Главные вкладки

    Диагностика навыков смыслового чтения
    статья (3 класс) по теме

    Пономарева Татьяна Николаевна

     

    В статье представлены критерии оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса. Приведены примеры текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О.учителя

    Пономарева Татьяна Николаевна

    Должность

    Учитель начальных классов

    Место работы

    Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 63» города Перми

    Название материалов, предмет

    Разработка критериев оценивания сформированности навыков смыслового чтения

    Для какого класса предназначены

    3 класс

    При изучении какой темы (тем) используются

    Универсальные  

    1. Обоснование актуальности темы

    Согласно требованиям стандарта второго поколения в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа «Чтение: работа с информацией (с текстом)». В рамках данного направления предполагается формирование и развитие у обучающихся основ читательской грамотности, которая заключается не только в усовершенствовании техники чтения, но и в приобретении первичных навыков работы с информацией (текстом). В результате выпускники начальной школы смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Таким образом, в начальном обучении детей важным становится не только формирование навыков чтения, но и обеспечение возможностей школьников для развития умений работать с информацией, находить и оценивать полученные данные и применять их в жизненных ситуациях. Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в обучении современного школьника.

    Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения:

    – умение осмысливать цели чтения;

    – умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

    – умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

    – умение определять основную и второстепенную информацию;

    – умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

    – умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

    В связи с этим становится актуальной диагностика уровня сформированности указанных умений и навыков у младших школьников. Для этого необходима разработка критериев оценивания данных умений.

    1. Цель создания материалов

    Представление критериев оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса и примеров текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».

    1. Механизмы применения материалов

    Вид деятельности

    Сроки

    1

    Представление учителем текстов с заданиями

    В начале недели учащимся для самостоятельной работы выдается один для всех одинаковый текст и задания к этому тексту.

    Перед учащимися ставится задача – прочитать текст и выполнить к нему задания.

    2

    Самостоятельная работа учащихся с текстом

    4 дня

    3

    Сдача текстов на проверку учителю

    В конце учебной недели

    4

    Проверка текстов учителем, критериальное оценивание работ всех учащихся

    На проверку и оценивание работ по предложенным критериям у учителя один день

    5

    Заполнение диагностических таблиц по работам каждого ученика

    Еще 1 день учителю необходим для того, чтобы заполнить индивидуальные диагностические таблицы по работам каждого ученика

    6

    Перевод баллов в систему уровневой оценки.

    Каждая работа учащихся оценивается по представленным критериям в баллах, затем определяется уровень сформированности навыков смыслового чтения у каждого учащегося: высокий, средний и низкий. Максимальное количество баллов за каждый текст – 22. Для определения уровня рекомендуется руководствоваться следующей таблицей:

    Тестовый балл

    Уровни овладения навыками смыслового чтения

    22-20

    Высокий

    19-13

    Средний

    Ниже 13

    Низкий

    Одновременно с заполнением диагностических таблиц.

    Благодаря системе уровневой оценки у учителя появляется возможность отследить у учащихся класса динамику развития уровня сформированности навыков смыслового чтения как важной составляющей метапредметных результатов обучения

    7

    Анализ, обсуждение выполненных работ с учащимися

    Проводится на занятие (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности

    8

    Контрольные срезы

    1 раз в четверть

    9

    Представление материалов диагностики на родительских собраниях

    1 раз в четверть

    1. Диагностические материалы

    1. Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения

    Группы метапредметных результатов

    Критерии

    Показатель критерия

    Балл  

    1

    Поиск информации и понимание прочитанного

    Умение определять тему и главную мысль текста

    Определил и записал тему и главную мысль текста

    2

    Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

    1

    Не записал тему и главную мысль текста

    0

    Умение составлять план текста

    Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

    2

    Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

    1

    Не составил план

    0

    Умение восстанавливать последовательность событий

    Последовательность событий не нарушена

    2

    Допустил ошибку в последовательности двух событий

    1

    Последовательность событий нарушена

    0

    Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

    Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

    2

    Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

    1

    Ответ не соответствует содержанию текста

    0

    Умение определять тип, стиль текста

    Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки

    2

    Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки

    1

    Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста

    0

    Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки

    1

    Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок

    0

    2

    Преобразование и интерпретация информации

    Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст  

    Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

    2

    Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

    1

    Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

    0

    3

    Оценка информации

    Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

    Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

    2

    Высказал свое отношение  на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

    1

    Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений

    0

    4.2 Таблица для оценивания результатов работ учащегося  третьего класса

    Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося

    Группы метапредметных результатов

    Критерии

    Номера текстов в последовательности их выполнения

    Контрольный срез

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Контрольный срез

    8

    9

    10

    Поиск информации и понимание прочитанного

    Умение определять тему и главную мысль текста

    1

    1

    0

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    Умение составлять план текста

    0

    1

    2

    1

    1

    2

    Умение восстанавливать последовательность событий

    1

    1

    2

    1

    2

    Умение отвечать на вопросы по содержанию текста  

    7

    9

    10

    8

    12

    9

    8

    10

    8

    7

    10

    10

    Умение определять тип, стиль текста

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    2

    2

    1

    Преобразование и  интерпретация

    информации

    Умение формулировать несложные выводы

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст  

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    Оценка

    информации

    Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    Итого баллов:

    14

    15

    15

    15

    20

    19

    16

    19

    18

    16

    21

    20

    Уровень:

    средн

    с

    с

    с

    в

    с

    с

    с

    средн

    с

    в

    в

    1. Возможности использования представленных материалов

    Представленные диагностические материалы могут быть использованы учителями начальной школы. Основным критерием применимости и результативности представленных материалов является их ранжирование и конкретность.

    1. Возможные риски и пути их преодоления

    Неприятие педагогами проведения длительной и трудоемкой работы по анализу и обработке результатов работы с текстом (т.е. нежелание проводить такой вид проверки) может быть решаемо за счет ограничения объема диагностической работы проведением контрольных срезов 1-2 раза в четверть.

    Приложение

    Примеры заданий к тексту и анализа результатов работ детей

    в соответствии с критериями оценивания

    Следует отметить, что при оценивании работ ответы учащихся в таблицу не сводятся. В данном случае они приведены только для наглядности.

    Задание 1. Прочитай текст.

    Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнезда. Бобры могут перегрызать даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.

    В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке – капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Ее длина всего около семи сантиметров.

    (По материалам энциклопедии

    «Хочу все знать»)

    Задание к тексту

    Варианты ответов учащихся

    Оценка по критериям

    1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

    Это научный текст, в нем есть точные данные о грызунах. Это информация из энциклопедии.

    2

    Научный текст

    1

    Художественный

    0

    1. Какова тема текста, определи главную мысль текста.

    Тема – грызуны. Автор знакомит нас с многообразием отряда грызунов

    2

    Текст о грызунах

    1

    0

    1. Отметь рисунки животных, которые относятся к грызунам, и подтверди ответ информацией из текста.

    Бобры могут перегрызать деревья. В число грызунов входят также мыши, крысы, белки.

    2

    Отмечены на картинке знаком «+» белка, мышь, бобр

    1

    Отмечены на картинке знаком «+» мышь, бобр, заяц

    0

    1. Заполни таблицу, используя слова текста

    (часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – самый маленький грызун, ее длина всего около семи сантиметров.

    2

    (часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – это грызун.

    1

    (часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – живет на полях, ест пшеницу.

    0


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

    Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

    формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

    Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

    Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

    Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

    «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

    Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

    Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

    О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...

    Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

    Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

    Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

    Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....