Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
материал (3 класс) по теме

Сидоренко Нина Вениаминовна

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и навыков, имеющий  общеучебный характер, следовательно используемый учеником при изучении всех учебных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analititicheskiy_otchyot_za_2012-2014goda.docx79.33 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт   по самообразованию.

Тема:  «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся  на уроках чтения»

2012-2014 уч.год

Учитель начальных классов: Сидоренко Нина Вениаминовна

 

 

    Умения и навыки чтения формируются не только, как  важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный  комплекс  умений и навыков, имеющий общеучебный   характер и, следовательно,  используемый учеником при изучении всех учебных предметов. Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента  (осознанность, беглость,  выразительность, правильность).     Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение  и посредством упражнений  постепенно поднимается  на уровень навыка, т. е.  осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически и  впоследствии  применяется  для успешного  изучения других школьных дисциплин.

В соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений   8 вида, в 4 классе необходимо формировать осознанное,  правильное, выразительное   чтение слов   целыми словами. Соблюдать при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

В связи с неоднородным овладением навыком чтения учащимися учителю на всех уроках необходимо уделять много времени для его формирования, именно  поэтому, по самообразовательной работе мною была выбрана тема:  «Методы и приёмы работы по усовершенствованию процесса овладения  техникой чтения учащимися». Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: создание банка методических разработок, направленный на совершенствование навыков чтения.

  Вся   работа    велась  по 3 направлениям:

1. Организационное.

 2. Методическое.

3. Коррекционно – развивающая  работа  с детьми

Организационное направление.

Организация обследования:

1 этап был посвящён изучению  специальной литературы, посвящённой  поиску  методов и приёмов по совершенствованию процесса  овладения    и формирование  навыка чтения  у младших школьников.    

Основной целью 2 этапа являлось проведение  обследования по выявлению у учащихся   определение  характера испытываемых детьми трудностей; анализ полученных результатов.

3 этап. Проведение   коррекционно-развивающей работы с детьми  и анализ эффективности  работы.

    В 2011-2012  учебном  году был набран   3 класс. В классе  10 человек. В  сентябре   месяце   было проведено  первичное обследование  по выявлению у учащихся   определение  характера испытываемых детьми трудностей; анализ полученных результатов.

В связи с тем, что дети прибыли с разных школ, контингент детей неоднороден по  характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказались на разных этапах овладения этим навыком, результаты представлены  в диаграмме  №1

   Данная таблица показывает, что  учащиеся при чтении читают монотонно, тихо, допускают много ошибок: повтор слогов, слов, искажают окончания в словах, пропускают буквы в слове, некоторые учащиеся 3 класса в начале года  владеют послоговым  чтением. (Николаева Н, Николаева С). Эти девочки читают слова по слогам. Очень трудно даются слова при чтении трудных слов со  стечение нескольких согласных, открытых слогов при чтении многосложных слов. С выражением читают - 30 %, осознанно читают-  60%, бегло читают- 30 %.

 Результаты  проверки чтения в конце  четверти представлены

 в  диаграмме  №2

  • Чтение  целыми словами, правильное, выразительное; темп нормальный; смысл прочитанного устанавливает правильно, самостоятельно-  4 ученика.     Данные составляют  - 40 %, что увеличилось на 10% по сравнению на начала года.
  •  Чтение по слогам, темп замедленный; монотонное- 4 человека, что составляет  40% ; не соблюдает границ предложения; преобладают ошибки специфического  характера -2 человека, что составляет 20%; смысл прочитанного самостоятельно не устанавливает с одного раза прочитанного текста- 3 человека, что составило-30%.

Требуется значительная помощь разъяснительного характера.

В течение полугодия  мною был изучен теоретический материал по овладению детьми техники чтения. Ознакомилась с методиками и способами повышения техники чтения учащихся авторов:

  • А. А. Аксёнова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилова,  Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, Н.К.

Знакомилась с новинками журнала «Дефектология», в библиотеке, интернете.

Во  2  - 4 четвертей  была продолжена работа  по  преодолению  имеющихся нарушений навыка чтения, проводилась коррекционно - развивающая  работа     на уроках и во внеклассной работе.

Так на уроках   вовлекала помимо индивидуальной и коллективной формы работы на уроке, соблюдала   определённые требования к  их деятельности:

  • На уроках чтения  отстающие  ученики  читают чаще других детей. Это помогает  поддерживать  их работоспособность  и активизировать  внимание;
  • Давала для чтения короткие и лёгкие части текста; исключала  незнакомые слова, слова со сложной структурой, большим количеством согласных, сложных или провоцирующих ошибки звукосочетаний (мышка- миска);
  • Добивалась громкости и отчётливости при  чтении. Это создавало благоприятные условия для развития самоконтроля;

Выполняли специальные упражнения,  направленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся.  Использовались чистоговорки, стихотворные тексты. Использовали упражнения для дыхания.

  •  Использовала специальные закладки при самостоятельном чтении, при чтении текста одноклассниками, это помогает сосредоточить внимание  на читаемом материале, создаёт благоприятные условия  для восприятия  читаемого, активизирует деятельность зрительного и слухового  анализаторов;
  • Использовала индивидуальные карточки,  содержание которых  составляют тексты учебников предыдущих лет обучения, а также детские книги, буквари для разных типов школ;

Проводилась работа не только над техникой чтения, но и над пониманием содержания прочитанного. Использовались такие виды работ как:

  1. Подготовка к первичному восприятию текста (беседа, наблюдение)
  2. Установка на целенаправленное  восприятие текста.
  3. Эмоционально-оценочная беседа.
  4. Беседа в связи  с разбором  частей текста  и всего рассказа.
  5. Словарная работа.
  6. Работа над планом.
  7. Пересказ.
  8. Разбор жизненных ситуаций.
  9. Заключительная, обобщающая беседа.

Для формирования  навыка правильного чтения, т.е. чтения без искажения  звукового состава слова с соблюдением правильного ударения в словах, мною подобраны  ежедневные специальные упражнения, постоянный контроль над чтением текста.

   В  конце  четверти  была проведена проверка навыка техники чтения, результаты показаны в диаграмме №3

  • Чтение  целыми словами-8   чел.-80%;
  •  Правильное чтение-7  человек-70%;
  •  Выразительное чтение-   6 чел.-60%;
  •  Темп нормальный – 8 человек-80%;
  • Чтение по слогам, темп замедленный, специфические ошибки-2 чел.,-20%        
  • Монотонное- 4 чел., что составляет  40 %;

По итогам  четверти результат проверки навыка чтения  показали:

  • Чтение  целыми словами-8   чел.-80%;
  •  Правильное чтение-7  человек-70%;
  •  Выразительное чтение-   6 чел.-60%;
  •  Темп нормальный – 6 человек-60%;
  • Чтение по слогам, темп замедленный, специфические ошибки-1 чел.,-10%        

 Итоги 4 четверти:

  • Чтение  целыми словами-8   чел.-80%;
  •  Правильное чтение-6  человек-60%;
  •  Выразительное чтение-   5 чел.-50%;
  •  Темп нормальный – 6 человек-60%;
  • Чтение по слогам, темп замедленный, специфические ошибки-1 чел.,-10%        

Результаты проверки навыка чтения

                             3 класс 2012-2013уч.год

 

В 2013-2014 учебном году,  в 4 классе, была продолжена работа по активизации учащихся на уроке, создавала условия для постоянного слушания правильной русской речи, обогащала новыми словами, грамматическими формами  конструкциями, постоянно поддерживала интерес к чтению. Используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные методы и приёмы работы.  По итогам каждой четверти проводился мониторинг по овладению навыка чтения. (Диаграммы представлены).В конце учебного года результаты показали:

  • Чтение  целыми словами- 11 чел.-100%;
  •  Правильное чтение-9 человек-81%;
  •  Выразительное чтение- 10 человек-91%;
  •  Темп нормальный -10человек-91%;        
  • Монотонное- 1 человек, что составляет  9 %;

Результаты успеваемости, качества знаний и уровень обученности учащихся

               по чтению за 2012-2013и 2013-2014 учебные годы

По итогам всего вышеизложенного, можно сказать, что все ученики  читают целыми словами, достаточно выразительно, осознанно, т.к. умеют передать содержание прочитанного. Неуспевающих учащихся в классе нет (успеваемость 100%) Качество знаний 91%, обученность  73%  Полученные данные подтверждают эффективность подобранных методических средств.

     Таким образом, анализ результатов показал улучшение в показателях,  можно утверждать, что  разнообразные методы и приёмы, используемые мною на уроках показали эффективность в улучшении навыков чтения.

Диаграмма №1

Результаты успеваемости, качества знаний и уровень обученности

учащихся по чтению за   2012-2013 уч. год.  

 

ИТОГИ ЗУН ПО  ЧТЕНИЮ

 УЧ-СЯ 4 КЛАССА

УЧЕБНЫЙ ГОД 2013-2014

 

 

Диаграмма №2

ЗУН

по проверке навыка техники чтения

класс: 4

Дата: 3 четверть 2013-2014уч. г.                       Всего: 11 человек

Диаграмма №3

ЗУН

по проверке навыка техники чтения

класс: 4

Дата: 4 четверть 2013-2014уч. год                                                                 Всего: 11 человек

Диаграмма №4

ЗУН

по проверке навыка техники чтения

класс: 4

Дата:  2013-2014уч. год                                                                               Всего: 11 человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семантических полей на уроках чтения как условие развития активного словарного запаса глухих учащихся.

Статья содержит некоторые приемы работы на уроках чтения в начальной школе по обогащению активного словарного запаса у глухих школьников....

Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"

Очень часто учитель, готовясь к урокам математики, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс об...

Формирование интеллектуально-речевых умений на уроках чтения

Перед каждым учителем стоит проблема формирования умений учебного труда. Эта проблема тесно связана с проблемой успеваемости  не только в начальной школе. Но одна из задач начальной школы состоит...

Доклад на тему "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"

Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий...