Программа " Умники и умницы" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Топорова Татьяна Валерьяновна

Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_2_klass.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Рабочая программа

Умники и умницы

Педагог: Топорова Татьяна Валерьяновна,

учитель начальных классов,

вторая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа курса «Умники и умницы»  ( далее- Программа) предназначена для работы с учащимися 2-х классов . Одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Программа составлена в соответствии с требованиями:

- Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановления Правительства Российской Федерации от 15  августа 2013 года № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

- Программа является авторской. Автор программы- Учитель начальных классов МБОУ СОШ №28 Топорова Т.В.

          Цель программы- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

         В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

- развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Программа рассчитана для учащихся 2 класса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество занятий- 33часа.

По результатам освоения программы у детей должны быть сформированы

- инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности;

- установка  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе,  чувство собственного достоинства; навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-  развитое воображение;

-  навыки  устной речи и умения выражать свои мысли и желания;

-  любознательность, познавательная активность;

- самостоятельность.


Содержание программы:

тема раздела, занятия

кол–во

часов

тип, форма занятия

планируемые результаты

Вид и формы контроля

дата занятия

предметные

метапредметные

личностные

1

Развитие воображения

«Весёлый карандаш»

1.Игра «Залатай коврик»

2.Логические задачи на раскрашивание.

3.Математические фокусы.

4.Игра « Морской бой»

4

Ролевая игра

Занятие- совершенствование

Деловая игра

Занятие - практикум

Научатся:

Общим приёмам и способам решения логических задач;

Анализировать и решать житейские ситуации

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельное подведение итога занятия.

Использовать полученные знания на практике.

Проявление заботы о человеке при групповом взаимодействии.

Демонстрируют интерес к заданиям повышенной трудности.

Выражение себя в доступных видах творчества, игре.

Индивидуальный

Индивидуальный

практическая

фронтальный

2

Математика и проектная деятельность.

1.Математические квадраты , цепочки, закономерности.

2.Китайская головоломка «Танграм»

3.Придумывание новых мерок измерения, исследовательская работа.

4.Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

4

Деловая игра

Деловая игра

Занятие исследование

Занятие- моделирование

Научатся:

Находить отличительные математические признаки объектов;

Выполнять задания на измерения, построения;

Проводить исследования предмета с точки зрения его математической сущности

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Устанавливать аналогии.

Применять полученные сведения в других областях знаний.

Формируют познавательную мотивацию, проявляют интерес к математическим заданиям.

Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой и игровой деятельности.

Комбинированный

Текущий

Индивидуальный

практическая

3

Ярмарка идей «Интересная грамматика»

1.Чудесные превращения слов.

2.Другое ударение – другое слово. Игра «Превращение слов».

3. «Грамматическое домино» (мягкие согласные звуки и Ь).

4. Ребусы, головоломки.

4

Занятие- практикум

Деловая игра

Деловая игра

Урок творчества

Научатся:

Устанавливать закономерности, сравнивать, называть последовательность простых действий;

Кодировать и раскодировать слова;

Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков

Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные  выводы;

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи.

Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

Соблюдать правила игры и дисциплину;

Продуктивного взаимодействия в коллективе сверстников процессе решения общих задач

комбинированный

4

Игра «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

2

Занятие-совершенствование

Анализа и систематизации полученных знаний;

Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы;

Взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Использование полученных знаний на практике.

Правильно взаимодействовать с партнёрами по команде.

Быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе решения  задач;

Правильное отношение к собственным ошибкам, победе, поражению.

5

Исследовательские работы по русскому языку «Первые шаги в науку»

1.» А начинали все медведи…» (Как обходились без письма)

2.Загадки. Скороговорки.

3.Тайны волшебных слов.

3

Занятие-исследование

Занятие-сочинение

Занятие-исследование

Самостоятельного выбора и реализации небольшого творческого проекта;

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе;

Анализировать и систематизировать полученную информацию.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Выступать перед публикой.

Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;

6

Королевство сказок.

1.Новое представление.

2.Сказка «Про ошибку»

3.Сказка о царевне Несмеяне ( составление текста)

4.Презентация творческих работ.

4

Урок творчества

Занятие-инсценировка

Урок открытых мыслей

моделировать сказку на основе анализа жизненных сюжетов;

Углубление литературоведческих знаний;

Анализировать и решать житейские ситуации в сказке.

Устанавливать причинно следственные связи между героями;

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;

Самостоятельное подведение итога занятия.

Оценка поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;

;

7

Игра  –  приключение « Азбука народной мудрости»

1.Пословицы.

2.Сюжетно-ролевая игра «Ты пришёл в гости»

3.В глубь веков на машине времени.

4. Презентация творческих работ.

4

Урок –творчества

Деловая-игра

Урок –путешествие

Занятие защиты проектов

Особенности построения, пути рождения пословиц;

Умение раскрыть мудрость, , поучающий смысл.

Критически анализировать информацию;

Рассуждать, высказывать своё личное мнение, защищать его в коллективе.

Уважение к мнению других;

Объективность мнений и взглядов;

Самокритичность, самодостаточность, самореализация в творческой деятельности.

8

Советы ЗНАЙКИ «Сохрани нам жизнь»

1.Сокровища  лесов, водоёмов.

2.Встреча с РАДУГОЙ.

3.Следопыты природы.

4.Полёт в будущее. Презентации творческих работ.

4

Виртуальная экскурсия

Занятие-исследование

Урок-совершенствование

Знакомство с экономическими проблемами в природе, которые возникают по вине человека;

Знакомство с объектами Всемирного наследия; Анализировать и систематизировать полученную информацию.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познать окружающий мир, как часть общечеловеческой культуры;

Применение полученной информации в жизни.

Личная ответственность каждого за состояние природной среды;

Согласовывать свои действия, любовь к природе, культуру поведения.

9

Конкурс знатоков

«Считай, смекай, отгадывай»

2

Аукцион знаний

Правила построения логических рассуждений;

Анализа и систематизации полученных знаний;

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  Взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Использование полученных знаний на практике.

Стремление преодолевать трудности;

Правильно взаимодействовать с партнёрами по команде.

10

Итоговое занятие. Игра «Наши таланты»

2

Круглый стол

Анализировать и систематизировать полученные знания;

Реализация творческого проекта

Применение полученных сведений в незнакомых ситуациях;

Определять успешность выполнения поставленных задач;

Слушать и понимать речь других;

Публичного выступления, выражения себя в доступных видах творчества, игре.

                                                                                       

                   

3 класс

1

Развитие воображения

«Весёлый карандаш»

1.Рисуночные ребусы

2.

3.Математические фокусы.

4.Игра « Морской бой»

4

Ролевая игра

Занятие- совершенствование

Деловая игра

Занятие - практикум

Научатся:

Общим приёмам и способам решения логических задач;

Анализировать и решать житейские ситуации

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельное подведение итога занятия.

Использовать полученные знания на практике.

Проявление заботы о человеке при групповом взаимодействии.

Демонстрируют интерес к заданиям повышенной трудности.

Выражение себя в доступных видах творчества, игре.

Индивидуальный

Индивидуальный

практическая

фронтальный

2

Математика и проектная деятельность.

1.Игры со спичками.

2.Волшебный квадрат

3.Умные цепочки, исследовательская работа.

4.Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

4

Деловая игра

Деловая игра

Занятие исследование

Занятие- моделирование

Научатся:

Находить отличительные математические признаки объектов;

Выполнять задания на измерения, построения;

Проводить исследования предмета с точки зрения его математической сущности

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Устанавливать аналогии.

Применять полученные сведения в других областях знаний.

Формируют познавательную мотивацию, проявляют интерес к математическим заданиям.

Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой и игровой деятельности.

Комбинированный

Текущий

Индивидуальный

практическая

3

Ярмарка идей «Интересная грамматика»

1.Игра «Грамотный регулировщик»

2. Тематические группы слов . Игра « Закончи предложение»

3.

4. Ребусы, головоломки.  Игра « Наборщик»

4

Занятие- практикум

Деловая игра

Деловая игра

Урок творчества

Научатся:

Устанавливать закономерности, сравнивать, называть последовательность простых действий;

Кодировать и раскодировать слова;

Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков

Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные  выводы;

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи.

Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

Соблюдать правила игры и дисциплину;

Продуктивного взаимодействия в коллективе сверстников процессе решения общих задач

комбинированный

4

Игра «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

2

Занятие-совершенствование

Анализа и систематизации полученных знаний;

Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы;

Взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Использование полученных знаний на практике.

Правильно взаимодействовать с партнёрами по команде.

Быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе решения  задач;

Правильное отношение к собственным ошибкам, победе, поражению.

5

Исследовательские работы по русскому языку «Первые шаги в науку»

1.» А начинали все медведи…» (Как обходились без письма)

2.Загадки. Скороговорки.

3.Тайны волшебных слов.

3

Занятие-исследование

Занятие-сочинение

Занятие-исследование

Самостоятельного выбора и реализации небольшого творческого проекта;

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе;

Анализировать и систематизировать полученную информацию.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Выступать перед публикой.

Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;

6

Королевство сказок.

1.Новое представление.

2.Сказка «Про ошибку»

3.Сказка о царевне Несмеяне ( составление текста)

4.Презентация творческих работ.

4

Урок творчества

Занятие-инсценировка

Урок открытых мыслей

моделировать сказку на основе анализа жизненных сюжетов;

Углубление литературоведческих знаний;

Анализировать и решать житейские ситуации в сказке.

Устанавливать причинно следственные связи между героями;

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;

Самостоятельное подведение итога занятия.

Оценка поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;

;

7

Игра  –  приключение « Азбука народной мудрости»

1.Пословицы.

2.Сюжетно-ролевая игра «Ты пришёл в гости»

3.В глубь веков на машине времени.

4. Презентация творческих работ.

4

Урок –творчества

Деловая-игра

Урок –путешествие

Занятие защиты проектов

Особенности построения, пути рождения пословиц;

Умение раскрыть мудрость, , поучающий смысл.

Критически анализировать информацию;

Рассуждать, высказывать своё личное мнение, защищать его в коллективе.

Уважение к мнению других;

Объективность мнений и взглядов;

Самокритичность, самодостаточность, самореализация в творческой деятельности.

8

Советы ЗНАЙКИ «Сохрани нам жизнь»

1.Сокровища  лесов, водоёмов.

2.Встреча с РАДУГОЙ.

3.Следопыты природы.

4.Полёт в будущее. Презентации творческих работ.

4

Виртуальная экскурсия

Занятие-исследование

Урок-совершенствование

Знакомство с экономическими проблемами в природе, которые возникают по вине человека;

Знакомство с объектами Всемирного наследия; Анализировать и систематизировать полученную информацию.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познать окружающий мир, как часть общечеловеческой культуры;

Применение полученной информации в жизни.

Личная ответственность каждого за состояние природной среды;

Согласовывать свои действия, любовь к природе, культуру поведения.

9

Конкурс знатоков

«Считай, смекай, отгадывай»

2

Аукцион знаний

Правила построения логических рассуждений;

Анализа и систематизации полученных знаний;

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  Взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Использование полученных знаний на практике.

Стремление преодолевать трудности;

Правильно взаимодействовать с партнёрами по команде.

10

Итоговое занятие.  «Играем сами, играем с друзьями»

2

Круглый стол

Анализировать и систематизировать полученные знания;

Реализация творческого проекта

Применение полученных сведений в незнакомых ситуациях;

Определять успешность выполнения поставленных задач;

Слушать и понимать речь других;

Публичного выступления, выражения себя в доступных видах творчества, игре.

                     Литература:

  1. Т.Н. Соколова. Юным умникам и умницам: Школа развития речи. Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ,2011.
  2. О.Н.Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «окружающий мир»: 1-4классы. М.: ВАКО, 2009.
  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)          
  4. И.Г.Сухин. 200  школьных кроссвордов.- М.: Сфера, 2002.
  5. А.Г.Асмолов . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010- (Стандарты второго поколения)                                                  

                                                                                       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...

рабочая программа умники и умницы 4 класс

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....

рабочая программа Умники и умницы 4 класс

с тематическим планированием...

Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 класса

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часа (1час в неделю). Программа...