Конспект занятия кружка "Я - гражданин России"
план-конспект занятия по теме

Калугина Светлана Анатольевна

В конспекте представлен материал  занятия внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления с учащимися начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya-rodina_moya.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «»Александровская средняя общеобразовательная школа»

Конспект занятия кружка

«Я – гражданин России»

В 1-4 классах

учитель начальных классов

Калугина Светлана Анатольевна

2013-2014 учебный год

                             

    Тема «Россия – Родина моя»

Оборудование:

презентация «Россия – Родина моя»,

плакат  слова  С. Есенина  «Россия,  какое  красивое слово

                                            И роса, и сила, и синее что – то»,

плакат – основа для составления коллажа

фрагменты – детали  «Образы России»  (березы, ели, народы, Кремль, богатырь, самовар, матрешка),

символы России,

   

 

1 матрешка

(Лиза)

2 матрешка

(Аня)

3 матрешка

(Карина)

4 матрешка

(Даша)

 

матрешка

Оксана

 

матрешка

Марина

Учитель

3 матрешка

(Карина)

1 матрешка

Аня Салеева

матрешка

(Лиза)

 

матрешка

(Аня)

Учитель

Русский парень

(Данила)

Русская девушка

(Лиза)

Учитель

(Вера)

(Миша)

(Сергей)

Учитель

(Виталя)

(Алеша)

Учитель

  Начинаем очередное занятие кружка «Я – гражданин России» . Наш сегодняшний разговор состоится на тему «Россия – Родина моя»

 Родина, Россия – край, где мы родились, живем – это наш дом. И его надо беречь.

   Обратим внимание на плакат:     «Россия! Какое красивое слово!

         И роса, и сила, и синее что – то…» С. Есенин

Цель нашего сегодняшнего занятия составить образ России, такой милой и любимой сердцу. И чтобы это сделать, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие - .Путешествие по России.

 

   Внимание, внимание! Экипаж самолета ТУ-134 приветствует вас на борту нашего самолета.

Мы в путь по России отправимся вместе

Здесь все удивительно, все интересно,

Матрешки красавицы – символ России

Расскажут о Родине нашей любимой.

В России есть горы и степи, леса и озера

И все облететь не получится скоро.

Вот степь раскинулась широко

Ширь без края, в поле рожь.

Только музыка колосьев

О родной земле поет.

Посмотрите наши дали,

Побывайте на Урале.

В стране малахита, драгоценных камней

В стране работящих и добрых людей.

А вот тайга России нашей

Раскинулась на пол страны.

Кедры, пихты, сосняки

И медведи у реки.

Знакомьтесь,  скорее

Пред  вами Байкал.

Нет озера глубже, нет чище воды.

Недаром мы озером все так горды.

А здесь, посмотрите, собачьи упряжки,

Оленьи упряжки и чумы везде.

Да это же тундра России прекрасной

Раскинулась так вдалеке.

12 часов летели мы с вами

Над природными чудесами.

Назад полетим мы над городами.

Вот города старинные, звон колоколов

Для России стали Золотым кольцом.

Ярославль и Суздаль, Тверь и Кострома,

Муром и Иваново, Углич и палех.

Вот сердце России – это Москва!

Москва – это башни Кремля.

И Красная площадь – тоже Москва.

Здесь Тула древняя земля

Самовар раздула для меня и для тебя.

А вот березки белые в роще, у реки

Символом России мы их нарекли.

Уважаемые пассажиры, вот и подходит к концу наше путешествие.

Облетели мы далеко не всю Россию. Но даже то, что мы видели, достаточно, чтобы судить о том, насколько богата и красива наша Родина.

 А кто знает, как называлась  наша страна с самого начала своего образования?

 А что же означает загадочное слово «Русь»?

Как же я люблю бывать на севере. За болотами, за лесами, где встречаются маленькие деревеньки, где говорят по - старинному.

- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на Русь, он и зацвел.

- На Русь?

- На Русь! Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай так зовем.  Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал, что ли никогда? Русь светлое место!

- Тогда Русь – страна света!

слово Россия – это краткое имя её. А как же звучит полное имя?

- Российская Федерация.

А что значит слово  «федерация»?

- Федерация – это договор, союз.

Хорошо, союз кого?

- многих народов, которых называют россияне.

Да, вместе с русским на землях Российской Федерации живут и другие народы: более 180 национальностей и народностей (татары, башкиры, удмурты, якуты, марийцы, ингуши, черкесы и многие другие).

  Российская семья очень большая, многонациональная.

А как в семье люди должны относиться друг к другу?

А что общее, между всеми народами, живущими на территории Российской Федерации? (Они  граждане России)

А кто такой гражданин?

А что отличает государства друг от друга?

 ( государственные  символы, обычаи, язык)

Какие символы России  вы знаете? Покажите на слайде символы нашего государства

(На слайдах  дети выделяют символы своей страны.

На государственном флаге России 3 цветные полосы.

Расскажите, что они означают?

Белая полоса. Она напоминает нам о белоствольных березах, цветущих ромашках, легких облачках и означает, что у нашего государства нет злых намерений.

Синяя полоса – говорит о том, что Россия против Войны. Она хочет дружить со всеми народами.

Красная полоса – означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защитить родину от врагов.

Что вы можете сказать про Герб.?

Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла — это герб Москвы — Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

Что такое Гимн?

(Гимн – это торжественная песнь, исполняемая в особых, наиболее важных случаях, посвященная своей Родине)

Как же столько народов, людей может уживаться вместе? Дружно сосуществовать?

- договариваться, устанавливать правила поведения, законы.

Совершенно верно. Такие правила, законы существуют и они записаны в особой книге, которая называется Конституция. 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. Какая знаменательная дата ожидается 12 декабря? (20 лет со дня принятия Конституции РФ)

Что такое Конституция?

- Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.

Как вы думаете, что может свободно делать каждый человек, какие права он имеет, о чём говорит Конституция?

- право на жизнь, право на отдых, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на свободу слова и мысли и др.

Да, и чтобы любой из нас мог использовать свои права, каждый из нас должен соблюдать и выполнять свои обязанности.

- обязанность соблюдать законы, охранять природу и окружающую среду, платить налоги, и защищать Родину.

    Ребята, государства отличаются не только государственными символами, обычаями, языком, но и народным творчеством.

Издавна народ на Руси любил загадки.

Стоит Алёна

Платок зелёный

Тонкий стан,

Белый сарафан (Берёза)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит  трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,  

Этот зверь лесной (Медведь)

Ах, красавицы стоят!

Улыбаются-глядят,

Веселы, румяны

Одеты   в сарафаны.

Можно их в одну собрать

Как красавиц этих звать? (Матрёшки)

Главная площадь страны. (Красная площадь)

Он красавец расписной

На столе стоит порой

Чай по чашкам разливает

И гостей всех угощает. (Самовар)

-Прочитайте ключевое слово. (Родина)

-Что оно обозначает? (Родина-отечество, родная сторона)

-А каким словом можно объединить слова: берёза, соловей, медведь, матрёшка, Красная площадь, самовар. (Это символы России)

А сейчас мы с вами попробуем представить образ России в коллаже.  Перед вами лежат фрагменты образа России. Ваша задача выбрать любой фрагмент,  и приклеить на коллаж.

-Посмотрите, какой красивый образ России у нас получился.

А чтобы Россия всегда оставалась такой же красивой её надо беречь.

Наша беседа подходит к концу. Кто считает, что он не зря провёл время на этом занятии?. Объясните, почему?

Вот и молодцы! Вы узнали сегодня о своих правах. Находясь в этих стенах скажите, какое ваше главное право? (Бесплатно учиться.) А какая ваша главная обязанность? (Хорошо учиться.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие "Я-гражданин России"

Занятие по патриотическому воспитанию. Можно это занятие провести 1 сентября, как классный час.Желаю успеха!...

Внеклассное занятие "Я - гражданин России"

Форма проведения: беседа с элементами игры. Задачи:формирование представления учащимися о государственных символах России, Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан....

конспект внеурочного занятия "Я - гражданин России"

Тема: " Я - гражданин России"Направление внеурочное деятельности: духовно - нравственноеФорма занятия:  познавательная беседаЦель занятия: познакомить обучающихся с символикой России, у...

Конспект занятия "Я- Гражданин"

Конспект занятия "Я- Гражданин"...

Сценарий занятия "Я - гражданин России"

Цель-формирование личности ребенка как гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.Задачи:Создавать психолого-педаг...

Внеурочная занятие " Я-гражданин России"

Тема " Люблю тебя, моя Россия"- музыкальный час....