Главные вкладки

    Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
    статья на тему

    Карташова Ирина Петровна

    Проектная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organizatsiya_uchebno-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

    “К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
    который предстоит наполнить информацией,
    а как к факелу, который необходимо зажечь”.
    В.А.Сухомлинский

    Введение

     Во все времена педагогов волновал вопрос: как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все школьники были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного?

    Развитие общества, современной науки, введение в образовательный процесс новых технологий требует от педагогов нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

    В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые получают младшие школьники на уроках, бывают недостаточными для общего развития.  Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний.

    Согласно ФГОС НОО второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Работа над проектами обогащает ученика новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, развивает творческий потенциал. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовывать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в группе.  Групповая работа избавляет их от страха сделать неверный вывод, создает условия для развития коммуникативных умений, положительно сказывается на психологическом микроклимате.

     Проект выходит за пределы предмета, урока, класса, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы, входит в дома учащихся. Учащиеся видят, что родителям и учителю интересно все, что они делают вместе. В проектной деятельности реализуется принцип сотрудничества младших школьников и взрослых, который сочетает коллективные и индивидуальные формы работы.

              В своем докладе я познакомлю вас с опытом работы над организацией учебно-исследовательской деятельностью в урочной и во внеурочной деятельностью в начальной школе. Изучив  работы  В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова я наглядно увидела в своих учениках, что данный вид работы помогает развитию  оригинального  мышления, творчества  у младших  школьников, способствует творческому восприятию и  приучает работать  над  разнообразными  направлениями, имеющую исследовательскую направленность.

               Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию младшего школьника.  В начальной школе учащиеся способны выполнить краткосрочные и продолжительные проекты. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и в основном, пути ее решения. К организации проекта предъявляются следующие требования:

    Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение младших школьников разных проектов. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя.

    Цели проекта сужены до решаемой задачи. Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными, например, деловая игра, демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий, защита на Ученом Совете, игра с залом, иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, научная конференция, пресс-конференция, путешествие, ролевая игра, соревнования, спектакль, телепередача, экскурсия. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

    - кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

            - демонстрировать понимание проблемы проекта;

            - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

            - демонстрировать найденное решение.

    Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Степень самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков в проектной деятельности. От того, как учитель выполнит свою работу на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, аналитическим мышлением. Впоследствии роль учителя будет минимальной. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. На этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого - педагогических механизмов воздействия на учащихся. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной. После того как спланирована работа, пора действовать.

    1. Урочная деятельность  учащихся младших школьников

       

    Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в новых учебниках УМК «Школа России», переработанных в соответствии с ФГОС. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела.

    Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это  окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и математике, и технология, и русский язык. Проектная деятельность учащихся начальной школы усложняется от класса к классу, как по содержанию, так и по срокам исполнения.

    Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Дети сами определяются с темой или предлагают свою тему, в которую включаются формы: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы.

    Так, например, на уроке окружающего мира мы работали над проектом «Знакомьтесь, моя семья». Сначала учащиеся  рассказали о себе, отвечая  на вопросы по плану  (Как зовут тебя? В каком месяце родился? В каком поселке живешь (родился)? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? Что вы делаете всей семьей в выходные дни? На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Учащиеся вместе с родителями составили план своего рассказа, выступили перед одноклассниками. На заключительном этапе мы оформили выставку рисунков и фотографий  на тему «Моя семья», вспомнили пословицы, загадки о членах семьи.  

    Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.

    Часто работая в группах, младшие школьники не могут договориться, придти к единому мнению. Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия в группе, при делении на группы.

    Так, например, на уроке технологии можно организовать  работу над проектом «Осенний урожай»: изделие «Овощи из пластилина»,  где учащиеся делятся на 3 группы самостоятельно при частичной консультации, составляют план своего проекта, распределяют роли, собирают информацию (в учебнике), продумывают продукт групповой деятельности, распределяют, кто какое изделие будет лепить, готовят изделие.  Очень важно учителю организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся, так как по новым стандартам учитель является направляющим в получении знаний. Далее учащиеся защищают или презентуют свой проект и проводят оценку (самооценку) своих результатов. Проекты обсуждаются, обговариваются плюсы и отдельно то, что не получилось. 

             Начиная   со второго класса  можно приступить к работе над объемным                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               проектом.

    Гуляя в школьном парке, ребята обратили внимание на птиц, которые сидели на березе. Ребята заинтересовались ими. Кто это? Как их зовут? Мы решили побольше узнать про этих птиц, так возникла идея проекта «Покормите птиц зимой». В данном проекте были интегрированы такие предметы, как окружающий мир,  русский язык, литературное чтение, математика, технология и изобразительное искусство. На литературном чтении дети читали стихотворения о зимующих птицах, которые    прилетают на Камчатку. На уроке русского языка ребята писали сочинение – описание «Снегири», а на математики составляли задачи про птиц, которые прилетали к кормушке. На уроках изобразительного искусства учащиеся рисовали птиц. На уроках технологии были сделаны кормушки   из    различного   материала.

    На основе собранной информации учащиеся    создали проект «Кормушка».  В течение несколько месяцев мы насыпали зерно, клали семена в кормушки. После защиты проекта все кормушки развесили на деревья в школьном парке, дети решили повесить около своего дома и конечно не забывали подкармливать птиц.

    Работая над проектом очень важно показать каждому ученику значимость его работы. Успешность важна для каждого ребенка. Надо показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. К концу 2 –ого класса ребята научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения. Приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

                В  3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Это могут быть практико-ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью.

     

             

    1. Внеурочная деятельность учащихся младших школьников

    Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, общешкольные конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

    В основу внеурочной деятельности может быть положена общественно – полезная деятельность.  

    Одно из направлений – это патриотическое воспитание младших школьников, и оно может реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и встречи с ветеранами.

    Академик Д.С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

    Воспитание чувства патриотизма у младших школьников – процесс сложный и длительный, требующий от учителя большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к школе, к родному поселку, к родной стране.

             В третьем классе ребята участвовали в школьной викторине «Знай и люби свой поселок».  По итогам викторины выяснилось, что ребята мало знают об истории создания поселка, в котором они живут.   

    Эта проблема еще более становиться актуальной, когда выясняется, что родители не всегда владели знаниями об истории своего поселка. Обсудив итоги викторины, мы решили принять участие в проекте «Мой поселок».

    Но с чего начать? По какому плану идти? Научиться выдвигать идеи нам помогло упражнение «Мозговой штурм». Во время мозгового штурма ребята концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными они не казались на первый взгляд.  После этого дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем те идеи, которые будут прорабатываться дальше. Вот какая схема обдумывания у нас получилась при работе над проектом «Мой поселок».  

    После того, как учащиеся выбрали интересные идеи, мы составили план работы над проектом. По желанию учащихся класс разделился на группы, и каждая группа начинает работу над своим направлением.

    Учащиеся, которые  входили в группу «Историки» собирали информацию:

    1. об истории родного  поселка;
    2. об истории создания совхоза «Заречный».

           Работу над своим направлением, группа учащихся начала с посещение сельской библиотеки.  Библиотекарь Ермолаева Валентина Петровна рассказала нам историю создания поселка.  Интересная беседа сопровождалась показом фотографий о поселке.  Валентина Петровна провела экскурсию по поселку, из которой ребята узнали, в каком году началось строительство поселка, где находилась    первая школа и амбулатория, а еще узнали, кто был первым жителем   поселка. Ребята посетили школьный музей, в котором находится много информации в виде фотографий, газетных вырезок, стендов о первых тружениках совхоза «Заречное».  В музее на фотографиях отражен труд механизаторов, доярок, полеводов, а так же директора совхоза Ролдугина В.Н., который много сил и труда вложил в создание и развитие нашего совхоза.

          И посёлок, и люди, создавшие этот посёлок, заслуживают того, чтобы память о них сохранилась, чтобы из поколения в поколение передавались легенды, факты и документы – всё то, что хранит коллективную память народа о самом себе, о больших и малых свершениях, о нелёгких судьбах тех, кто жил на этой земле.   Знание истории родного посёлка сделает нас духовно богаче, а нашу любовь к родному дому, к нашей малой родине конкретной и осязаемой.

          В результате совместной работы ученики подготовили интересные сообщения об истории поселка.

          Учащиеся, которые  входили в группу «Ветераны» собирали информацию:

      о ветеранах поселка.

            Работая над направлением «Ветеран живет рядом» младшие школьники, обращаясь к различным источникам информаций, собирали интересующие их сведения, фиксировали их в Дневниках проекта и готовили к использованию. Основная задача учителя на этапе сбора информаций – это направить деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации. Эта работа занимает большую часть времени, отведенного на проект.  

           На наше счастье, ещё живут среди нас крепкие, стойкие, мужественные люди – участники и ветераны Великой Отечественной войны.  В школьном музее есть фамилии, имена, отчества ветеранов, которые проживали и сейчас живут в поселке. Накануне Дня Победы мы посетили участника ВОВ прабабушку Шевченко  Татьяну Ивановну 1928 г. одноклассника Мирона Ульянкина. Ребята активно взялись за подготовку, нарисовали открытки, приготовили подарки своими руками и встретились с ветераном. Они охотно делятся своими впечатлениями, воспоминаниями, рассказывают о событиях тех времен.  В Елизово мы с ребятами посетили сквер Победы. Это сооружение возведено в память о подвиге героев Великой Отечественной войны, отдавших жизнь за Родину.

          Но самое главное, пройдя через проект «Ветеран живет рядом» у школьников формировались патриотические качества. У детей появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании. Вся работа над проектом учит детей быть неравнодушными. На конкретных примерах наши ученики постигают тайны человеческого бытия: как прожить жизнь, чтобы оставить после себя след на Земле.

     

     Конечно, с огромным удовольствием ребята работали над направлением «Нашей школе – 65».  Свою работу мы начали с посещения школьного музея.  Рассматривая фотографии,  ребята увидели своих родителей, бабушек и дедушек, которые учились в нашей  школе.  Из архивов мы узнали, что наша первая школа была деревянной, в которой работал один  учитель и  было  14 учеников. Школу отапливали печным отоплением и носили воду в ведрах. Первым директором этой школы был Галяутдинов Зуфар Галяутдинов.

     Затем в январе 1968 году была построена восьмилетняя школа, где директором был Фомин Павел Иванович.

    А 1977 году Раздольненскую среднюю школу возглавил  Борщов Евгений Алексеевич и в школе обучалось 344 человека.

    В 1985 году открыла свои двери наша современная школа - это большое трехэтажное светлое здание. Директором этой школы была назначена Пестерева Галина Степановна.

    Болтенко Светлана Михайловна возглавила школу в 1987 году и проработала более 13 – ти лет.

    В настоящее время Раздольненской средней школой руководит                                                                                                                                             Ли  Виктор  Римович.

    Мы приняли участие в выставке поделок, открыток, посвященных юбилею школы, написали сочинения, в которых отразили свою признательность учителям и работникам школы. Лучшие сочинения вошли в сборник «Нашей школе – 65».  

    На заключительном этапе подготовлен фотоотчет «В гости к ветерану» и буклет «История школы». 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

             Думаю, что приведенный пример показал, что система внеурочной проектной деятельности, позволяющая сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, способствует реализации нескольких очень важных целей обучения:

          -формированию коммуникативных навыков;

          -формированию навыков работы с информацией;

          -формированию навыков организации рабочего пространства и использование рабочего

      времени;

         -формированию умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы.

         

     

    1. СОЗДАНИЕ  МУЛЬТФИЛЬМА

            Презентация, или защита проекта - заключительный этап. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов, создание буклетов, мультфильмов. Ведь одно дело – смотреть мультфильм в кинотеатре или по телевизору, и совсем иное – создать самому и показывать другим: и взрослым, и сверстникам. Нам очень захотелось почувствовать себя в роли мультипликатора и попробовать создать свой мультфильм. Создание мультфильмов дело очень интересное и необычное.

           В настоящее время в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из них является документ-камера, всё больше является незаменимым помощником современных учебных и факультативных процессов. При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ - камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом, документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся.  Используя документ-камеру   и   компьютерную программу   Picasa 3  мы создали мультфильм, как заключительный этап работы над проектом «Мой поселок».

           Цель проекта – создать свой мультфильм, используя анимацию фотографий посредством документ камеры и компьютерной программы Picasa 3 и Киностудия Window Live.

          Задачи проекта:

        -  найти и изучить информацию по данному вопросу;

         - познакомиться с технологией создания мультфильмов;

         - создать свой мультфильм.

          Мы узнали:

    - «мультипликация – это вид киноискусства, произведения которого создаются путем покадровой съемки отдельных рисунков или театральных сцен»;

     - существует множество способов создания мультфильмов – от простейшего изменения положения предмета до сложных компьютерных мультфильмов с множеством эффектов.

         Мы познакомились:

    - с технологией создания рисованного мультфильма;

    - с принципами создания сцены, декораций, персонажей из различных материалов;

    - исследовали процесс съемки статичных картинок, передвижения предметов, особенности освещения;

    - создали мультфильм «Мой поселок»», как заключительный проект.   

           Был разработан сюжет и подготовлен сценарий будущего мультфильма. Так же были подготовлены рабочее место и материалы, необходимые для создания картинок (декорации, персонажи). После иллюстрирования сцен, с помощью документ камеры и программы  Picasa 3 была проведена съёмка статичных картинок. Посредством компьютерной программы Киностудия Windows Live, я обработала полученные кадры, произвела их монтаж, наложила звуковое сопровождение и записала мультфильм.

           В результате нашей работы был создан мультфильм «Мой поселок». За время работы дети получили большое удовольствие от творческой деятельности, извлекли полезный опыт по работе с документ - камерой и различными компьютерными программами. Особенно интересно было для них создание базовых кадров с рисунком. Таким образом, документ - камера оказалась в этом проекте неоценимым помощником и заставила с новой стороны посмотреть на способы использования данного вида техники на внеурочных занятиях. 

          После завершения работы над мультфильмом наступает волнительный для всех момент демонстрация результатов. На такой просмотр приходят родители и учителя школы.                              

    Заключение

      Работая над проектом «Мой поселок», узнали много нового и интересного   об истории создания поселка.

    Во время работы над проектом мы беседовали с жителями поселка, с родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного поселка, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

             Тема проекта оказалась интересной и увлекательной, поэтому мы пошли дальше и  заглянули в будущее поселка. Мы надеемся, что наши работы заинтересуют взрослых, которые отвечают за благоустройства нашего поселка.

             В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют во внеурочном обучении – творческое развитие личности. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над творческим заданием помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации проектной деятельности в урочное и внеурочное по ФГОС   в современной школе.

    Список   литературы:

    1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

    2. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6. 2005.

     3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

     4. Воскобойникова Е. А.Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте . Начальная школа №12. 2007.

     5. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

     6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

     7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9

    8.  Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

     9. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

     10. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.

     11. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2006.

     12. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

    13. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

     14. Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.

    15. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

     16. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

    17.  Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148

    18. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

     19. Тихонова К. М. Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности. Начальная школа №12. «2006. Работе по математике. Начальная школа. № 7. 2004.

     20. Цыварева М. А. Метод проектов во внеклассной работе.

     21. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128

    22. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

     23. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения.

     24. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников

    Защита опыта по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников" Резванова О.Н....

    Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

    Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

    Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

    Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

    Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

    "Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников"

    Органицация учебно - исследовательской деятельности младших школьников....

    «Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

    Коротких Светлана Романовна, учитель начальных классовМАОУ СОШ №212г. Новосибирска    «Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников»2017 г.«Если мы будем учить с...

    Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

    Предлагаемые  в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов  в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...