Социальное проектирование - первый шаг к научно - исследовательским проектам младших школьников.
учебно-методический материал на тему

Пилипенко Ольга Анатольевна

В статье раскрываются возможности формирования у младшего школьника интереса к научно - исследовательской деятельности через социальное проектирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_proektirovanie_-_pervyy_shag.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальное проектирование – первый шаг к научно – исследовательским проектам младших школьников».

О.А. Пилипенко

учитель начальных классов  МАОУ «СОШ №1»

 г. Пермь

     

Одна из особенностей стандартов нового поколения заключается в том, что он изменил взгляд учителя на результат своей работы, ориентируя его на организацию не только предметных достижений, личностного развития школьника, но и на новую группу достижений – метапредметные результаты.

Под метапредметными результатами понимают «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». К метапредметным результатам учащихся начальных классов относят:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8.  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10.  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11.  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13.  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14.  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15.  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16.  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Большая часть этих умений формируется в результате проектной деятельности учащихся, поэтому, она активно используется учителями начальных классов, как для организации учебного процесса, так и в кружковой работе, в работе с одарёнными детьми.

Метод проектов, проектная деятельность, научно – исследовательская деятельность учащихся – эти темы тесно связаны между собой и широко обсуждаются в учительской среде. Однако, не смотря на освещённость этой темы, работать по ней с детским коллективом, особенно с учащимися начальной школы всё равно достаточно сложно.

Современные дети не по возрасту инфантильны, сетуют учителя и пытаются научить этих маленьких детей решать учебные, научные проблемы, вести исследовательскую работу, зачастую пренебрегая интересами и потребностями ребёнка.

Конечно,  такая работа ведётся ценой невероятных усилий учителя и даже родителей, а нужных результатов практически не даёт.

Моё глубокое убеждение в том, что ребёнка, прежде всего, надо учить видеть свои собственные проблемы, учить решать их; ребёнку нужно дать возможность повзрослеть, осознать себя  частью социума, определить своё место в нём.

А поможет это сделать  новый вид проектирования - социальное проектирование.

Термин «социальное проектирование» в разных источниках определяется по – разному.

Луков В.А. в своём пособии «Социальное проектирование» даёт такое определение: «Социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам».

Это определение не только раскрывает смысл, но и определяет отличия социального проектирования от учебного проекта, а главное его отличие в том, что в основе социального проектирования лежит желание ребёнка внести изменения в окружающую его среду, в социум, желание ребёнка сделать это самому.

На первый взгляд, этот вид проектирование намного сложнее привычных всем учебных проектов, научно – исследовательской деятельности. Ну, действительно, какое желание изменить окружающий мир может возникнуть у нашего маленького «индивида».

Мотивировать младшего школьника, пробудить в нём социальную инициативу – это основная сложность, с которой столкнётся учитель, организуя работу учащихся  с социальными проектами.

Условия для возникновения у младшего школьника социальной инициативы,  могут быть организованы учителем специально, а могут возникнуть непредсказуемо на уроке. Главное, не упустить этот момент, повернуть всё в нужное русло.

Так на одном из уроков литературного чтения, учащиеся, обсуждая, какие жизненные уроки скрывают русские народные сказки, задержались на сказке «Колобок».

Оказалось, что эта старинная сказка актуальна и сегодня.  Раскрывая тему запретов, эта сказка предупреждает  современных детей об опасностях окружающего мира: нельзя убегать из дома,  нельзя разговаривать с незнакомцами – можешь пострадать.

Поддержав интерес детей к сказке, на следующем уроке детям было предложено пофантазировать и придумать способы, которые помогли бы Колобку избежать неприятностей и вернуться домой целым и невредимым.

Используя приём «Мозговой штурм» дети придумали огромное количество идей  от практичных до фантастических. Например, были предложены такие: чтоб избежать опасности, Колобок мог проехать на такси; мог научиться драться и защитить себя при встрече с волком или лисой; мог надеть шапку-невидимку; скафандр; мог измазаться грязью, мог засохнуть, побрызгаться духами, надеть маскировочный халат, мог взять с собой оружие и т.д. Все идеи были представлены на доске в виде дерева креативных идей.

На следующем этапе  ребятам было предложено из всех представленных идей выбрать самую оптимальную идею, подходящую для нашего времени.

Для этого мы воспользовались приёмом «SWOT-анализ». Смысл этого приёма в том, чтобы определить сильные и слабые стороны своей идеи. Работа велась в парах.

«SWOT – анализ» идеи «Защитить себя с помощью оружия».

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

ПРЕИМУЩЕСТВА

чувствую себя защищённым;

уверенность в себе.

НЕДОСТАТКИ

не умею договариваться

ВОЗМОЖНОСТИ

возможность защитить себя и своих близких.

УГРОЗЫ

можно пострадать от своего же оружия;

Конечно, много времени потребовалось, чтобы обсудить все достоинства и недостатки каждой идеи, но то, на каком эмоциональном уровне проходило это обсуждение, указывало на заинтересованность учащихся этой темой.

 В ходе дискуссии дети пришли к пониманию того, что «агрессивные идеи» могут усугубить положение Колобка и предложили  мирные пути решения проблемы. Вывод был один: Колобок мог избежать всех проблем, если бы знал как себя правильно вести с незнакомцами. Тогда детям было предложено дома посоветоваться со взрослыми, подумать самим и ответить на вопрос: а нужно ли современным детям знать как правильно вести себя с незнакомцами на улице?

Следующий день, снова готовил для нашего класса сюрприз: дети, рассказывая друг другу о важности этих знаний, называли страшные цифры того, сколько детей ежегодно теряются, сколько из них исчезают бесследно. Конечно, нельзя было не поддержать детей в их желании составить памятку «Как вести себя с незнакомыми людьми» и в желании поделиться этой памяткой со всеми учащимися начальных классов школы. Так, неожиданно для себя и для учителя, дети реализовали социальный проект «Твоя безопасность в твоих руках».

Представлю паспорт этого проекта.

Вид проекта: информационный

Учебный предмет, через который будет реализован проект: литературное чтение, русский язык,  изо.

Цель: создать памятку правил безопасного поведения для учащихся младших классов «Как вести себя с незнакомыми людьми».

Этапы проекта:

  1. Узнать, как оформляется памятка.
  2. Разработать памятку «Как вести себя с незнакомыми людьми на улице».
  3. Оформить памятку.
  4. Провести выставку – конкурс на лучшее оформление памятки.
  5. Привлечь родителей: отсканировать, размножить памятки.
  6. Распространить памятки среди учащихся школы.

Результативность проекта:

- сформировали в сознании учащихся уверенность в собственных возможностях влиять на окружающих людей;

- обучили учащихся разрабатывать памятки;

- создали памятку «Как вести себя с незнакомыми людьми на улице»

- сформировали в сознании учащихся ответственность за собственное поведение.

Чудо этого социального проекта оказалось в том, что он сделал личностно значимыми для учащихся учебные проекты и поддержал интерес к проектной работе на долгое время.

Так, для того, чтобы о правилах безопасного поведения узнали и первоклассники, которые ещё не научились читать учащиеся сами, предложили разработать и реализовать проект «Колобок о безопасности». Этот проект оказался намного сложнее предыдущего. Он потребовал от учащихся больше временных затрат, больше самостоятельности, включение элементов научно - исследовательской деятельности.

Так социальный проект стал первой ступенькой учащихся к научно – исследовательской деятельности. Причём смысл, цель этой деятельности была абсолютна понятна для детей и не вызывала никаких вопросов.

Паспорт проекта «Колобок о безопасности».

Вид проекта: информационный, исследовательский.

Учебный предмет, через который реализуется проект: русский язык, литературное чтение, технология.

Проблема: как донести до первоклассников знания о безопасном поведении при встрече с незнакомыми людьми.

Цель: довести до сведения первоклассников как себя вести на улице при встрече с незнакомыми людьми самым приемлемым для них способом.

Содержание:

  1. Узнать о различных способах представления информации (приёмы «Мозговой штурм» и «Дерево креативных идей»).
  2. Составить анкету для первоклассников.
  3. Провести анкетирование первоклассников.
  4. Выбрать лучший способ представления памятки безопасного поведения (возможно использование приёма «SWOT – анализ»)
  5. Написать сценарий.
  6. Сделать костюмы героев.
  7. Провести репетиции представления.
  8. Организовать представление.

Исследование аудитории первоклассников: выявить лучший способ восприятия информации у первоклассников (приём: анкета, опрос).

Результативность:

- сформировали в сознании детей желание влиять на окружающую среду с целью её улучшения;

- научили составлять анкеты, проводить анкетирование, обработку;

-учащиеся получили возможность принять участие в социальных пробах: в роли сценариста, костюмера, актёра;

- учащиеся расширили свои знания о способах представления информации.

В результате проекта «Колобок о безопасности» появился спектакль, сценарий к которому написали дети, костюмы подбирали тоже сами дети, актёрами тоже были дети и руководил процессом репетиций ребёнок. Так как проект оказался достаточно длительным по срокам реализации, перед учителем стояла только одна задача - поддерживать «огонь» желания у детей, желание довести начатое дело до конца.

Конечно уровень выполнения проекта оказался намного ниже того уровня, когда реализовывать проект помогали родители. Ценностью же проекта стала возможность учащихся  проявить свою самостоятельность, своё творчество. Ценностью же можно назвать и то, что многие ранее не понятные для детей вещи, с которыми они сталкивались в учебных, научных проектах, в социальном проекте стали понятны.

Так детям сложно было сформулировать цели, задачи работы, выбрать методы исследования. В социальном проектировании с этими сложностями почти не столкнулись.

Ценностью назову и то, что дети, реализуя этот проект, как - то очень быстро повзрослели.

Социальное проектирование это не только доступная для младших школьников форма организации урочной и внеурочной деятельности, эта форма, которая легко становится личностно значимой для младшего школьника, а значит,  помогает понять ему смысл проекта, пробуждает у него интерес к данной работе.

Кроме того, социальное проектирование создаёт условия для социальных проб личности ученика начальных классов; решает  задачи социализации младшего школьника, помогая устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и взрослых.

Литература:

  1. При разработке курса использованы материалы практического курса для старшеклассников по социальному проектированию Красноярского Краевого Дворца пионеров и школьников, автор теоретической разработки курса -педагог дополнительного образование Е.В. Поливанова
  2. С.Г. Щербакова, Л.А. Выткалова и др. «Организация проектной деятельности в школе: система работы». – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/e/initsiativa.html
  4. http://dedovkgu.narod.ru/bib/lukov.htm
  5. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  6. http://edu.zelenogorsk.ru/project/1sush.htm
  7. http://elena-kuzmina.ru/issledovatelskaya-rabota-s-uchenikami-nachalnoj-shkolyi.html

.

 Колобка

http://karvin.ru/mif/rashnmif/kolobok/ 

- (скрытые смыслы – 1.опасно отрываться от своей семьи, от устоев, традиций, 2 как опасна лесть, 3. Колобок много возомнил о себе (был тщеславен), надсмехался над всеми, за что и поплатился, 3. Осуждение неосторожности и хваставства;. 4 луне, лунном цикле, 5. Раскрывается тема запретов: нельзя убегать из дома – можешь пострадать, нельзя разговаривать с незнакомцами ( Красная шапочка) Она не только предупреждает детей

 В начальных классах без направляющей роли учителя не обойтись.

Рождение замысла проекта. Логика социального проектирования предполагает исходить из осознания социальной потребности. Из этого основания вытекает постановка цели проекта, его конкретные черты, подлежащие планированию.

«В основе процесса проектирования, — пишет Ж. Т. Тощенко, — лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности»2. Далее на этом основании формулируются цели проекта, проводится сбор необходимой информации, чтобы определить задание на проектирование (оно устанавливает параметры, которым должен соответствовать проект). «На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций»3.

В общем виде это технологическая схема проектирования. Но в ней некоторые элементы не имеют четкой фиксации, на деле же они оказываются, во-первых, важными, во-вторых, подлежащими переводу в технологию. Главное состоит в том, что еще до изучения социальной потребности, до постановки цели проекта инициатор проекта находится в творческом поиске, имеющем к будущим результатам его практических действий непосредственное отношение. Вот почему в рамках тезаурусного подхода к социальному проектированию выделяется еще одна стадия, которая предшествует описанным элементам технологической схемы. Мы называем эту стадию рождением замысла проекта. Это — стадия субъектной активности и одновременно высокой степени неопределенности, интуитивных догадок и эмоциональных оценок. При проектировании, осуществляемом в порядке выполнения задания в проектных коллективах, аппарате органов государственной власти

http://strateggo.ru/strateggo.ru/biblio/technology-social-proekt

     Главный педагогический смысл этой работы – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет маленькому ребёнку решать основные задачи социализации:

  • Формировать свою Я – концепцию и мировоззрение;
  • Устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и взрослых;

Под социальным  проектированием в начальной школе мы понимаем:

  • Деятельность продуманную и осуществляемую ребёнком под руководством взрослого;
  • Деятельность, в ходе которой ребёнок вступает в конструктивное взаимодействие со взрослой культурой;
  • Деятельность, результатом которой является создание реального, но не обязательно вещественного продукта, имеющего практическое значение;
  • Деятельность, через которую формируются соц. навыки ребёнка.

       Таким образом, задачи социального проектирования связаны с задачами формирования УУД, с задачами ОАШ и в целом с задачами образования.

      Социальное проектирование мы условно разделим на 3 этапа:

  1. Выход на  проект или рождение замысла.
  2. Разработка и реализация социального проекта.
  3. Анализ деятельности.

       Важным  этапом  является выход на проект, который позволит определиться с темой и сформировать социальную инициативу школьника.  Своим опытом работы по организации этого этапа  хотим поделиться.

   Учителям начальной школы, на наш взгляд, повезло чуть больше учителей старшеклассников: наши дети хотят и умеют играть, верят в чудеса и любят читать сказки. Этот интерес используем при работе с  детьми  над  проектом «Безопасное поведение с незнакомыми людьми», в основу которого легла сказка  «Колобок».  Проект появился в результате следующей работы:

  1. Вспомнили содержание сказки и определили опасность, с которой  столкнулся Колобок. В ходе анализа сказки дети её называют: опасность для жизни. Считаем это проблемой, которую нужно решить.
  2. Нашли идеи для решения проблемы. В этом нам помог приём «Мозговой штурм». Идеи могут быть самыми разными : от практичных до фантастических. Например, были предложены такие: чтоб избежать опасность, Колобок мог проехать на такси; мог научиться драться и защитить себя при встрече с волком или лисой; мог надеть шапку-невидимку; мог взять с собой оружие.
  3. Проанализировали  идеи для поиска оптимальной. На этом этапе использовали приём «SWOT-анализ». Работа велась в группах. Каждая группа определяла слабые и сильные стороны своей идеи. Это позволило выбрать лучшую для решения проблемы.

В качестве примера рассмотрим идею «Защитить себя с помощью оружия».

4.Создали памятку «Безопасного поведения при встрече с незнакомцами».

5. На следующем этапе учитель должен пробудить  в сознании детей желание поделиться вновь приобретёнными  знаниями с другими детьми.

      Данная форма работы доступно для младшего школьника раскрывает идею проекта, пробуждает интерес, стимулирует творчество. Формы работы по организации социального проектирования могут быть разными. Мы находимся в постоянном поиске идей. Будем рады, если наш опыт кому-то пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность младших школьников

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А.СухомлинскийОсновной целью моей педагогической деятельност...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Формы организации научно-исследовательской деятельности младших школьников

При организации обучения в начальной школе уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые быт...

Научно-исследовательская работа младших школьников

Данный материал можно использовать на родительском собрании в первом классе или на заседании МО...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор данной статьи рассматривает особенности организации исследовательской  деятельности младших школьников.Имея большой опыт организации поисковой и исследовательской деятельности, автор предла...

Организация научно - исследовательской деятельности младших школьников

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, ...

Исследовательский проект младших школьников «Первоцвет»: "Чудо-варенье"

Во 2 классе я участвовала в муниципальном этапе  Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2016» в номинации «Многообразие вековых традиций», ...