ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Автор данной статьи рассматривает особенности организации исследовательской  деятельности младших школьников.

Имея большой опыт организации поисковой и исследовательской деятельности, автор предлагает свои собственные элементы введения учащихся в мир науки и формирования навыков исследователя.

Ключевые слова: исследовательская, поисковая деятельность, мотивационный компонент, содержательный компонент, операциональный компонент, экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Р.К.   Ширгазина

                                  учитель начальных классов МБОУ  СОШ № 46 с УИОП

Автор данной статьи рассматривает особенности организации исследовательской  деятельности младших школьников.

Имея большой опыт организации поисковой и исследовательской деятельности, автор предлагает свои собственные элементы введения учащихся в мир науки и формирования навыков исследователя.

Ключевые слова: исследовательская, поисковая деятельность, мотивационный компонент, содержательный компонент, операциональный компонент, экспериментирование.

По новым стандартам второго поколения выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская  деятельность. Исследовательская активность  младших школьников  может быть рассмотрена как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности. Исследовательская активность обладает многокомпонентной структурой и включает: мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования школьником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования [ 1,  c.52]     Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.  Главная задача учителя -   стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. [ 1]

Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса.  В первом классе в своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками в групповой  работе на уроках изобразительного искусства и технологии. Приведу пример. На уроке изобразительного искусства по  теме «Тематическое рисование «Дружба ослика и цыпленка»» предложила детям работу в группах. Дети в группах обсуждают, как тему изобразить на рисунке, в это время обсуждается особенности  ослика и цыпленка и почему они могут дружить. После завершения тематического рисования в группах, дети  сочиняют стихи, рассказы (фантастические, смешные, научные) для защиты рисунка перед учениками класса. Это и есть умение выступать перед аудиторией и развитие научной речи у учащихся. Во время защиты рисунков группами, слушая других, у детей возникают проблемные вопросы, на которые они должны отвечать, изучая дополнительную литературу. Во время сбора дополнительного материала дети узнают много нового. В поиске материала огромную помощь оказывают родители и библиотекарь школы.

Умение задавать вопросы формирую на уроках окружающего мира и литературного чтения,  которое является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. Формирую умение давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Во втором классе предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на уроках. Для проведения мини- исследования на уроке необходимо составить четкую инструкцию для детей по выполнению заданий, обеспечить нужным оборудованием, таблицей, где будут фиксироваться результаты. Исследование лучше всего проводить в группе, где ребята распределяют роли,  и каждый отвечает за свое маленькое задание. Таким образом, работа будет организованной и результативной. И, безусловно, помощь учителя очень важна.  Представление результатов организовывается по-разному. Возможно, устное сообщение о проделанной работе и результатах. Но наиболее интересный способ – творческое представление результатов в виде рисунка, знака, схемы и др. Например, на урок окружающего мира перед изучением темы  «Старинный и современный облик города» поставила перед детьми проблемные вопросы:

  1. Как устроены детские дворы города? Вопрос увлекателен тем, что дети любят играть во дворе, но встречают  неудобства. Учащиеся самостоятельно искали разные источники: переписывали статьи из журналов, просматривали документальные фильмы о городе, изучали детские дворы города и как решаются проблемы детского досуга, каждый ученик сфотографировал детский дворик возле своего дома.
  2. Какие детские дворы вы хотите увидеть в будущем? Детям дала групповую работу создать, проектировать «Детский дворик будущего». В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность.

Результат работы оказался просто замечательным. Каждая группа защищала свою работу перед учениками класса, родителями и учителями-предметниками.

Работы получились очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я дала им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на научно- исследовательской конференции в школе. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат. Положительным результатом было то, что ученица заняла первое место на научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее- Юниор» в школе    и на всероссийской конференции «Юность.Наука.Культура.-Урал».

Организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы [4]. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований – развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально – только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые способности и навыки самостоятельной учебной работы.  В своей деятельности по формированию навыков исследовательской деятельности, работая индивидуально с увлеченными детьми,  делаем попытки  исследовать значение школьной формы  для учащихся. Актуальность выбранной темы заключается в том, что во многих школах России  перестала существовать школьная форма. И сегодня во многих школах снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство поддержать дисциплину или насилие над свободной личностью? Может быть, форма имеет массу минусов (одинаковый фасон, «скучный» цвет, потеря индивидуального стиля), но именно форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
Стараемся отгадать «загадку школьного портфеля». В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:

  • Что предпочтительнее: ранец или портфель?
  • Как тяжёлый портфель влияет на осанку ребёнка?
  • Сколько должен весить портфель?
  • Как правильно выбрать портфель?

От того, какой у школьника рюкзак, во многом зависит его внешний вид, настроение и здоровье. А как же обычный школьный рюкзак может навредить моему здоровью? Если он будет слишком тяжел, то это может нанести большой вред моему позвоночнику и моей осанке, а в будущем привести к проблемам с самочувствием. Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные  уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских заданий, дают вполне конкретные результаты:

  • повышается уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
  • изменяется уровень мыслительной деятельности детей, учебный материал рассматривается как самостоятельно добываемая для них важная информация, а не  то, что требует запомнить учитель;
  • использование учениками в процессе исследовательских заданий произведений музыки, изобразительного искусства, художественной литературы способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;
  • ярче проявляются познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
  • школьники активно участвуют в творческой проектной деятельности, результатом которой могут быть рисунки, поделки, сообщения, сочинения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира. [2]

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Следует также отметить значение организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в повышении профессиональной компетентности и педагогического мастерства самого учителя. Эта работа стимулирует непрерывное, содержательное и методическое самообразование педагогов, освоение ими инновационных форм и методов поиска и обработки информации, её творческого использования и предъявления.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос.  Наша научно-исследовательская работа « Школьная форма. Всегда «за»», « загадка школьного портфеля»  заняли  1 место на конференции «Шаг в будущее- Юниор» в школе    и на всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура. - Урал».  Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Список    литературы:

1. Дубова М.В.  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. Баллас, 2008.

2. Лынова М.А. «Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста». http://festival.1september.ru/articles/610676/

3.Методические рекомендации по программе О.Т. Поглазовой «Окружающий мир»  

4.Савенков А. И. “Учебное исследование в начальной школе”, журнал “Начальная школа” – 2000 г. - №12 – с.101-108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность младших школьников

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А.СухомлинскийОсновной целью моей педагогической деятельност...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Формы организации научно-исследовательской деятельности младших школьников

При организации обучения в начальной школе уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые быт...

Организация научно - исследовательской деятельности младших школьников

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, ...

Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...