Мастер- класс
методическая разработка (3 класс) на тему

Сценарий мастер-класса с муниципального конкурса "Учитель года 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер- класс18.95 КБ

Предварительный просмотр:

        Сегодня я хочу поговорить с вами о необычных вещах. Что вы знаете о диаграмме Ишикавы  или схеме    

« Фишбоун». Тогда начнем все по порядку.

« Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить»,- писал Томас Эдисон.

      В течение трех последних  учебных лет я активно использую в своей работе технологию работы в малых группах. Особенностью  которой является направленность на формирование умений работать в группе - сообща.      Данная технология предлагает систему методических приемов, которые могут быть успешно использованы на уроках. Сегодня я вам хочу показать один из таких приемов.

Давайте вспомним: Что такое текст?

    Молодцы.  Любой текст, несет в себе какую либо информацию. Задача педагога научить ребенка работать с текстом, находить нужную информацию и интерпретировать её – это современное требование ФГОС. Работая в группе эта задача решается быстрее и лучше.

 В 1960-х годах  прошлого  века  педагог из Японии Каору Ишикава изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей в тексте и этот метод, впоследствии получил название  – диаграмма Ишикавы.

     Еще эту диаграмму называют «диаграммой рыбного скелета» или схема «Фишбоун».

Порядок работы по схеме «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
1. В первом треугольнике, «голове»   записывают формулировку проблемы.
2. Путем анализа источников  выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения – это тело рыбы.
3. Путем анализа  «причины-аргументы» учащиеся формулируются  выводы, который записывается в «хвосте».

Группы вы получаите задания,  мы ждем от вас результатов.

Задание для групп.

Перед вами текст Л. Толстого «Белка и волк» (текст не читаем)

  «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

  Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы  там вверху всё играете и прыгаете.

  Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя.

  Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем»

Задание  1 группа.  По схеме «Фишбоун» укажите основную проблему текста ,причины и аргументы, того ,что волк злой. Сформулируйте вывод.

Задание  2 группа.  По схеме «Фишбоун» укажите основную проблему текста ,причины и аргументы, того,  что белка добрая. Сформулируйте вывод.

Работа с залом

Составьте  пословицы.

О чем они?  (Добро и зло)

Сформулируйте проблему? – (отношение  добро и зло).

По каким причинам в русских народных сказках добро побеждает зло.(

Укажите аргументы, что добро побеждает зло. (У добра всегда есть друзья, а у зла нет поддержки; речка с кисельными берегами, яблонька в сказке «гуси-лебеди». Добро всегда сильнее)

Сформулируйте вывод о взаимоотношениях добра и зла. (Это единство и борьба противоположностей. Это как черное и белое, как две стороны одной медали. Добро и зло не могут существовать по отдельности. Помните Льва Толстого «Ибо пока на свете существует зло добро всегда будет побеждать»)

Афиширование (представление)

Группы закончили свою работу и готовы продемонстрировать свой результат.

1 группа

2 группа

Спасибо коллегам за работу.

Скажите какие чувства вы испытали, работая по данной схеме?

Возможно ли её применение на других уроках?

Вывод

     Использование схемы «Фишбоун» позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые факты. Я представила вам схему в упрощенном варианте. При этом, технология работы со схемой «Фишбоун» может варьироваться.  Таким образом, благодаря схеме «Фишбоун» мы получили опорный конспект, научились выделять события и их причины, делать выводы и работать в группе.
   Этот прием является и средством контроля за сформированностью навыков работы с текстом, за умением его структурировать, анализировать и обобщать.

      Я надеюсь вы запомнили, что такое диаграмма Ишикавы или схема «Фишбоун»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...