«Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»
статья на тему

Николаева Татьяна Евгеньевна

В статье раскрывается  опыт работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».Материал будет полезен учителям начальной школы для организации работы с индивидуальным Портфолио учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»

Т.Е.Николаева учитель начальных классов ГБОУ школа №421 г.Санк-Петербург

(Из опыта работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».)

       Портфолио в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Портфолио применяется в системе итоговой оценки достижений обучающихся за курс начальной школы при переходе на следующую ступень образования. Важным преимуществом Портфолио по сравнению с другими формами оценивания является то, что предметом оценки являются не только предметные достижения обучающего, но и личностные и метапредметные результаты. Поскольку  Портфолио используется для оценки готовности ученика перейти на следующую ступень обучения, каждое ОУ разрабатывает положение о ПОРТФОЛИО. В нашей школе Портфолио  ученика  начальной школы состоит из двух  составных частей:

  • Брошюра-организатор «Мой Портфолио» (автор А.В.Иванов);
  •  Папка «Портфолио достижений».

Слайд №2.

Более подробно хотелось бы остановиться на работе с Брошюрой – организатором «Мой Портфолио» Андрея Владимировича Иванова. Данное методическое пособие по использованию Портфолио в начальной школе позволяет организовать работу учителя, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Для каждого класса выпущена отдельная брошюра «Мой Портфолио», что помогает организовать работу учителя и деятельность обучающегося по формированию Портфолио выпускника начальной школы в течение всего периода обучения в начальной школе.

Слайд №3

 В помощь учителю выпущены методические рекомендации «Портфолио в начальной школе» (автор А.В.Иванов), в которых в простой форме изложены практические рекомендации и необходимый минимум теоретических знаний.Как работать с брошюрой мы знакомим родителей на родительском собрании.

Слайд №4.

Рекомендации:  Вот несколько советов и рекомендаций:

1. Начинать с простого и понятного. Брошюра-организатор окажет учителю необходимую помощь, т.к. содержит много интересных заданий, готовых форм и подсказок, которые помогут  на начальном этапе в работе с Портфолио.

2.  Детям будет интересно в том случае, если работа  с брошюрой будет восприниматься не как угроза, а повод помнить о  Портфолио, обсуждать, интересоваться своим Портфолио и  Портфолио друзей,  использовать Портфолио для улучшения своей работы.

3.   Учителю важно сформулировать для себя простые и ясные цели работы с учащимися по формированию Портфолио:  а именно:

-добиться прогресса ребенка в самооценке;

-поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю;

-контролировать динамику наполнения Портфолио;

-развивать у ребенка создавать тексты самоанализа;

-научить создавать суждения;

-научить навыкам планирования.

4.Следуйте простым правилам:

 - учитель  ПОМОГАЕТ создавать Портфолио;

 - родители ПОМОГАЮТ детям, но не делают за них Портфолио;

 - семья несет ответственность за наполнение Портфолио, оно хранится дома, может быть передано    учителю для работы по его просьбе.

     

Слайд 5 

Основное назначение брошюр-организаторов - помочь организовать работу учащихся, их родителей      и учителей с портфолио таким образом, чтобы:

  •  В портфолио накапливалась систематизированная информация о том, какого уровня достиг ребенок в изучении основных учебных предметов, какова его социальная активность, особенности личностного развития;
  • Портфолио содержал  необходимую информацию для выбора индивидуальных методик обучения и постановки новых учебных целей;
  • Портфолио содержал разнообразные свидетельства  достижения учащимся предметных, метапредметных и личностных результатов, оценка, которых была бы возможна по указанным ФГОС критериям;

Слайд №6

Цели работы учителя с брошюрой – организатором – улучшить результаты и условия обучения своих учеников.

Цель работы ученика с брошюрой – организатором - достижение высоких образовательных результатов, создание оснований для обучения на новой ступени.

Цель работы родителей с брошюрами – организаторами заключается в оказании обоснованной помощи и участии в разных формах поддержки учебной деятельности ребёнка.

Знакомство с брошюрой «Мой Портфолио» происходит постепенно в течение всех 4-х лет. С каждым годом добавляются новые разделы Портфолио, которые понятны ребёнку. Основой этого процесса является деятельность с элементами игры, построения вокруг брошюры-организатора. Активными союзниками в этой игре должны быть родители, иначе игра может не получиться.

Слайд №7

Брошюра-организатор состоит из 4-х основных разделов:

  • «Фоля и Фолик дают советы»;
  • «Презентация моих увлечений и размышлений»;
  • «Презентация моих достижений»
  • «Мои итоги за год»

Каждый раздел имеет подразделы.

Первый раздел брошюры-организатора, «Фоля и Фолик дают советы», содержит установочную информацию на организацию работы  с Портфолио, в течение всего года. Он акцентирует внимание детей на новых направлениях данной работы.

«Презентация моих увлечений и размышлений»

«Это я!» Здесь отображаются объективные данные о физическом развитии ребёнка, позволяющие организовать интересные проекты на сравнение, исследование роста и др.

«Тайник моего Портфолио». Главная цель данной темы – поддержание у детей постоянного стремления пополнять свой Портфолио новыми материалами и наглядно продемонстрировать свою успешность в этой деятельности. Информация этой страницы может быть использована для самооценки детьми своей активности в заполнении Портфолио.

«Презентация моих учебных достижений»

С первого класса происходит знакомство обучающегося с таким понятием, как самооценка. В брошюре размещён раздел «Учусь самостоятельно оценивать свои успехи». Обучающийся  в конце каждой недели, выполняет задания по самоанализу и самооценке,  заполняя «Спидометр успехов».

Слайд №8

 «Спидометр успехов» - это форма регулярной оценки обучающимися своей учебной деятельности. Важно сформировать у детей осознанное отношение к понятию самооценки стремление использования её для улучшения своих образовательных результатов. От класса к классу шкала «Спидометра успехов» меняется, что соответствует новым знаниям учащихся.

Слайд №9

В 1 классе шкала от 0 до 10, во 2 классе от 0 до100, в 3 классе предлагается заполнить электронный   «Спидометр успехов».

«Мои итоги за год»

«Мои олимпиады, конкурсы, соревнования», «Физкультуре – ура! Здоровью – да!»,

«Мои учебные достижения» и др.

Слайд №10

В брошюре учителю предлагается писать отзывы о работе обучающегося. Хороший отзыв имеет небольшой объём и демонстрирует простоту изложения. Отзыв должен быть позитивным. Смысл позитивного отзыва – выделить успех и прогресс, чтобы в беседе выяснить, почему не удалось добиться остального. Замечания в данном случае не нужны. Нужно продумать новый план действий, обсудить его с ребёнком, чтобы он понял, чего он должен добиться.

Например: 1 класс, С.44.

Для того чтобы брошюры-организаторы оказались хорошим помощником для учителя и реально способствовали повышению уровня обучения детей, полезно следовать простым правилам:

Слайд №11

  • Не нужно назначать специальные встречи с родителями для обсуждения основных моментов работы с портфолио (15-20 минут на родительских собраниях);
  • Используйте наглядные средства, представляющиие детям и родителям основные этапы и принципы работы с портфолио  (стенды, листовки , электронные сообщения и пр.);
  • Не переоценивайте роль и возможности родителей, терпеливо разъясняйте им необходимость и пользу работы с портфолио;
  • Прорабатывайте план работы с каждой брошюрой-организатором на весь год сразу, в конце года можете корректировать и дополнять.

Работа с Портфолио – не цель, а средство. Правильно определяйте её значимость. Одними измерениями и самооценками не научишь. Но без понимания целей и задач обучения детям трудно учиться. правильное понимание учителем смысла работы с Портфолио придёт после первого выпуска класса, прошедшего весь этот путь.

Закончить своё выступление мне хотелось бы словами автора методического пособия «Мой Портфолио» А.В.Иванова:

Слайд №12    «Всегда есть много причин ничего не изменять.
                        Но одна причина для изменений есть всегда – желание жить лучше».



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Работа с брошюрой- организатором «Мой Портфолио » (из опыта работы ) : Т.Е.Николаева учитель начальных классов ГБОУ школа №421 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Брошюры-организаторы «Мой Портфолио » для начальной школы

Слайд 3

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Под редакцией А.В.Иванова 2 издание Москва «Просвещение» – 2012

Слайд 4

1 . Начинать с простого и понятного. 2 . Работа с брошюрой – повод помнить о Портфолио, обсуждать, интересоваться своим Портфолио и Портфолио друзей, использовать Портфолио для улучшения своей работы. 3. Цели работы по формированию портфолио : - добиться прогресса ребенка в самооценке; - поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю; - контролировать динамику наполнения Портфолио ; - развивать у ребенка способность создавать тексты самоанализа; - научить ребенка навыкам планирования и т.д. 4. Простые правила: - учитель ПОМОГАЕТ создавать Портфолио; - родители ПОМОГАЮТ детям, но не делают за них Портфолио; - семья несет ответственность за наполнение Портфолио ; - письменное разрешение на фото, видео- и аудиозапись их детей; Рекомендации:

Слайд 5

В портфолио накапливалась систематизированная информация о том, какого уровня достиг ребенок в изучении основных учебных предметов, какова его социальная активность, особенности личностного развития; Портфолио содержал необходимую информацию для выбора индивидуальных методик обучения и постановки новых учебных целей; Портфолио содержал разнообразные свидетельства достижения учащимся предметных, метапредметных и личностных результатов, оценка, которых была бы возможна по указанным ФГОС критериям; Основное назначение брошюр-организаторов помочь организовать работу с Портфолио таким образом, чтобы:

Слайд 6

учителя - улучшить результаты и условия обучения своих учеников. ученика - достижение высоких образовательных результатов, создание оснований для обучения на новой ступени. родителей заключается в оказании обоснованной помощи и участии в разных формах поддержки учебной деятельности ребёнка. Цели работы с брошюрой – организатором «Мой Портфолио »

Слайд 7

« Фоля и Фолик дают советы»; «Презентация моих увлечений и размышлений»; «Презентация моих достижений» «Мои итоги за год» Основные разделы брошюры «Мой Портфолио »

Слайд 12

Не нужно назначать специальные встречи с родителями для обсуждения основных моментов работы с портфолио (15-20 минут на родительских собраниях); Используйте наглядные средства, представляющиие детям и родителям основные этапы и принципы работы с портфолио (стенды, листовки , электронные сообщения и пр.); Не переоценивайте роль и возможности родителей, терпеливо разъясняйте им необходимость и пользу работы с портфолио ; Прорабатывайте план работы с каждой брошюрой-организатором на весь год сразу, в конце года можете корректировать и дополнять. Простые правила работы с Портфолио .

Слайд 13

«Всегда есть много причин ничего не изменять. Но одна причина для изменений есть всегда – желание жить лучше». А.В.Иванов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как одна из форм оценивания учащихся

Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя...

Портфолио как одна из форм оценивания достижений младшего школьника

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей млад...

Формы оценивания образовательных достижений учащихся и формирование навыков самоанализа в процессе обучения

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов...

Оценивание учебных достижений учащихся.

Выступление на педагогическом совете. Презентация к докладу....

Система оценивания учебных достижений учащихся начальных классов.

Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая  входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный),  рубежный и итоговый контроли...

«Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования»

 Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты.  Помимо опорных навыков и уме...