Программа дополнительного образования «Искусница»
рабочая программа (технология) на тему

Программа  дополнительного  образования 

«Искусница»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_iskusnitsa.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО  «Малышевская  специальная  (коррекционная)  общеобразовательная

школа-интернат  VIII  вида»

Программа  дополнительного  образования  

«Искусница»

                                                                                                    Программу  разработала

                                                                                                 учитель швейного дела

                                                                             

                                                                                Квяток  Е.В.

                                                                               

2013-2014 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                     «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                                              Сухомлинский В.А.

        Формирование творческой личности – одна из задач на современном этапе. Занятия художественно – творческой деятельностью создают основу для полноценного развития личности, содержательного общения между детьми и взрослыми, разнообразят досуг и заполняют свободное от учебы время учащихся. Программа факультатива «Искусница» способствует  решению этих задач.

 Данная программа  создаёт  условия для развития коммуникативных отношений между детьми через приобщение их к творчеству и даёт возможность ощутить себя авторами художественного произведения. Актуальность появления программы вызвана большими возможностями коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии, которое открывает работа с бумагой: развивает психические процессы, мелкую моторику рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка в познавании окружающего мира. Квиллинг является универсальным способом образования, его можно прекрасно сочетать с занятиями по развитию речи, математики, рисованию, обучению грамоте. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее развитие детей в процессе знакомства и освоения элементарных приемов техники квиллинга.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  2. Обучать различным приемам работы с бумагой.
  3. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами.
  4. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  5. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

      1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

      2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

      3. Развивать художественный вкус, творческие способности детей.

      4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

      1. Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

      2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

      3.Расширять коммуникативные способности детей.

      4.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

        

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Искусница”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

 

Основными критериями эффективности реализации данной программы являются:

-Усвоение и применение детьми полученных знаний, умений, навыков в процессе работы, знание базовых форм.  

-Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы    изделий; создание  изделий в технике квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

-Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики  рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

-Привитие культурных навыков в организации трудовой деятельности.

-Улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

Все сформированные знания, умения и навыки пригодятся для социальной адаптации и дальнейшей жизнедеятельности учащихся.

        Режим  занятий.

Программа факультатива “Искусница” рассчитана  на 2 года  для  учащихся  5-7  классов. Занятия проводятся  1 раз в  неделю в  каждой  группе  по  40  минут.

Формы  занятий.

 В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия.

 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных  материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:

  1. Бумага для квиллинга.
  2. Картон белый и цветной.
  3. Гофрированный картон.
  4. Инструменты (ножницы, линейки).
  5. Клей «Момент», ПВА.
  6. Пинцеты.
  7. Булавки.
  8. Зубочистки.

Дидактический материал:

Использование учебных пособий и книг.

Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.

Творческие работы, стенды и т. д.

Образцы изделий, узоров.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы:

• Проведение выставок работ учащихся:

• Оформление  класса, школы.

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как  квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших  работ и составление композиций. Учит работать индивидуально  и коллективно.

Учебно-тематический план  первого года  обучения.

№п\п

Тема

  Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.

Материал-бумага.

-

Конструирование.

Основные формы квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы.

Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

Выполнение поздравительных открыток.

Фоторамочки. Декорирование фоторамочек.

-

Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ.

-

Итого:

10ч

22ч

32ч

Содержание программы

Вводное  занятие – 2часа.

Основные направления работы факультатива. Правила поведения на факультативных занятиях. ТБ при работе с ножницами, клеем ПВА. История возникновения квиллинга. Показ работ, выполненных в технике «Квиллинг».

Конструирование.- 4часа.

Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Определение основных свойств бумаги. Материалы, инструменты, приспособления для работы. Основные правила работы.  Правила линования    бумаги и  размётка полосок. Вырезание полосок для квиллинга по линиям разной ширины.

Основные формы квиллинга - 4часа.

Основные формы “капля”, “треугольник”, “полукруг”, “лист”, “полумесяц”, «завитушки», «спираль», «звезда».  Эскиз, составление эскизов. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе.

Изготовление цветов в технике квиллинга - 6часа.

Виды цветов. Технология изготовления простых, несложных

цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Составление композиции из форм.

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.

Коллективная работа. Композиция из цветов.

Изготовление животных в технике - 5часов.

Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики.

Изготовление изделия. (Коллективная работа).

Гофрированный картон - 3часа.

Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинг. Коллективная работа.

Выполнение поздравительных открыток – 4часа.

Из истории открыток. Функции, содержание и форма открыток. Виды открыток (поздравительные, пригласительные, видовые, информационные). Материалы, применяемые для изготовления открыток. Технология изготовления.

Декорирование фоторамок - 3часа.

Фоторамки. Приемы декорирования фоторамок. Изготовление цветов, листочков для фоторамки. Правила оформления.

Итоговое занятие – 1 час.

Оформление выставки детских работ.

Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности учащихся и развивать их.

Учебно-тематический план  второго  года  обучения.

№п\п

Тема

  Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.

-

Конструирование.

Композиция  « Ветка рябины».

Новогодняя  композиция.

Коробочка, украшенная  в  технике  квиллинг.

Изготовление сувениров к празднику.

«Пасхальное яйцо».

Занимательные игрушки.

Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ.

-

Итого:

27ч

35ч

Содержание программы

Вводное  занятие – 1ч.

Ознакомление  с режимом работы факультатива, содержанием предстоящей работы.  Правила поведения на факультативных занятиях. ТБ при работе с ножницами, клеем ПВА.

Конструирование - 3ч.

Материалы, инструменты, приспособления для работы. Правила  линования    бумаги и  размётка полосок. Вырезание полосок для квиллинга  по линиям разной ширины, разного  цвета.

Композиция  « Ветка рябины» - 5 часов.

Понятие  “композиция”. Способы и правила её составления. Технология  выполнения картины «Ветка рябины». Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется коллективно.

Новогодняя  композиция – 7 часов.

Технология  выполнения Новогодней композиции. Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка. Оформление композиции. Работа выполняется коллективно.

Коробочка, украшенная  в  технике  квиллинг – 5 часов.

Технология выполнения коробочки (квадратная, прямоугольная). Подготовка материала для выполнения коробочки (картон). Нанесение схемы на бумагу. Изготовление коробочки. Изготовление базовых форм для оформления. Оформление работы.

Изготовление сувениров к празднику – 5 часов.

Традиции вручения сувениров к празднику. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Изготовление сувениров на  День рождения, День  учителя, Новый год, 8 марта, Пасху. Выполнение  необходимых  заготовок. Оформление  работы.

«Пасхальное яйцо» - 5 часов.

Технология выполнения поделки «Пасхальное яйцо». Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». Изготовление базовых форм из полос бумаги. Сборка поделки.

Занимательные игрушки – 3 часа.

Технология выполнения игрушек из гофрированного картона. Примеры игрушек. Изготовление базовых форм. Сбор игрушки. Оформление поделки.

Итоговое  занятие – 1 час.

Подготовка к выставке. Оформление выставки детских работ.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Литература

  1. А.И. Быстрицкая. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
  2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.Изд Мой мир 2008.
  3. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. «Ниола -Пресс», Москва 2008г
  4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
  5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж
  2. www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
  3. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
  4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
  5. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Марья - Искусница", "Волшебный сундучок"

Рабочая программа "Марья - Искусница"  рассчитана на обучение детей 2-х  класссов, рабочая программа "Волшебный сундучок" разработана для обучающихся 5-х классов....

Марья-Искусница

Мероприятие для девочек на 8 марта...

Внеклассное мероприятие к 8 марта «Марья-искусница»

сценарий праздника 8 марта и разнообразные конкурсы для девочек...