий (прогнозирование результата)

Разбивка на группы.  Распределение ролей в группе. Планирование работы. Продумывание продукта групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

4. Умение различать способы и результаты действий

Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

5. Проведение сравнения, классификации по заданным критериям

Поиск, сбор, систематизация  и анализ информации. Выполнение запланированных действий самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Консультация с учителем (экспертом).

6. Овладение рядом общих приёмов решения задач.

Осуществление промежуточных обсуждений полученных данных в группах. Выбор формы презентации. Подготовка материалов к презентации.

7. Осуществление пошагового контроля по результату учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Проведение оценки (самооценки) результатов данного этапа работы. Принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

8. Осуществление  самоанализа и самооценки при выполнении учебных заданий

Оформление проекта, изготовление продукта. Участие в коллективном анализе проекта, оценивание своей роли. Анализ выполненных проектов, выяснение причины успехов, неудач. Проведение анализа достижений поставленной цели.

9. Защита проекта, исследования.

Осуществление защиты проекта. Ответы на вопросы слушателей. Демонстрация: понимания проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу, найденного способа решения проблемы. Рефлексия деятельности и результата. Выступление в качестве эксперта, высказывание критических замечаний (при презентации других групп учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Модуль «Чтение. Работа с текстом» - 11 часов

1. Поиск информации и понимание прочитанного.

Упражнение в работе с текстом, поиск необходимой информации, ее систематизация, соотношение применительно к фактам, событиям.

2. Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на смысловые части, составление плана текста.

Деление текста на части и подбор заголовков к  каждой из них, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, прогнозирование содержания по началу, составление плана, выборочный пересказ.

3. Использование различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое.

Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению; работа над развитием внимания; выбор вида чтения в соответствии с поставленной  целью.

4. Понимание текста, в соответствии с жанром, структурой и выразительными средствами.

Работа над содержанием текста, расширение кругозора учащихся; различие жанров произведений.

5. Чтение информации, представленной разными способами: словесным, в виде таблицы, схемами, диаграммами.

Работа над развитием умений самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки.

6. Работа со словарями и энциклопедиями.

Работа над содержанием текста; объяснение непонятных слов по ходу чтения и с параллельным уточнением значения малоизвестных слов в словаре или энциклопедии.

7. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Работа над развитием логического мышления, умением делать выводы; упражнение в осмысленном, правильном, выразительном чтении; работа над развитием воображения.

8. Формулирование несложных выводов, сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

Аргументирование своей позиции с привлечением текста произведения; воспитание нравственных качеств; отработка умения пересказывать эпизод или часть произведения в свободной или в заданной учителем форме.

9. Составление отзыва о прочитанном (аннотации)

Составление отзыва к прочитанному тексту; передача содержания в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; обобщение сведений, выводов, проведение сравнений на различном текстовом материале.

10. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении; работа над развитием воображения, творческих способностей

11. Учебный диалог как средство обсуждения прочитанного или прослушанного текста.

Участие в диалоге при обсуждении текста; работа над правильностью и выразительностью чтения.

Модуль «Информационные технологии» - 14 часов

1. Основы гигиены работы с компьютером.

Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений.

2. Создание системы папок для хранения личной информации на компьютере.

Представление о файле и папке. Правила выбора имен для файла и папки. Создание папок на компьютере. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, переименование файлов и папок.

3. Ввод и сохранение на компьютере звуковой, фото, видео информации с использованием различных технических устройств.

Формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира. Освоение практических способов сбора различных видов информации. Ввод информации в компьютер с фото- и видеокамеры.

4. Компьютерный набор текста на различных языках.

Клавиатурное письмо. Назначение клавиш. Раскладка клавиатуры. Работа с клавиатурным тренажером. Способы исправления ошибок в тексте. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов. Приобретения навыков набора текста и самоконтроля за грамотностью.

5. Создание изображений на компьютере. Сканирование рисунков и текста.

Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом и рисунком. Знакомство с простым графическим редактором изображений. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Рисование на графическом планшете. Создание творческих графических работ.

6. Подбор оптимального по содержанию, эстетическим  параметрам и техническому качеству результата видеозаписи и фотографирования, с использованием сменных носителей (флэш-карт).

Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флэш-карт).

7. Обработка аудиовизуальной и числовой информации об объекте или процессе, с помощью инструментов ИКТ

Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видеокамеры, цифровых датчиков.

8. Редактирование текста, изображений, видео- и аудиозаписей (информационных объектов)

Редактирование текста, фотоизображений и их цепочек (слайд-шоу), видео- и аудиозаписей. Изменение порядка изложения, удаление отдельных информационных объектов,  замена объектов, добавление новой информации.

9. Использование основных функций стандартного текстового редактора.

Работа в простом текстовом редакторе. Создание текстового сообщения. Знакомство с основными правилами оформления текста, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов относительно знаков препинания, использование абзацного отступа. Полуавтоматический орфографический контроль. Сохранение текста.

10. Поиск информации в цифровых словарях, справочниках, Интернете. Поиск информации внутри компьютера.

Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.

11. Создание и проведение презентаций  аудитории.

Презентация как письменное и устное сообщение. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах.

12. Создание диаграмм, новых изображений из готовых фрагментов (аппликация).

Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с таблицами и диаграммами. Приобретение навыков работы с таблицами и диаграммами. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).

13. Создание движущиеся модели и управлять ими с помощью компьютера.

Понятие о моделировании. Исполнитель. Команда. Программа. Планирование и проведение исследований моделей объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ.

14. Составление простых алгоритмов для исполнителя и их реализация.

Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

Ожидаемые результаты освоения курса

Модуль «Особенности проектной и исследовательской деятельности»

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Модуль «Чтение. Работа с текстом»

Выпускник научится:

  • определять тему и главную мысль текста, делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Модуль «Информационные технологии»

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
  • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке;
  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения.

Литература

  1. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. Планируемые результаты начального общего образования. - М: Просвещение, 2011.
  2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М: Просвещение, 2011.
  3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2011.
  4. Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. - М: Просвещение, 2011.
  5. А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др. Проектные задачи в начальной школе. - М: Просвещение, 2011.
  6. М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. - М: Просвещение, 2011.
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Составитель Е.С. Савинов. - М: Просвещение, 2011.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. - М: Просвещение, 2012.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М: Просвещение, 2011
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М: Просвещение, 2011.
  11. Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. - М: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»

Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.Яз...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся писать красиво"

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,метапредметных и предметных результатов.В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального госуд...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"

Рабочая программа составлена по курсу "Учусь творчески мыслить .Авторы Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей...

Программа курса внеурочной деятельности «Учусь оценивать свои успехи» (Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин) 1 класс

Программа составлена на основе авторской программы Р. Г. Чураковой и А. М. Соломатина "Учусь оценивать свои успехи" для 1-ого класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся учиться"

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить» составлена на основе программы «Учусь творчески мыслить» авторов Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей...