Художественное творчество в дизайне
методическая разработка (1, 2 класс) на тему

Журавлева Наталья Николаевна

Методическая разработка программы внеурочной деятельности для младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «Мастерская Самоделкина» рассчитана на один год обучения для учащихся 1 класса.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

          Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:

  • Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплочённого коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
  • Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного;
  • Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и в повседневной жизни;
  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

           Программа кружка позволяет  создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развивать творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

          В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • принцип дифференцированности и последовательности – в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
  • принцип культуросообразности – ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
  • принципы природосообразности – учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
  • принцип креативности – развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
  • принцип гуманизации – ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.

Технологии обучения в кружке:

  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • проектная технология;
  • информационные технологии.

                                       Содержание занятий.

  Введение в курс (1час). Цель и задачи на год. История возникновения народной игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Практическая работа: Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге. Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.

Вводное занятие (2 часа). Экскурсия в Ботанический сад.

Поделки из природного материала (12 часов). Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала. Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, черноплодки. Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод , семян на иголку с ниткой.

Учебно-тематический план

ТЕМА

Кол-во часов

1

Введение в учебный курс.

1

2-3

Экскурсия в Ботанический сад.

2

4

Натюрморт с осенними листьями. (Монотипия)

1

5

Коллективная работа: « Листопад»

1

6

Аппликация методом обрыва. « Листья клёна».

1

7

Коллективная работа: «Осеннее дерево»

1

8

Аппликация « Что у осени в корзине?»

1

9

Аппликация из листьев разных деревьев.

1

10

Объёмная аппликация «Ветка рябины»

1

11

«Осенний букет»

1

12

Образ « Осени» в красках.

1

13

Изготовление вазочки из семян овощей и деревьев.

2

15-16

Праздник  «Прощай, Осень!»

2

ВСЕГО:

16

Планируемые результаты

          Регулятивные универсальные учебные действия

           Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно – творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

          Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

           Коммуникативные универсальные учебные действия

          Учащиеся смогут:

  • допускать существенное различие точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции действия;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получить возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

          Познавательные универсальные учебные действия

          Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно – творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • устанавливать аналогии.

          Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно – творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Личностные результаты.

           У обучающего будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно – творческой деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности.      

          Обучающийся получить возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как  одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности (не успешности) творческой деятельности.

Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умениях ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

            В результате по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомится с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или  с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;  
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

          Итоги реализации программы могут быть представлены

  • через презентации проектов;
  • через выставки детских работ;
  • через оформление зала для праздников;
  • через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы,ягоды рябины, шиповника.
  • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
  • Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол.
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  • Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные игрушки, круги для плавания; самоклеющаяся пленка разных цветов.
  • Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые.
  • Вата, синтепон, капрон для набивки игрушек.
  • Бросовый материал: коробка картонная, 2 пластиковых стаканчика, пластмассовая бутылка, баночка из-под ваты, компьютерные диски; кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички.
  • Клей ПВА и «Момент».
  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
  • Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.
  • При работе бывают нужны пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
  • Для разглаживания ткани необходим электрический утюг
  • Проснякова Т. Н Уроки мастерства.– Самара: Учебная литература, 2003.
  • Проснякова Т. Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Кошки. – Самара: Учебная литература, 2006.
  • Романина В. И. Дидактический материал по трудовому обучению. –    М.: Просвящение, 1990.

Список литературы

  1. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Игрушки своими руками. – М.: МАСИ Пресс, 1996.
  2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. – М.: Скрипторий, 2006, 2007, 2008.
  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2002.
  4. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Природные дары для поделок и игры. – М.: Академия развития, 1997.
  5. Новолоцкая А. В. Игрушка в жизни ребенка. Такая разная матрешка. – Новосибирск: Сибирский вернисаж, 2008.
  6. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Скрипторий, 2006, 2008.
  7. Сорокоумова Е. А. Уроки самопознания в начальной школе. – М.: АРКТИ, 2007.
  8. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990 
  9. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990 
  10. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г. 
    Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...