Главные вкладки

    «Родной язык – что ни звук, то подарок!»
    методическая разработка на тему

    Кудасова Ольга Александровна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodnoy_yazyk_-_chto_ni_zvuk_to_podarok.docx286.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка внеурочной деятельности

    «Родной язык – что ни звук, то подарок!»

    C:\Users\Андрей\Desktop\DSCN3509.jpg

    Цели:

    - способствовать развитию интереса к изучению русского языка; 

    - воспитывать уважение к родному языку; 
    - привлечь внимание к живому слову;

    - обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике;

    - формировать положительную мотивацию к школьной деятельности;

    - способствовать развитию творческих способностей и навыков работы в группе;

    - способствовать воспитанию патриотических чувств, понятий и убеждений любви к Родине и родному языку;

    -совместно с семьей воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям инновационных, экономических, общественных задач построения гражданского демократического общества;

    -создать положительную эмоциональную и продуктивную среду общения между детьми, родителями и педагогом.

    «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками» 

    Иван Сергеевич Тургенев

    Ход мероприятия

    Звучит песня «Чему учат в школе»

    Ученики и родители читают стихотворение (С. Абулла)

    1 Если ты хочешь судьбу перестроить,

    Если ты ищешь отрады родник,

    Если нуждаешься в твердой опоре –

    Выучи русский язык!

    2 Он твой наставник великий, могучий,

     Он переводчик, он проводник.

    Если штурмуешь познания кручи –

    Выучи русский язык!

    3 Горького зоркость, бескрайность Толстого,

    Пушкинской лирики чистый родник.

    Блещут зеркальностью русского слова.

    Выучи русский язык!

    4 Мир разобщенных безрадостно тесен,

    Спаянных мир необъятно велик.

    Сын  мой, работай, будь людям полезен.

    Выучи русский язык!

    Учитель:

    Учиться всегда интереснее вместе! Поэтому я приглашаю принять активное участие и детей и родителей! Две команды («Язык – Клад», «Язык – Инструмент»)

    Учитель:

    33 родных сестрицы

    Писаных красавицы,

    На одной живут странице

    И по всюду славятся.

    Сами к нам они спешат

    Славные сестрицы.

    Очень просим всех ребят с ними подружиться!

    (выходят дети в костюмах букв)

    F:\фото\Все фотографии\DSCN3513.jpg

    Учитель:

    Что такое? Ураган или буря промчалась?

    Такое еще никогда не случалось!

    Ученики:

    Здесь были лентяи,

    Над нами смеялись.

    Элементы у нас все поломались.

    Все перевернули вверх дном!

    Если б только вы знали,

    Какой был красивый наш дом.

    Учитель:

    Ваши ранки подживут,

    А дом построим вам вот тут!

    Ну ка буквы не ленись

    Бойко в ряд все становись.

    1 задание

    Ученики и родители строятся в алфавитном порядке.

    Учитель:

    Что такое алфавит?

    Вам, конечно, он известен.

    Буква в нем всегда стоит

    На своем особом месте.

    Учим, учим назубок

    Алфавит мы дружно,

    Чтобы он найти помог

    В словарях, что нужно.

    Учитель:

    Азбука от А до Я, смирно!

    Гласные здесь? (да)

    Согласные здесь? (да)

    Буквы, которые не обозначают звуков? (да)

    Ученик:

    Разбудите меня ночью,

    В самой серединочке.

    Расскажу вам алфавит,

    Без одной запиночки!

    2 задание

    Представителю от команды рассказать алфавит.

    F:\фото\Все фотографии\DSCN3504.jpg

    Учитель:

    Алфавит знаете, а вот писать буквы умеете ли?

    Ученики:

    Конечно!

    Учитель:

    Вы так уверены? Сейчас проверим!

    3 задание

    Все присаживаемся на стулья. Берем ручки. Нет – нет не в ручки! Писать руками вы умеете, а вот ногами!?

    Дети и родители пишут пять букв под диктовку учителя.

    C:\Users\Андрей\Desktop\IMG_3764.JPG

    Учитель:

    С буквами у вас полный порядок. И алфавит знаете и писать умеете, даже ногами!

    Теперь от буквы переходим к слову!

    Ученик:

    1Разные слова живут на белом свете,

    Всякие слова гуляют по планете:

    Ясные и смелые,

    Добрые и злые…

    Лишь бы говорили,

    Лишь бы не немые.

    2Есть особые слова

    Требуют они проверки.

    И бывает случай сложный, 
    Что проверить невозможно. 
    Дружим мы со словарём – 
    Это слово там найдём. 
     

    3Слово трудное попалось.

    Это, братцы, не беда!

    Нарисуем в слове букву,

    Не забудем никогда!

    4 задание

    Командам предлагается изобразить три словарных слова так, чтобы было проще запомнить непроверяемую гласную.

    Учитель:

    Слова умеют плакать и смеяться,

    Приказывать, молить и заклинать,

    И, словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушным холодом дышать.

    Призывом стать, и отзывом, и зовом,

    Способно слово, изменяя лад.

    И проклинают, и клянутся словом,

    Напутствуют, и славят и казнят.

    5 задание

    Предлагаю вам написать синквейны  (правило написания на интерактивной доске).

    Учитель:

    Слова, слова, слова!

    Этих слов ужасно много! 
    Есть похожие немного, 
    Есть короче, есть длиннее, 
    Проще есть, а есть умнее.

    Могут в группы собираться – 
    В предложения слагаться. 
    Будут друг за другом течь – 
    Так из них родится речь. 

    Подобно тому как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют по его речи, которая, идет из его уст.Особенную красоту нашей речи придают пословицы, поговорки и «крылатые выражения».

    6 задание

    Прослушав описание высказывания вам нужно узнать и произнести фразеологизм.

    1Отказываться от сказанного, признавать ошибочными свои слова (Брать свои слова обратно)

    2 Говорить без пользы или необдуманно: опрометчиво обещать и не выполнять обещанного (Бросать слова на ветер)

    3Находчив в разговоре, споре (Не полезет за словом в карман)

    4Не умеет понятно изложить свою мысль (Не умеет связать двух слов)

    5Ежата – дети хоть куда!

     И что же тут дивиться?

    Ведь мама держит их всегда

    (В ежовых рукавицах).

    6За обедом в разговоре

    Лез в бутылку, с нами споря.

    А потом сказал:

    Друзья,

    (Не в своей тарелке я).

    7 задание

    «Живые» фразеологизмы.

    Учитель:

    А сейчас я попробую объяснить следующее задание используя только фразеологизмы.

    Без лишних слов, держа язык за зубами, точнее, словно воды в рот набрав, вам нужно изобразить фразеологизм, сделать его «живым». О! По - моему неплохо получилось!

    Команды получают по три фразеологизма.

    8 задание

    «Живописное сочинение - письмо»

    Учитель:

    … Этот рассказ мой о счастье, о мире

    Люди читать будут в каждой квартире.

    Тронет он душу любого народа.

    Краскам не требуется перевода:

    Русский, японец, француз и таджик

    Каждый поймет живописный язык! (Ю. Коринец «Волшебное письмо»).

    Написание красками письма о мире с последующим пояснением (одно письмо от команды).

    Учитель:

    А теперь по – моему, самый вкусный конкурс, потому что он называется «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

    А действительно, у каждого слова есть свой вкус и запах.

    Ученик:

    У каждого слова запах особый.

    Хлеб и пирожное пахнет сдобой.

    Пахнут конфеты орехом и джемом.

    Салат пахнет летом.

    А елка – зимой.

    Грибы пахнут осенью,

    Сосульки – весной.

    Духи пахнут мамой,

    Игрушки сестрой,

    И только компьютер

    Пахнет лишь мной.

    Учитель:

    Скажите, а чем пахнет Русь? (Русский лес, русский сарафан, русская игрушка, русский костюм, русский музыкальный инструмент, русский фольклор,  русская кухня, русские пироги,…)

    Пришла пора, за стол садиться,

    И угощеньем насладиться!

    Будем дружно пировать,

    Русь родную прославлять!

    (дети и родители угощаются чаем и различными русскими пирогами – курником, расстягаем, ватрушкой, кулебякой)

    Жюри подводят итоги игры. Награждение.

    Родители:

    Ты родной владеешь речью,

    Бойко говоришь,

    Русский же язык неважно

    Знаешь, мой малыш!

    Слушай потому поэта,

    Будь прилежен впредь,

    Ты обязан русской речью

    Хорошо владеть.

    Эта речь полна величья,

    Гордой красоты,

    В ней прекрасных слов богатство,

    Сила красоты.

    Скажем к странам зарубежным

    Держишь морем путь,

    Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть –

    В разговорах или спорах

    С другом иль с врагом

    Ты воспользуешься смело

    Русским языком!

    Потому ты, школьник резвый,

    Будь прилежней впредь!

    Ты обязан русской речью

    Хорошо владеть. (И. Гришашвили)

    В конце мероприятия дети получают в подарок книги «Справочник школьника».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

    Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

    Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

    Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

    ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

    1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

    Календарно-тематическое планирование уроков родного языка (литературное чтение на родном языке) для 1 класса

    Календарно-тематическое планирование уроков родного языка (литературное чтение на родном языке) для 1 класса...

    урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

    урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»...

    Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

    Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

    Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»

    Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...