«Родной язык – что ни звук, то подарок!»
методическая разработка на тему

Кудасова Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_-_chto_ni_zvuk_to_podarok.docx286.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочной деятельности

«Родной язык – что ни звук, то подарок!»

C:\Users\Андрей\Desktop\DSCN3509.jpg

Цели:

- способствовать развитию интереса к изучению русского языка; 

- воспитывать уважение к родному языку; 
- привлечь внимание к живому слову;

- обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике;

- формировать положительную мотивацию к школьной деятельности;

- способствовать развитию творческих способностей и навыков работы в группе;

- способствовать воспитанию патриотических чувств, понятий и убеждений любви к Родине и родному языку;

-совместно с семьей воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям инновационных, экономических, общественных задач построения гражданского демократического общества;

-создать положительную эмоциональную и продуктивную среду общения между детьми, родителями и педагогом.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками» 

Иван Сергеевич Тургенев

Ход мероприятия

Звучит песня «Чему учат в школе»

Ученики и родители читают стихотворение (С. Абулла)

1 Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если ты ищешь отрады родник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

2 Он твой наставник великий, могучий,

 Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

3 Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник.

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

4 Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын  мой, работай, будь людям полезен.

Выучи русский язык!

Учитель:

Учиться всегда интереснее вместе! Поэтому я приглашаю принять активное участие и детей и родителей! Две команды («Язык – Клад», «Язык – Инструмент»)

Учитель:

33 родных сестрицы

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И по всюду славятся.

Сами к нам они спешат

Славные сестрицы.

Очень просим всех ребят с ними подружиться!

(выходят дети в костюмах букв)

F:\фото\Все фотографии\DSCN3513.jpg

Учитель:

Что такое? Ураган или буря промчалась?

Такое еще никогда не случалось!

Ученики:

Здесь были лентяи,

Над нами смеялись.

Элементы у нас все поломались.

Все перевернули вверх дном!

Если б только вы знали,

Какой был красивый наш дом.

Учитель:

Ваши ранки подживут,

А дом построим вам вот тут!

Ну ка буквы не ленись

Бойко в ряд все становись.

1 задание

Ученики и родители строятся в алфавитном порядке.

Учитель:

Что такое алфавит?

Вам, конечно, он известен.

Буква в нем всегда стоит

На своем особом месте.

Учим, учим назубок

Алфавит мы дружно,

Чтобы он найти помог

В словарях, что нужно.

Учитель:

Азбука от А до Я, смирно!

Гласные здесь? (да)

Согласные здесь? (да)

Буквы, которые не обозначают звуков? (да)

Ученик:

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке.

Расскажу вам алфавит,

Без одной запиночки!

2 задание

Представителю от команды рассказать алфавит.

F:\фото\Все фотографии\DSCN3504.jpg

Учитель:

Алфавит знаете, а вот писать буквы умеете ли?

Ученики:

Конечно!

Учитель:

Вы так уверены? Сейчас проверим!

3 задание

Все присаживаемся на стулья. Берем ручки. Нет – нет не в ручки! Писать руками вы умеете, а вот ногами!?

Дети и родители пишут пять букв под диктовку учителя.

C:\Users\Андрей\Desktop\IMG_3764.JPG

Учитель:

С буквами у вас полный порядок. И алфавит знаете и писать умеете, даже ногами!

Теперь от буквы переходим к слову!

Ученик:

1Разные слова живут на белом свете,

Всякие слова гуляют по планете:

Ясные и смелые,

Добрые и злые…

Лишь бы говорили,

Лишь бы не немые.

2Есть особые слова

Требуют они проверки.

И бывает случай сложный, 
Что проверить невозможно. 
Дружим мы со словарём – 
Это слово там найдём. 
 

3Слово трудное попалось.

Это, братцы, не беда!

Нарисуем в слове букву,

Не забудем никогда!

4 задание

Командам предлагается изобразить три словарных слова так, чтобы было проще запомнить непроверяемую гласную.

Учитель:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом,

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят и казнят.

5 задание

Предлагаю вам написать синквейны  (правило написания на интерактивной доске).

Учитель:

Слова, слова, слова!

Этих слов ужасно много! 
Есть похожие немного, 
Есть короче, есть длиннее, 
Проще есть, а есть умнее.

Могут в группы собираться – 
В предложения слагаться. 
Будут друг за другом течь – 
Так из них родится речь. 

Подобно тому как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют по его речи, которая, идет из его уст.Особенную красоту нашей речи придают пословицы, поговорки и «крылатые выражения».

6 задание

Прослушав описание высказывания вам нужно узнать и произнести фразеологизм.

1Отказываться от сказанного, признавать ошибочными свои слова (Брать свои слова обратно)

2 Говорить без пользы или необдуманно: опрометчиво обещать и не выполнять обещанного (Бросать слова на ветер)

3Находчив в разговоре, споре (Не полезет за словом в карман)

4Не умеет понятно изложить свою мысль (Не умеет связать двух слов)

5Ежата – дети хоть куда!

 И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

(В ежовых рукавицах).

6За обедом в разговоре

Лез в бутылку, с нами споря.

А потом сказал:

Друзья,

(Не в своей тарелке я).

7 задание

«Живые» фразеологизмы.

Учитель:

А сейчас я попробую объяснить следующее задание используя только фразеологизмы.

Без лишних слов, держа язык за зубами, точнее, словно воды в рот набрав, вам нужно изобразить фразеологизм, сделать его «живым». О! По - моему неплохо получилось!

Команды получают по три фразеологизма.

8 задание

«Живописное сочинение - письмо»

Учитель:

… Этот рассказ мой о счастье, о мире

Люди читать будут в каждой квартире.

Тронет он душу любого народа.

Краскам не требуется перевода:

Русский, японец, француз и таджик

Каждый поймет живописный язык! (Ю. Коринец «Волшебное письмо»).

Написание красками письма о мире с последующим пояснением (одно письмо от команды).

Учитель:

А теперь по – моему, самый вкусный конкурс, потому что он называется «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

А действительно, у каждого слова есть свой вкус и запах.

Ученик:

У каждого слова запах особый.

Хлеб и пирожное пахнет сдобой.

Пахнут конфеты орехом и джемом.

Салат пахнет летом.

А елка – зимой.

Грибы пахнут осенью,

Сосульки – весной.

Духи пахнут мамой,

Игрушки сестрой,

И только компьютер

Пахнет лишь мной.

Учитель:

Скажите, а чем пахнет Русь? (Русский лес, русский сарафан, русская игрушка, русский костюм, русский музыкальный инструмент, русский фольклор,  русская кухня, русские пироги,…)

Пришла пора, за стол садиться,

И угощеньем насладиться!

Будем дружно пировать,

Русь родную прославлять!

(дети и родители угощаются чаем и различными русскими пирогами – курником, расстягаем, ватрушкой, кулебякой)

Жюри подводят итоги игры. Награждение.

Родители:

Ты родной владеешь речью,

Бойко говоришь,

Русский же язык неважно

Знаешь, мой малыш!

Слушай потому поэта,

Будь прилежен впредь,

Ты обязан русской речью

Хорошо владеть.

Эта речь полна величья,

Гордой красоты,

В ней прекрасных слов богатство,

Сила красоты.

Скажем к странам зарубежным

Держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть –

В разговорах или спорах

С другом иль с врагом

Ты воспользуешься смело

Русским языком!

Потому ты, школьник резвый,

Будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речью

Хорошо владеть. (И. Гришашвили)

В конце мероприятия дети получают в подарок книги «Справочник школьника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»

Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...