Рабочая программа метапредметного проекта «Слово – к мудрости ступенька» 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа метапредметного проекта
«Слово – к мудрости ступенька»Рабочая программа метапредметного проекта
«Слово – к мудрости ступенька» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_-_k_mudrosti_stupenka_3kl.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа метапредметного проекта
«Слово – к мудрости ступенька»
Введение
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
- коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
- Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.
Контрольно-измерительные материалы, предусмотренные ………
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения 34 занятия по 30 минут в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи
3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Тематический план.
Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово (16 занятий) | ||
Многозначные слова. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | |
Фразеологизмы. | 1 | |
Сравнения. | 1 | |
Олицетворение. | 1 | |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | |
Откуда приходят слова. | 1 | |
Этимология. | 1 | |
Как тебя зовут? | 2 | |
Наши фамилии. | 1 | |
Топонимы. | 1 | |
Устаревшие слова. | 1 | |
Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри». | 1 | |
Проверочная работа. | 1 | |
Текст (10 занятий) | ||
Типы текстов. | 1 | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. |
Темы текстов. Опорные слова. | 1 | |
Связь предложений в тексте. | 1 | |
Цепная связь предложений в тексте. | 2 | |
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | |
Единый временной план текста. | 3 | |
Стили речи (10 занятий) | ||
Стили речи. | 2 | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
Культура общения. | 1 | |
Научный стиль. | 1 | |
Словари. | 1 | |
Проверь себя. Повторение пройденного. Резервное. Материалы для КВН, викторин. | 1 1 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
- Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Многозначные слова. | ОНЗ | Знакомство с многозначными словами. | С,В | Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. |
2 | Омонимы, омоформы омофоны. | ОНЗ | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | С,В | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. |
3 | Фразеологизмы. | ОНЗ | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | С,В | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. |
4 | Сравнения. | ОНЗ | Познакомить с понятием «сравнение». | С,В | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. |
5 | Олицетворение. | ОНЗ | Познакомить с понятием «олицетворение». | С,В | Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | ОНЗ | Познакомить с эпитетами, их назначением. | С,В | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. |
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | ОНЗ | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | С,В | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. |
8 | Откуда приходят слова. | ОНЗ | Познакомить с заимствованными словами. | С,В | Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. |
9 | Этимология. | ОНЗ | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | С,В | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. |
10 | Как тебя зовут? | ОНЗ | Познакомить с происхождением и значением имен. | С,В | Уметь объяснять происхождение имен. |
11 | Как тебя зовут? | ОНЗ | Познакомить с происхождением отчеств. | С,В | Уметь объяснять происхождение отчеств. |
12 | Наши фамилии. | ОНЗ | Познакомить с происхождением фамилий. | С,В | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. |
13 | Топонимы. | ОНЗ | Знакомить с топонимами. | С,В | Уметь объяснять топонимы. |
14 | Устаревшие слова. | ОНЗ | Исследовать устаревшие слова. | С,В | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. |
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | К | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | Р | Уметь употреблять фразеологические обороты. |
16 | Проверочная работа. | К | И | ||
17 | Типы текстов. | ОНЗ | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | С,В | Уметь различать типы текстов. |
18 | Темы текстов. Опорные слова. | ОНЗ | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | С,В | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. |
19 | Связь предложений в тексте. | РФ | Обсуждение признаков текста. | С,В | Уметь из предложений составлять текст. |
20 | Цепная связь предложений в тексте. | ОНЗ | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | С,В | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. |
21 | Цепная связь предложений в тексте. | РФ | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | С,В | Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. |
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | ОНЗ | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | С,В | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. |
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | К | Р | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | |
24 | Единый временной план текста. | ОНЗ | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | С,В | Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. |
25 | Единый временной план текста. | ОНЗ | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | С,В | Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. |
26 | Единый временной план текста. | РФ | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | С,В | Уметь редактировать повествовательные тексты. |
27 | Стили речи. | ОНЗ | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | С,В | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. |
28 | Стили речи. | ОНЗ | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | С,В | Уметь находить текст в разговорном стиле. |
29 | Культура общения. | ОНЗ | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | С,В | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. |
30 | Научный стиль. | ОНЗ | Обсудить признаки научного стиля. | С,В | Уметь различать научный текс от других. |
31 | Словари. | ОНС | Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | С,В | Уметь работать со словарями. |
32 | Проверь себя. | К | И | ||
33 | Повторение пройденного. | РФ | Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года. | С,В | Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. |
34 | Резервное. Материал для КВН, викторин. | РФ | Отработка знаний, умений, навыков. | С,В |
1. Соколова Т.Н. «Школа развития речи». Рабочая тетрадь. Москва РОСТ-книга 2012 г.
2. Соколова Т.Н. «Школа развития речи». Методическое пособие. Москва РОСТ-книга 2012 г.
3. Василенко Т.В. Толковый словарь для начальных классов.
5. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление
6. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку.
7. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов.
8. Сборники самостоятельных работ по русскому языку «Найди ошибку».
9. Как научить вашего ребѐнка писать без ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....
Рабочая программа метапредметного проекта "Путешествие в космос" (3 класс)
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....
Рабочая программа метапредметного проекта "Здорово жить здорово" для 4 класса
Объём курса 34 часа в год, из расчета 1 ч в неделю.Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова «Здорово жить – здорово!», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающи...
Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса
Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребён...
Рабочая программа метапредметного проекта «В гостях у сказки»3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта«В гостях у сказки» 3 класс...
Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс...
Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.Основные принципы...